г. Москва |
|
01 октября 2020 г. |
Дело N А41-8271/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "ТЭКА-Сервис": Тимушева Н.В. - адвокат, по доверенности от 06.02.2020;
от министерства экологии и природопользования Московской области: Мусиев Р.А. по доверенности от 12.02.2020, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТЭКА-Сервис"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 июня 2020 года по делу N А41-8271/20,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭКА-Сервис"
к министерству экологии и природопользования Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТЭКА-Сервис" (далее - общество, заявитель, ООО "ТЭКА-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к министерству экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления от 27.12.2019 N 03/24/1413/2019.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2020 года по делу N А41-8271/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 67-69).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ТЭКА-Сервис" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ТЭКА-Сервис" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель министерства возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Тэка-Сервис" в период с 09 декабря 2019 года по 16 декабря 2019 года в соответствии с лицензией на пользования недрами МСК 80195 ТЭ от 18 апреля 2016 года на территории месторождения "Никифоровское", расположенного в 0.7 км. южнее дер. Иикифоровское Одинцовского городского округа Московской области - осуществляло добычу полезных ископаемых на территории земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:409, имеющего категорию земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (т. 1 л. д. 38-39).
Согласно пункту 2.3 Условий пользование недрами к лицензии МСК 80195 ТЭ до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь обязан:
- оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка в целях недропользования;
- осуществить перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую использование земельного участка для целей недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
- копии документов представить в министерство не позднее 30 дней с момента их получения.
На момент проведения работ по добыче полезных ископаемых, организацией не были в установленном законом порядке оформлены документы по изменению категории земельного участка с кадастровым номером 50:20:0090428:409, позволяющих его использование в целях недропользования.
По результатам рассмотрения материалов административного дела министерство постановлением от 27.12.2019 N 03/24/1413/2019 привлекло общество к административной ответственности на основании части 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 350 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ТЭКА-Сервис" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
В силу части 1 статьи 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и названным Законом.
Пунктом 2.3 Условий пользование недрами к лицензии МСК 80195 ТЭ предусмотрено, что до начала проведения работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, недропользователь обязан:
- оформить правоустанавливающие документы, необходимые для использования земельного участка в целях недропользования;
- осуществить перевод земель из категории сельскохозяйственного назначения в категорию, допускающую использование земельного участка для целей недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
- копии документов представить в министерство не позднее 30 дней с момента их получения.
Таким образом, начало проведения работ по разведке и добыче на участке недр полезных ископаемых, и с учетом приведенных нормативных положений, то земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории и после оформления правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В силу части 10 статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Таким образом, обществом требования пункта 2.3 Условий пользование недрами к лицензии МСК 80195 ТЭ выполнены не были, общество приступило к работам в отсутствие оформленных правоустанавливающих документов, необходимых для использования земельного участка в целях разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых песков строительных при строительстве рыбоводного нагульного пруда. Доказательств обратно суду не представлено.
Запрещается проведение работ по разведке и добыче на участке недр, предоставленном в пользование, до оформления документов, необходимых для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, недропользователь обязан оформить документы, необходимые для использования соответствующего земельного участка в целях недропользования, в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, копии документов представить в Министерство не позднее 30 дней с момента их получения.
Указанное условие заявителем не оспорено, является действующим.
Как правильно указал суд первой инстанции, по своему содержанию данное условие является обязательным условием действия лицензии (статья 12 Закона N 2395-1).
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Доказательств того, что обществом приняты все необходимые и достаточные меры для недопущения выявленного правонарушения суду предоставлено не было.
Срок привлечения к административной ответственности не истек.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности арбитражным апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Довод заявителя апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения является необоснованным в связи со следующим.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью административного органа.
В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В пункте 18.1 указанного Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, указывающих на признаки малозначительности совершенного административного правонарушения и позволяющих применить статью 2.9 КоАП РФ.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок пользования недрами, порядок контроля, порядок учета их использования, что свидетельствует о существенной угрозе охраняемым интересам, поскольку ограничивает государство в контроле национального достояния - недр Российской Федерации. Совершенное заявителем административное правонарушение представляют существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области пользования недрами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости замены штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с положениями части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, с учетом характера выявленных нарушений и степени общественной опасности правонарушения (в области пользования недрами) такой совокупности обстоятельств не имеется.
Допущенное обществом правонарушение, а именно, разработка участка недр с нарушением условий, предусмотренных лицензией, может причинить существенную угрозу объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует возможность применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку не соблюдены все необходимые условия для ее применения.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ носят диспозитивный характер и применяются по усмотрению суда в каждом конкретном случае.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 июня 2020 года по делу N А41-8271/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8271/2020
Истец: ООО "ТЭКА-СЕРВИС"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ