город Воронеж |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А48-13173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Малюгиным П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2020 по делу N А48-13173/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (ОГРН 1185749006739, ИНН 5753070905) о признании недействительным уведомления Департамента здравоохранения Орловской области (ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308) от 04.09.2019 N62-01-21/1613 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности и обязании устранить нарушение,
при участии:
от ООО "Клиника "Альтаир": Искоростинская О.А. - директор, согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.07.2020, предъявлен паспорт; Болдырев А.И. - представитель по доверенности б/н от 01.11.2019 сроком действия три года, диплом, предъявлен паспорт; Федяев В.С. - представитель по доверенности б/н от 12.10.2018 сроком действия три года, предъявлен паспорт, диплом;
от Департамента здравоохранения Орловской области: Постовой Т.Ю., представитель по доверенности от 04.06.2020; Михалин Д.А., представитель по доверенности от 14.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Клиника "Альтаир" (далее - ООО "Клиника "Альтаир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании недействительными уведомления Департамента здравоохранения Орловской области (далее - Департамент здравоохранения, Департамент, лицензирующий орган) от 04.09.2019 N 62-01-21/1613 "Об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности".
Также общество просило обязать Департамент переоформить лицензию на осуществление медицинской деятельности, выданную ООО "Клиника "Альтаир", включив в приложение к лицензии деятельность по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи по акушерству и гинекологии.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2020 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Клиника "Альтаир" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что соответствует лицензионным требованиям с учетом порядка оказания медицинской услуги по искусственному прерыванию беременности в амбулаторных условиях, что отсутствует необходимость организации дневного стационара или стационара и оборудования малой операционной.
Ссылается на то, что консультирование пациентов и медикаментозное прерывание беременности может выполняться в отсутствие малой операционной и врача-анестезиолога-реаниматолога согласно Клиническим рекомендациям "Медикаментозное прерывание беременности" (письмо Минздрава России от 15.10.2015 N 15-4/10/2-6120), а Правила организации деятельности женской консультации, утвержденных приказом Минзрава России от 01.11.2012 N 572н носят рекомендательный характер.
Указывает, что при оказании медицинских услуг пациенты информируются о медицинских организациях, где может быть оказана помощь в случае возникновения осложнений.
От Департамента здравоохранения поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
Департамент считает обязательным наличие дневного стационара, стационара при оказании медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
В судебном заседании представители ООО "Клиника "Альтаир" поддержали доводы апелляционной жалобы, указывая, что в данном деле исследованию подлежит не вопрос наличия у общества возможности оказания услуг в амбулаторных условиях, а возможность выдачи лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности по заявленным видам работ (услуг).
Представители Департамента здравоохранения возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях по делу.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Клиника "Альтаир" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N ЛО-57-01-001347 от 04.03.2019 по следующим работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи:
при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по сестринскому делу, сестринскому делу в косметологии;
при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи по организации здравоохранения и общественному здоровью терапии;
при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности).
07.08.2019 ООО "Клиника "Альтаир" обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заявитель обратился за переоформлением лицензии от 04.03.2019 N ЛО57-01-001347 на осуществление медицинской деятельности, включив в нее работы (услуги) при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) в амбулаторных условиях.
07.08.2019 поступившее заявление было принято лицензирующим органом к рассмотрению.
Обществом в лицензирующий орган были представлены:
заявление о переоформлении лицензии,
оригинал действующей лицензии,
копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном оснований зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения работ (услуг), права на которые не зарегистрированы в ЕГРН,
копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг),
копии документов, подтверждающих наличие у заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) профессионального образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием),
копии документов, подтверждающих наличие у заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), документов, подтверждающих наличие необходимого профессионального образования и (или) квалификации, либо наличие договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности,
- Положение о кабинете гинеколога, согласно которому амбулаторный прием акушера-гинеколога включает в себя, в том числе, медикаментозное прерывание беременности в сроке до 63 дней аменореи,
- Перечень медицинских услуг в соответствии с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", в который включена, в том числе, комплексная услуга по медикаментозному прерыванию беременности (В03.001.005).
На основании приказа от 07.08.2019 N 547 "О проведении внеплановой документарной и выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир" Департаментом здравоохранения проведена проверка с целью проверки выполнения лицензионных требований.
В ходе проверки должностные лица Департамента пришли к выводу о несоблюдении лицензиатом (соискателем лицензии) обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
пункта "а" пункта 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (далее - Положение N 291)
(отсутствие у соискателя лицензии помещений малой операционной (манипуляционной), стационара, дневного стационара;
- пункта "д" пункта 4 Положения N 291 в части с отсутствия у общества заключенных трудовых договоров с работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификатов специалистов (для специалистов с медицинским образованием), а именно: врача-анестезиолога-реаниматолога в соответствии с пунктом 123 Порядка N 572н;
Указанные нарушения были отражены в акте проверки от 04.09.2019.
Департаментом здравоохранения 04.09.2019 в адрес общества направлено уведомление N 62-01-21/1613 об отказе в переоформлении лицензии на осуществление медицинской деятельности со ссылкой на приказ Департамента от 04.09.2019 N 606.
Не согласившись с уведомлением от 04.09.2019 N 62-01-21/1613, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании, Закон N99-ФЗ) переоформление лицензии в случае, предусмотренном частью 9 данной статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 Закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
В случае, предусмотренном частью 9 статьи 18 данного закона в отношении соискателя лицензии (лицензиата) проводится внеплановая выездная проверка.
Предметом проверки являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям (часть 5 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
В сроки, установленные частями 16 и 17 данной статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 - 6 статьи 14 данного закона (часть 18 статьи 18 Закона N 99-ФЗ).
В силу части 19 статьи 18 Закона о лицензировании отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 данного закона.
В силу пункта 2 части 7 статьи 18 Закона N 99-ФЗ основанием для отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу является обоснованность выводов, сделанных должностными лицами Департамента по результатам проведенной внеплановой выездной проверки ООО "Клиника "Альтаир", отраженных в акте проверки от 04.09.2019, о несоответствии заявителя лицензионным требованиям по заявленному виду медуслуг.
Согласно статьи 8 Закона N 99 _ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" утвержден постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".
В силу пункта 4 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются:
а) наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям;
б) наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке;
д) наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
и) наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 N 121н (далее - Требования N121н).
Подпунктом 4 пункта 2 названных Требований предусмотрено, что при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях организуются и выполняются работы (услуги), в том числе, по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности).
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Как указано в части 3 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядок содержит стандарты оснащения медицинской организации.
Обращаясь с заявлением о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность по данному виду работ (услуг), соискатель лицензии должен соответствовать лицензионным требованиям, предъявляемым к соискателю лицензии, намеренному осуществлять данный вид деятельности.
Порядок оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ от 01.11.2012 N 572н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)" (далее - Порядок N 572н).
Пунктом 2 названного Порядка предусмотрено, что его действие распространяется на медицинские организации, оказывающие акушерско-гинекологическую медицинскую помощь, независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 101 Порядка N 572н искусственное прерывание беременности, в том числе несовершеннолетним, проводится врачом-акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) по "акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)".
Процесс искусственного прерывания беременности медикаментозным способом и соответствующая услуга не единовременны, а носят длительный характер и включает в себя такой этап, когда требуется наблюдение за состоянием пациентки - "динамическое наблюдение", а также этап устранения некоторых осложнений.
Министерством здравоохранения Российской Федерации изданы Клинические рекомендации (протокол лечения) "Медикаментозное прерывание беременности", разработанные для использования в работе руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации при подготовке нормативных правовых актов, руководителями гинекологических стационаров и амбулаторно-поликлинических подразделений при организации медицинской помощи, а также для использования в учебном процессе (письмо от 15.10.2015 N 15-4/10/2-6120).
В протоколе указано, что медицинские работники клиники, в которой проводится медикаментозное прерывание беременности, должны быть хорошо осведомлены о применяемых препаратах, а также о протоколе медикаментозного прерывания беременности.
В Протоколе, также, установлены требования к медработнику и учреждению для проведения медикаментозного аборта установлена последовательность выполнения медикаментозного прерывания беременности в I триместре, из которых следует, что женщине требуется до 4 визитов, во время каждого из которых осуществляется наблюдение за пациенткой в течение не менее часа после приема препарата.
В частности, в соответствии с пунктами 108, 109 Порядка N 572н прерывание беременности медикаментозным методом проводится в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи с периодом наблюдения не менее 1,5-2 часов после приема препаратов. Прерывание беременности в сроке до двенадцати недель хирургическим методом проводится в условиях дневных стационаров медицинских организаций и в стационаре. Продолжительность наблюдения женщины в условиях дневного стационара после произведенного без осложнений прерывания беременности определяется лечащим врачом с учетом состояния женщины, но составляет не менее 4 часов.
Протоколом определено, что искусственное прерывание беременности медикаментозным методом следует проводить только врачом акушером-гинекологом в медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)", имеющих возможность и условия для оказания экстренной хирургической помощи или возможность экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие сроки в гинекологический стационар.
Также указанными Рекомендациями закреплено, что медицинский персонал должен состоять из квалифицированных консультантов и врачей/медицинских работников, которые смогут определить, показан ли данный метод женщине, убедиться в успешности процедуры, направить женщину в соответствующее учреждение и/или оказать ей неотложную медицинскую помощь для которой может потребоваться: малая операционная с оборудованием для выполнения вакуум-аспирации или кюретажа; операционный инструментарий; наркозно-дыхательная аппаратура.
Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что у ООО "Клиника "Альтаир" отсутствуют: помещение дневного стационара (стационара), малой операционной (манипуляционной); отсутствие в штате врачей специалистов по направлениям "врач-анестезиолог-реаниматолог".
По Протоколу, на 4-м контрольном визите (следовательно, по мнению суда именно в клинике, учреждении, специалисты которой проводят контроль) "в случае выявления неэффективности медикаментозного аборта, женщине проводится вакуум-аспирация".
По Протоколу, женщина должна быть проинформирована, что "в случае очень сильного кровотечения или стойкого повышения температуры, ей следует обратиться за медпомощью в ту же клинику либо учреждение, где ей будет оказана неотложная медицинская помощь".
Между тем, как следует из пояснений, данных в судебном заседании представителями Общества, в том числе законным представителем - руководителем клиники, женщины информируются о том, куда, в какие иные медицинские организации можно обратиться за помощью в случае неуспешности процедуры или в случае необходимости оказания неотложной медицинской помощи.
Таким образом, в клинике проводится информирование, которое не только не является надлежащим выполнением предусмотренной законом обязанности по обеспечению безопасного оказания услуг по медикаментозному прерыванию беременности, но и не соответствует Протоколу лечения.
Доказательств того, что Обществом обеспечило получение неотложной медпомощи в экстренном порядке иными учреждениями, экстренное направление в гинекологический стационар ни суду, ни в лицензирующий орган, не представлено.
Обращаясь за переоформлением лицензии в отсутствие условий, необходимых для наблюдения после оказания услуги по искусственному прерыванию беременности, общество не подтвердило возможность обеспечения экстренной медицинской помощи.
Поскольку состояние пациентки при медикаментозном прерывании беременности зависит от наличия у нее заболеваний и их характера, течения беременности, индивидуальной реакции на принятые препараты, то как указано в Протоколе лечения, у пациентки в первые часы могут возникать боли, тошнота, головокружение, кровотечение, обмороки.
Между тем, в клинике отсутствуют койки и персонал на период нахождения пациентки под динамическим наблюдением.
Факт отсутствия указанных помещений и специалистов ООО "Клиника "Альтаир" не оспаривается.
При этом, Правила организации деятельности дневного стационара, в редакции Приказа Минздрава России от 30.03.2018 N 139-н, позволяют количество мест и режим работы дневного стационара определяется руководителем медицинской организации с учетом ее мощности и объема проводимых медицинских мероприятий (п 8, 9). Из Правил следует, что оказание помощи в случае, когда не требуется круглосуточное медицинское наблюдение, в случае необходимости проведения лечебных мероприятий, требующих наблюдения медицинским персоналом в течении нескольких часов в условиях медицинской организации.
Утверждение заявителя о том, что услуга по медикаментозному прерыванию беременности может предлагаться не полностью, а например, лишь в объеме консультирования о наличии показаний для медикаментозного аборта, а для этого оборудование малой операционной нецелесообразно, основан на неверном понимании приведенных положений законодательства и в том числе, целей лицензирования отдельных видов деятельности и услуг.
Также, экономические интересы частной медицинской организаций не должны становится приоритетными.
Статьей 2 Закона N 99-ФЗ определены цели и задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности:
1. Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Выдача лицензии (разрешение на право) возможна только в случае, когда соискатель (лицензиат) соответствует всем требованиям, установленным применительно к лицензируемому виду деятельности и лицензируемому конкретному виду услуг, должны быть созданы условия, необходимые при оказании ее в полном объеме. При этом соблюдение этих требований носит не формальный характер, а обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В связи с чем, не обоснованно и мнение заявителя о том, что в данном деле исследованию подлежит не вопрос наличия у общества возможности оказания услуг в амбулаторных условиях, а возможность выдачи лицензии на осуществление соответствующей медицинской деятельности по заявленным видам работ (услуг).
Суд учитывает, также, что ст 8 Закона N 99-ФЗ закреплено, что к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
По смыслу Порядка N 572н, у соискателя лицензии должна иметься возможность оказать медицинские услуги, за которыми обращается пациентка, в полном объеме, то есть в объеме, предусмотренном Протоколом лечения. При этом пациентка имеет право обратиться в иную организацию, однако указанное является ее выбором, а не связано с отсутствием в клинике необходимых для этого условий (инструментария, помещений, оснащения, персонала).
Обществом в ходе рассмотрения дела не было представлено доказательств, подтверждающих наличие у него возможности немедленного оказания пациентке помощи в случае наличия у нее осложнений, а равно и доказательств экстренной медицинской эвакуации в кратчайшие соки в гинекологический стационар.
Ссылка апелляционной жалобы на рекомендательный характер Правил организации деятельности женской консультации, утвержденных приказом Минздрава России от 01.11.2012 N 572н, также подлежит отклонению в силу требований ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с положениями данной статьи, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается, в том числе, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе Клинических рекомендаций.
В ходе судебного разбирательства суд пришел к выводу, что Общество не имеет необходимых условий и персонала для оказания заявленной медицинской услуги, а правовая позиция медицинской организации не согласуется с Протоколом лечения, клиническими рекомендациями, тогда как осведомленность о протоколе медикаментозного прерывания беременности является одним из требований к работнику и медицинскому учреждению для проведения медикаментозного аборта.
Таким образом, решение Департамента и суда первой инстанции о несоответствии заявителя лицензионным требованиям обоснованны и правомерны.
Оснований для их переоценки апелляционная коллегия не усматривает.
Обжалуемое решение суда является верным, оснований для удовлетворения жалобы не установлено.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.03.2020 по делу N А48-13173/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-13173/2019
Истец: ООО "КЛИНИКА "АЛЬТАИР"
Ответчик: Департамент здравохранения Орловской области