г. Киров |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А28-4973/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Кононова П.И., Минаевой Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании представителей
заявителя: заместителя директора Предеина К.В.,
ответчика: Голубь О.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
третьего лица: Осипенко Ж.П., действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройСервис"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2020 по делу N А28-4973/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройСервис" (ИНН 4345225193, ОГРН 1084345006833)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН 4347021540, ОГРН 1034316517652),
с участием в деле третьего лица - некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройСервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЭнергоСтройСервис") обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, Управление, УФАС) о признании незаконным решения от 08.04.2020 N 043/10/18.1-285/2020; о возложении на УФАС обязанности выдать некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка заключения договоров по результатам закупок, проводимых на электронной площадке.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области" (далее - третье лицо, Фонд капитального ремонта).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЭнергоСтройСервис" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель ссылается на абзацы 8, 9, 15 пункта 2, пункт 103, подпункт "г" пункта 157 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 (далее - Положение N 615), и указывает, что нахождение Общества в РКПО необходимо только для участия в аукционах (закупках) на право заключения договора, поэтому отсутствие Общества в РКПО на момент заключения договоров не может быть основанием для отказа в заключении договоров. По мнению заявителя, нахождение организации в РКПО не свидетельствует о ее соответствии пункту 23 Положения N 615; в Положении N 615 отсутствует запрет организациям, чей срок нахождения в РКПО заканчивается, участвовать в закупках.
Ответчик, третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу опровергли доводы жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали письменно изложенные позиции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 31.03.2020 в Управление поступила жалоба ООО "ЭнергоСтройСервис" на действия организатора торгов - Фонда капитального ремонта.
В ходе рассмотрения жалобы Общества УФАС установило следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 18.02.2020 Фондом капитального ремонта размещено сообщение о проведении электронного аукциона (извещение N 204050000012000066). Наименование объекта закупки - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (г. Кирово-Чепецк). Начальная (максимальная) цена договора - 2 164 280,40 рублей. Дата начала подачи заявок: 19.02.2020. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020. Дата завершения рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.03.2020. Дата проведения электронного аукциона: 20.03.2020. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.03.2020 N 29-2020/Р аукцион признан несостоявшимся. Единственным участником, допущенным к участию в аукционе, признано ООО "ЭнергоСтройСервис".
На официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 18.02.2020 Фондом капитального ремонта размещено сообщение о проведении электронного аукциона (извещение N 204050000012000067). Наименование объекта закупки - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (пгт. Даровской). Начальная (максимальная) цена договора - 918 232,80 рублей. Дата начала подачи заявок: 19.02.2020. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020. Дата завершения рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.03.2020. Дата проведения электронного аукциона: 20.03.2020. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.03.2020 N 30-2020/Р аукцион признан несостоявшимся. Единственным участником, допущенным к участию в аукционе, признано ООО "ЭнергоСтройСервис".
На официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 18.02.2020 Фондом капитального ремонта размещено сообщение о проведении электронного аукциона (извещение N 204050000012000069). Наименование объекта закупки - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (г. Слободской). Начальная (максимальная) цена договора - 2 194 820,40 рублей. Дата начала подачи заявок: 19.02.2020. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020. Дата завершения рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.03.2020. Дата проведения электронного аукциона: 20.03.2020. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.03.2020 N 32-2020/Р аукцион признан несостоявшимся. Единственным участником, допущенным к участию в аукционе, признано ООО "ЭнергоСтройСервис".
На официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 18.02.2020 Фондом капитального ремонта размещено сообщение о проведении электронного аукциона (извещение N 204050000012000071). Наименование объекта закупки - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (Слободской район). Начальная (максимальная) цена договора - 4 642 058,40 рублей. Дата начала подачи заявок: 19.02.2020. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020. Дата завершения рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.03.2020. Дата проведения электронного аукциона: 20.03.2020. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 34-2020/Р от 17.03.2020 аукцион признан несостоявшимся. Единственным участником, допущенным к участию в аукционе, признано ООО "ЭнергоСтройСервис".
На официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 18.02.2020 Фондом капитального ремонта размещено сообщение о проведении электронного аукциона (извещение N 204050000012000064). Наименование объекта закупки - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (г. Орлов). Начальная (максимальная) цена договора - 373 772,40 рублей. Дата начала подачи заявок: 19.02.2020. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020. Дата завершения рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.03.2020. Дата проведения электронного аукциона: 20.03.2020. В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 17.03.2020 N 27-2020/Р аукцион признан несостоявшимся. Единственным участником, допущенным к участию в аукционе, признано ООО "ЭнергоСтройСервис".
На официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru 18.02.2020 Фондом капитального ремонта размещено сообщение о проведении электронного аукциона (извещение N 204050000012000063). Наименование объекта закупки - оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (г. Омутнинск). Начальная (максимальная) цена договора - 4 396 731,60 рублей. Дата начала подачи заявок: 19.02.2020. Дата окончания приема заявок: 11.03.2020. Дата завершения рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе: 17.03.2020. Дата проведения электронного аукциона: 20.03.2020. Победителем электронного аукциона признан участник, предложивший наименьшую цену договора - ООО "ЭнергоСтройСервис" (протокол проведения электронного аукциона от 20.03.2020 N РТС243А200067).
Согласно сведениям сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, размещенного на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, для участия в электронных аукционах на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов сведения об ООО "ЭнергоСтройСервис" внесены в реестр квалифицированных подрядных организаций 20.03.2017 на период 3 года. Дата исключения реестровой записи из сводного реестра 20.03.2020.
25.03.2020 Фонд капитального ремонта на основании пункта 220 Положения N 615 отказался от заключения договоров о проведении капитального ремонта с ООО "ЭнергоСтройСервис" в связи с исключением Общества 20.03.2020 из реестра квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету электронного аукциона, что подтверждается актами об отказе от заключения договора от 25.03.2020.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и руководствуясь пунктами 7, 8, 62, 63, 66, 220, 221 Положения N 615, УФАС пришло к выводу о наличии у организатора торгов на дату 25.03.2020 правовых оснований для отказа от заключения договоров с Обществом.
08.04.2020 Управление вынесло решение N 043/10/18.1-285/2020 о признании необоснованной жалобы ООО "ЭнергоСтройСервис" на действия Фонда капитального ремонта по отказу от заключения договоров по результатам проведения электронных аукционов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (извещения N 204050000012000066, 204050000012000067, 204050000012000069, 204050000012000071, 204050000012000064, 204050000012000063).
Не согласившись с решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 этой статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме путем проведения предварительного отбора подрядных организаций, формирования реестра квалифицированных подрядных организаций и проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме установлен Положением N 615.
Пунктом 2 Положения N 615 определены основные понятия, в том числе реестр квалифицированных подрядных организаций - сформированный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций, по итогам предварительного отбора реестр квалифицированных подрядных организаций, в котором содержится предусмотренная настоящим Положением информация о подрядных организациях, которые имеют право принимать участие в электронном аукционе по установленному предмету электронного аукциона либо у которых могут осуществляться закупки в случаях, предусмотренных пунктом 193 настоящего Положения; участник электронного аукциона - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора о проведении капитального ремонта; электронный аукцион - аукцион в электронной форме на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющийся конкурентным способом определения подрядной организации, проводимый в электронной форме, при котором победителем признается участник закупки, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций и предложивший наименьшую цену договора.
Согласно пункту 103 Положения N 615 участник, включенный в реестр квалифицированных подрядных организаций в соответствующем субъекте Российской Федерации и предоставивший обеспечение заявки на участие в электронном аукционе, вправе участвовать в электронных аукционах, проводимых в данном субъекте Российской Федерации, по соответствующим предмету электронного аукциона и начальной (максимальной) цене договора.
Для участия в электронном аукционе подрядная организация направляет заявку на участие в электронном аукционе в срок, установленный документацией об электронном аукционе (пункт 143 Положения N 615).
В силу пункта 154 Положения N 615, в случае если после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, электронный аукцион признается несостоявшимся и заявка рассматривается в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 165 Положения N 615 при признании электронного аукциона несостоявшимся в случае признания только одного участника, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, участником электронного аукциона (далее - единственный участник, допущенный к электронному аукциону), заказчик в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе обязан передать такому участнику проект договора о проведении капитального ремонта, составленный путем включения начальной (максимальной) цены договора в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемого к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с единственным участником, допущенным к электронному аукциону, в соответствии с требованиями, установленными разделом IV настоящего Положения.
Согласно пункту 195 Положения N 615 закупка у единственной подрядной организации осуществляется путем заключения заказчиком договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией, включенной в реестр квалифицированных подрядных организаций и соответствующей требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения, с учетом предмета договора о проведении капитального ремонта. Требование наличия подрядной организации в реестре квалифицированных подрядных организаций не применяется при заключении договора о проведении капитального ремонта в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 193 настоящего Положения.
Пунктом 220 Положения N 615 установлено, что заказчик обязан отказаться от заключения договора о проведении капитального ремонта с победителем электронного аукциона, или с участником электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или с единственным участником, допущенным к участию в электронном аукционе, или с единственным участником электронного аукциона в случае установления факта несоответствия лица, с которым должен быть заключен договор о проведении капитального ремонта, требованиям настоящего Положения.
Руководствуясь нормами Положения N 615, суд первой инстанции верно заключил, что одним из требований к лицу, с которым может быть заключен договор о проведении капитального ремонта (победитель электронного аукциона, участник электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, единственный участник, допущенный к участию в электронном аукционе, единственный участник электронного аукциона), является наличие в реестре квалифицированных подрядных организаций информации о данном лице.
При этом, вопреки мнению заявителя, нахождение в реестре квалифицированных подрядных организаций является обязательным не только на стадиях подачи заявки и определения победителя электронного аукциона, но и на стадии заключения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией.
Из абзацев 8, 9, 15 пункта 2, пункта 103, подпункта "г" пункта 157 Положения N 615, на которые ссылается заявитель, иное толкование не следует.
Утверждение ООО "ЭнергоСтройСервис" о том, что при проведении электронного аукциона обязательным является соответствие участника требованиям пункта 23 Положения N 615; на момент заключения договоров заявитель соответствовал всем требованиям пункта 23 Положения N 615, правомерно не принято судом первой инстанции, поскольку в силу вышеназванных норм договор о проведении капитального ремонта может быть заключен с лицом, которое как соответствует требованиям пункта 23 Положении N 615, так и находится в реестре квалифицированных подрядных организаций.
Отсутствие в Положении N 615 прямой нормы, запрещающей организациям, чей срок нахождение в реестре квалифицированных подрядных организаций заканчивается, участвовать в закупках, с учетом изложенного ранее не свидетельствует о возможности заключить договор о проведении капитального ремонта с подрядной организацией, чей срок нахождение в реестре квалифицированных подрядных организаций закончился.
Таким образом, Фонд капитального ремонта на основании пункта 220 Положения N 615 правомерно отказался от заключения договоров о проведении капитального ремонта с ООО "ЭнергоСтройСервис" в связи с исключением Общества 20.03.2020 из реестра квалифицированных подрядных организаций по соответствующему предмету электронного аукциона.
На основании вышеизложенного решение УФАС от 08.04.2020 N 043/10/18.1-285/2020 о признании необоснованной жалобы Общества на действия Фонда капитального ремонта по отказу от заключения договоров по результатам проведения электронных аукционов на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (извещения N 204050000012000066, 204050000012000067, 204050000012000069, 204050000012000071, 204050000012000064, 204050000012000063) является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая, что оспариваемое решение УФАС соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Кировской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 10.07.2020 по делу N А28-4973/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройСервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-4973/2020
Истец: ООО "ЭнергоСтройСервис"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области"