г. Санкт-Петербург |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А56-1102/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Трощенко Е.И.
судей Горбачевой О.В., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Борисенко Т.Э.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Богданова Е.А., доверенность от 13.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19123/2020) к/у ООО "Мегаснаб Сервис" Федорова М.Ю. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2020 по делу N А56-1102/2020(судья Сундеева М.В.), принятое
по иску к/у ООО "Мегаснаб Сервис" Федорова М.Ю.
к Межрайонной инспекции ФНС N 19 по Санкт-Петербургу
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мегаснаб Сервис" в лице конкурсного управляющего Федорова М.Ю. (далее - ООО "Мегаснаб-Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт- Петербургу (далее - ответчик, налоговый орган, Инспекция) 277 567 340 руб. в счет возмещения вреда.
Решением суда от 28.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Истец, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, неправомерен отказ в возмещении убытков, связанных с неисполнением решения суда, налоговый орган допустил бездействие
по неперечислению денежных средств.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции против жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2014 ООО "Мегаснаб-сервис" (ИНН 7816385372, ОГРН 1067847735262) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.
Определением от 26.10.2018 конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий Федоров Михаил Юрьевич.
ООО "Мегаснаб-Сервис" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Инспекции произвести возврат НДС за 3 квартал 2011 года в размере 114 812 847 руб.; произвести выплату в размере 637 849 руб. 15 коп. процентов за несвоевременный возврат сумм налога за период с 29.06.2012 по 23.07.2012, а также с последующим начислением процентов на сумму долга, начиная с момента принятия судом решения по день фактической уплаты с учетом ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; возместить 120 000 руб. судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2013 по делу N А56-43163/2012 заявленные требования Общества удовлетворены частично в отношении суммы НДС за 3 квартал 2011 года в размере 114 812 847.00 руб., в отношении процентов за несвоевременный возврат налоговых сумм за период с 29.06.2012 по 23.07.2012 в размере 637 849.15 руб. с последующим начислением процентов на сумму долга, начиная с момента вынесения решения судом по день фактической выплаты, исходя из учетной ставки ЦБ РФ, а также суд взыскал с налогового органа 60 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя и 2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2013 по делу N А56-43163/2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2013 по делу N А56-43163/2012 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В целях принудительного исполнения судебного акта Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-43163/2012 Обществу были выданы исполнительные листы серии АС N 004436150, N 004436159, N 0044366160 и N 004436161, которые были приняты Управлением Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу (далее - Казначейство) к исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 по делу N А56-76191/2012 суд обязал Инспекцию произвести возврат ООО "Мегаснаб-Сервис" НДС за 1 квартал 2012 в размере 48 473 336 руб., за 2 квартал 2012 в размере 114 281 157 руб., выплатить и начислить проценты за несвоевременный возврат НДС за 1 квартал 2012 за период с 08.08.2012 по 12.03.2013 в размере 1 679 399 руб. 11 коп., за 2 квартал 2012 за период с 08.11.2012 по 12.03.2013 в размере 2 147 533 руб. 40 коп., с последующим начислением процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога по день перечисления денежных средств, а также взыскал судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 60 000 руб. и 200 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 решение суда первой инстанции от 30.05.2013 по делу N А56-76191/2012 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.10.2013 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В целях принудительного исполнения решения суда от 30.05.2013 по делу N А56-76191/2012 в отношении удовлетворенных требований в части понуждения Инспекции произвести возврат НДС, выплатить проценты и возместить судебные расходы 31.07.2013 Обществу были выданы исполнительные листы от 30.05.2013 серии АС N 004866921, АС N 004866922, которые были предъявлены заявителем в Казначейство.
По мнению ООО "Мегаснаб-Сервис", судебные акты по делам N А56-43163/2012, N А56-76191/2012 не исполнены и денежные средства на счет истца не поступили, исполнительные листы Инспекцией не исполнены, в связи с чем Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией за счет ее казны.
При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ" (далее - постановление N 25) разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ); размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
По смыслу приведенных норм следует, что для применения ответственности лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившими неблагоприятными последствиями, а также размер понесенных убытков.
Порядок возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных), подлежащих возмещению сумм налогов за счет средств соответствующих бюджетов урегулирован положениями статей 78, 79 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьей 160.1 и статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а также "Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н).
В силу положений пункта 2 статьи 160.1 БК РФ в отношениях, связанных с возвратом излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, налоговый орган выступает администратором доходов бюджета.
Статьей 176 НК РФ установлен следующий порядок возврата налога на добавленную стоимость налогоплательщику: сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога налоговым органом принимается решение о возврате суммы налога.
На основании оформленного решения о возврате налоговый орган оформляет поручение на возврат суммы налога и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства в виде заявки на возврат. (Письмо ФНС России от 18.12.2012 N ЕД-4-8/21578@ "О порядке исполнения решения о возврате суммы налога на добавленную стоимость").
Форма заявки на возврат (0531803), утверждена Приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", является платежным документом на основании которого производится перечисление средств бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, для исполнения исполнительного документа.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (пункты 6, 7 и 8 статьи 176 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 166.1 БК РФ Федеральное казначейство производит перечисление средств по возврату излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Процедура возврата средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентирована Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 125н (далее - Порядок N 125н).
С учетом положений пункта 27 Порядка N 125н возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты.
Следовательно, возврат денежных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании исполнительного документа во исполнение соответствующих требований иступившего в законную силу судебного акта осуществляется в соответствии с Порядком N 125н, путем представления должником в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, соответствующего документа - Заявки на возврат.
Как следует из материалов дела, во исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2013 по делу N А56-43163/2012 Инспекцией было принято решение о возврате НДС от 04.07.2013 N 91638 в размере 114 812 847 руб.
Также был сформирован электронный файл с заявкой на возврат N 7805ZV000004869 от 05.07.2013, который был направлен в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в г. Санкт-Петербурге, где, в свою очередь, на основании постановления Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 04.07.2013 следователем по ОВД 7 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу произведена выемка указанного файла с заявкой на возврат N 7805ZV000004869 на сумму 114 812 847 руб.
В подтверждение изъятия в Казначейство был представлен протокол выемки от 05.07.2013. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письмом Казначейства от 20.08.2013 исх. N 720-14-02/4061, которое было направлено в ответ на обращение Общества от 01.08.2013 N 20/исп.
В дальнейшем, налоговым органом было сформировано поручение на бумажном носителе, содержащее заявку на возврат N 7805ZV000001402 от 12.03.2014 на сумму 114 812 847 руб. и направлено в Казначейство.
На основании постановления о производстве выемки от 13.03.2014 и согласно протокола выемки от 13.03.2014, старшим следователем 7 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области майором юстиции Гамидовым Р.А. в рамках уголовного дела N 78438, заявка на возврат N 7805ZV000001402 от 12.03.2014 на сумму 114 812 847 руб. была изъята.
Во исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 по делу N А56-76191/2012 Инспекцией были приняты решения о возврате НДС от 22.02.2013 N 87583 за 1 квартал 2012 года в размере 48 473 336 руб. и от 26.08.2013 N 92891 за 2 квартал 2012 года в размере 114 281 157 руб., а также сформированы соответствующие заявки на возврат денежных средств, которые были направлены в электронном виде в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в г. Санкт-Петербурге.
Следователем Следственного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировскому району Санкт-Петербурга были вынесены постановления о производстве выемки в филиале ФКУ "Налог-Сервис" файлов, в которых находились заявки от 22.02.2013 и от 26.08.2013, о чем были составлены соответствующие протоколы выемки указанных файлов от 25.02.2013 и от 28.08.2013.
Также Инспекцией во исполнение исполнительного листа серии АС N 004866921 приняты решения о возврате процентов за 1 квартал 2012 года от 11.11.2013 N 95539 в размере 1 679 399 руб. 11 коп., за 2 квартал 2012 года от 11.11.2013 N 95541 в размере 2 147 533 руб. 40 коп., последующих начислений процентов от 13.11.2013 N 95716 в размере 4 399 824 руб. 54 коп., сформированы электронные файлы с заявкой на возврат, которые были направлены в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России в г. Санкт-Петербурге.
Во исполнение постановления Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 11.11.2013 по уголовному делу N 3/4-325/13 следователем 7 отдела Следственной части расследований преступлений и организованной преступной деятельности Главного следственного управления Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области) была осуществлена выемка в филиале ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России по Санкт-Петербургу файлов, в которых находились заявки от 11.11.2013 и от 13.11.2013, о чем 13.11.2013 был составлен протокол выемки указанных файлов.
В дальнейшем налоговым органом были сформированы поручения на бумажном носителе, содержащие заявки на возврат N 7805ZV000001401 от 12.03.2014 на сумму 48473336 руб., N 7805ZV000001404 от 12.03.2014 на сумму 1679399 руб. 11 коп., N 7805ZV000001406 от 12.03.2014 на сумму 4 399 824 руб. 54 коп., N 7805ZV000001403 от 12.03.2014 на сумму 114 281 157 руб., N 7805ZV000001405 от 12.03.2014 на сумму 2147533 руб. 40 коп. и направлены в Казначейство.
Указанные заявки были изъяты на основании постановлений о производстве выемки от 13.03.2014, согласно протоколам выемки от 13.03.2014 старшим следователем 7 отдела СЧ по РОПД ГСУ ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках уголовного дела N 78438.
Вместе с тем из материалов дела следует, что по настоящее время изъятые следственными органами документы не возвращены.
Действия следственного органа по выемке файлов не были оспорены, на настоящий момент являются законными и обоснованными.
Следовательно, налоговый орган осуществил все предусмотренные налоговым законодательством действия по возврату сумм переплаты, приняв решения о возврате и направив заявки на возврат в казначейство.
То обстоятельство, что спорные заявки на возврат были изъяты из казначейства и спорные суммы фактически не были возвращены налогоплательщику, не свидетельствует о неправомерности действий Инспекции.
Инспекцией были совершены все необходимые действия по исполнению требований исполнительного листа.
Согласно п. 1 совместного письма ФНС России N ММВ-20-8/52@, Казначейства России N 42-7.4-05/9.3-318 от 30.05.2013 обязанность налогового органа по возврату денежных средств во исполнение судебного акта считается исполненной при предоставлении налоговым органом, выступающим должником по исполнительному документу, в территориальный орган Федерального казначейства по месту предъявления судебного акта информации о реквизитах соответствующей заявки на возврат.
В силу п. 2 вышеуказанного письма в случаях, когда следственными органами в связи с возбуждением уголовного производства осуществляется выемка у налоговых органов файлов с заявками на возврат и, как следствие, фактическое неисполнение требований судебного акта происходит по независящим от налоговых органов причинам, налоговый орган в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 Кодекса, представляет в орган Федерального казначейства постановление о выемке и протокол выемки указанных файлов.
В силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2019 по делу N АКПИ19-316 "Об отказе в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании пункта 2 письма ФНС России N ММВ-20-8/52@, Казначейства России N 42-7.4-05/9.3-318 от 30.05.2013" невозможность фактического возврата денежных средств в случае, когда следственными органами в связи с возбуждением уголовного производства осуществляется выемка у налоговых органов файлов с заявками на возврат, происходит по независящим от налогового органа причинам, налоговый орган в срок, установленный пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ, представляет в орган Федерального казначейства постановление о выемке и протокол выемки указанных файлов.
Данная ситуация объективно влечет невозможность фактического возврата денежных средств по независящим от налоговых органов причинам ввиду отсутствия файлов с заявками на возврат денежных средств у налоговых органов.
Вышеуказанные обстоятельства были установлены в рамках судебного дела N А56-90636/2019 по заявлению Общества о присуждении 84 818 500 руб. компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.05.2013 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 по делу N А56-76191/2012 в разумный срок.
Вступившим в силу решением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.12.2019 по делу N А56-90636/2019 в заявленных требованиях ООО "Мегаснаб-сервис" отказано. Суд указал, что после предъявления Обществом исполнительного документа к исполнению 17.04.2015 в Казначейство процедуры исполнения последнего не завершены в связи с изъятием в рамках произведенной 13.03.2014 ГСУ ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области выемки заявок на возврат, предоставленных 13.03.2014 в Казначейство.
Правомерность действий Инспекции подтверждена судебными актами по делу А56-121739/2019.
Таким образом, налоговый орган не допустил неправомерного бездействия, влекущего возникновения у заявителя убытков.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценке представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также сделанных им выводов.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку определением апелляционного суда от 17.08.2020 подателю жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы до принятия судебного акта по результатам ее рассмотрения, государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию с истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2020 по делу N А56-1102/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мегаснаб Сервис" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1102/2020
Истец: ООО "Мегаснаб Сервис" к/у Федоров М.Ю.
Ответчик: Межрайонная инспекция ФНС N19 по Санкт-Петербургу