г. Владивосток |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А24-1830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-5069/2020,
на решение от 15.07.2020
судьи Е.Ю.Лебедевой
по делу N А24-1830/2020 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс" (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005)
к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (ИНН 4101099804, ОГРН 1054100005068)
третье лицо: министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
о признании недействительным предписания от 20.02.2020 N Н-58 об устранении выявленных нарушений санитарных правил,
при участии:
от управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю:
Горячкина Н.П. по доверенности N 41-00-03/68-10505-2020 от 28.09.2020, сроком действия до 31.12.2020, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 1839);
от государственного унитарного предприятия Камчатского края "Спецтранс", Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс" (далее - заявитель, ГУП "Спецтранс", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным предписания управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю, Управление) от 20.02.2020 N Н-58 об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
Решением суда от 15.07.2020 заявленные требования удовлетворены. Предписание от 20.02.2020 N Н-58 об устранении выявленных нарушений санитарных правил признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение от 15.07.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что предписание об устранении выявленных нарушений может быть выдано только в силу Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав при осуществлении контроля; Закон N 294-ФЗ).
Указывает, что оспариваемое предписание N Н-58 от 20.02.2020 выдано в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
По мнению апеллянта, доводы ГУП "Спецтранс" при подаче заявления в суд сводятся к освобождению его от обязанности по устранению выявленного нарушения по причине того, что оно вынесено в рамках административного расследования, без проведения проверки в соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ.
Полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений установлены в рамках иной законной процедуры - при производстве по делам об административном правонарушении в виде административного расследования.
Государственное унитарное предприятие Камчатского края "Спецтранс", министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, с учетом мнения представителя апеллянта, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
В управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю поступило обращение от 24.12.2019 N Э-1368/1/ЭП о несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов при обращении с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в месте накопления твердых коммунальных отходов, расположенной рядом с муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Средняя школа N 11 имени В.Д. Бубенина" Петропавловск-Камчатского городского округа по адресу проспект Карла Маркса, д. 15/1 в г. Петропавловске-Камчатском вблизи детской площадке.
При рассмотрении данного обращения, а также на основании информации поступившей из управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, вынесено определение от 20.01.2020 N 2 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ГУП "Спецтранс".
По результатам административного расследования выявлены нарушения пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, пункта 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19 и предприятию выдано предписание от 20.02.2020 N Н-58 об устранении выявленных нарушений санитарных правил, которым управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю обязало ГУП "Спецтранс" устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства в срок до 13.05.2020, а именно:
- обеспечить расстояние от контейнера (заглубленного) для накопления ТКО, расположенного рядом с жилым многоквартирным домом N 14 по улице Тушканова, г. Петропавловск-Камчатский, до детской игровой площадки до нормируемого значения "не менее 20 метров, но не более 100 метров";
- обеспечить расстояние от контейнера (заглубленного) для накопления ТКО, расположенного рядом с жилым многоквартирным домом N 14 по улице Тушканова, г. Петропавловск-Камчатский, жилого многоквартирного дома N 12/1 по улице Тушканова, г. Петропавловск-Камчатский до нормируемого значения "не менее 20 метров, но не более 100 метров".
Письмом руководителя управления от 18.05.2020 N 41-00-03/71-2944-2020 предприятие проинформировано, что из предписания от 20.02.2020 N Н-58 исключены ссылки на требования абз. 2 пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых здания и помещениях" на основании приказа от 15.05.2020 N 67. В остальной части предписание N Н-58 остается на контроле.
По результатам рассмотрения материалов административного производства должностным лицом управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю вынесено постановление от 24.03.2020 N 200040, которым ГУП "Спецтранс" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Полагая, что выданное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы предприятия, ГУП "Спецтранс" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Удовлетворяя заявление ГУП "Спецтранс", суд первой инстанции исходил из того, что управлением нарушен порядок проведения проверки в отношении предприятия, установленный действующим законодательством (Законом N 294-ФЗ), что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого предписания недействительным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции усматривает основания для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Закона N 52-ФЗ понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ, под федеральным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписания должностных лиц, осуществляющих государственно-эпидемиологический надзор.
На основании пункта 4 статьи 44 Закона N 52-ФЗ федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
Как указано в пункте 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
В соответствии с п. 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Роспотребнадзор и его территориальные органы осуществляют надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей и благополучия человека.
Анализ названных законоположений и материалов дела свидетельствует о том, что предписание от 20.02.2020 N Н-58 об устранении выявленных нарушений санитарных правил выдано управлением Роспотребнадзора по Камчатскому краю в рамках проведения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Из материалов дела следует, что по результатам административного расследования выявлены нарушения ГУП "Спецтранс" обязательных требований санитарного законодательства: абзаца 1, 2 статьи 11, пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ, пункта 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19, что послужило основанием для вынесения предписания от 20.02.2020 N Н-58 и подтверждается материалами дела об административном правонарушении по части 1 статьи 6.35 КоАП РФ, в том числе, протоколом N 200038 от 20.02.2020 об административном правонарушении, протоколом осмотра территорий, помещений, документов, товаров и предметов от 23.01.2020, экспертным заключением от 29.01.2020 N 83-2/Э-06.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования ГУП "Спецтранс", исходил из того, что в силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закон N 294-ФЗ предписания об устранении выявленных нарушений могут выдаваться контролирующими органами только по результатам проведения проверок, регламентированных данным законом. В свою очередь Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможность выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам административного расследования.
На этом основании суд пришел к выводу, что выдача оспариваемого предписания по результатам административного расследования вне процедуры проведения проверки, проведенной по правилам Закона о защите прав при осуществлении контроля, является грубым нарушением законодательства и влечет признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.
Апелляционная коллегия, изучив материалы дела, а также доводы апелляционной жалобы по данному вопросу, не может согласиться с вышеуказанным выводам суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании пункта 4 статьи 44 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения. Как указано в пункте 2 статьи 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.
При вынесении решения, судом не было учтено, что частью 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ при осуществлении контроля установлено исключение из общего правила о вынесении предписаний по результатам проверок для тех случаев, когда факты допущенных нарушений достоверно установлены в рамках иной законной процедуры - при производстве по делу об административном правонарушении.
Статья 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, наделяя контролирующие органы полномочием по вынесению предписаний об устранении нарушений санитарного законодательства, также не содержат положений, исключающих возможность вынесения предписаний, если основания для принятия соответствующих мер выявлены в рамках административного расследования.
Иной подход означал бы, что контролирующий орган должен назначить и провести отдельную проверку деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя для подтверждения фактов, которые уже выявлены и нашли документальное подтверждение в рамках иной законной процедуры, не имея возможности принять установленные законом меры к устранению выявленных нарушений посредством вынесения предписания.
Данный подход не отвечает цели принятия Закона N 294-ФЗ, состоящей в защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а не в освобождении хозяйствующих субъектов от устранения действительно допущенных ими нарушений, в особенности, затрагивающих здоровье населения и благополучие среды обитания.
Кроме того, апелляционная коллегия учитывает, что такой правовой подход отражен в пункте 46 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд пришел к выводу, что оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий, установленных статьей 50 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и части 3 статьи 1 Закона о защите прав при осуществлении контроля, при его принятии не было нарушено право общества на защиту и, соответственно, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, оснований для удовлетворения требований ГУП "Спецтранс" о признании недействительным предписания от 20.02.2020 N Н-58 у суда первой инстанции не имелось, в их удовлетворении следует отказать. В связи с чем решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.07.2020 по делу N А24-1830/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1830/2020
Истец: ГУП Камчатского края "Спецтранс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края