г. Киров |
|
02 октября 2020 г. |
Дело N А29-2906/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панина Н.В.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плёнкиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2020 по делу N А29-2906/2020
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101160027, ОГРН: 1171101008297)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785)
об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - Компания, ответчик, заявитель) об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности в лесах на площади 0,0656 га, а именно: обеспечить уборку порубочных остатков в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), путем их вывоза с просеки в квартале N 156 выделах N 2, 3 Визингского участкового лесничества Сысольского лесничества, на которой находится линия электропередач, в срок до 15.07.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2020 исковые требования удовлетворены.
Компания с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя, Компания надлежащим образом устранила выявленные нарушения, о чем истец извещен письмом от 13.06.2019. Акт патрулирования от 06.08.2019 является недопустимым доказательством, поскольку в нарушение части 2 статьи 13.2, части 5 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" акт составлен без участия представителей Компании, а должностные лица, проводившие патрулирование не доводили до сведения руководителя органа государственного контроля (надзора) информацию в письменном виде о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Компанией заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между Министерством и Компанией заключен договор аренды лесного участка от 27.03.2018 N СО 990521/01/18-АЗ (далее - договор), по условиям которого Министерство обязуется предоставить, а Компания обязуется принять во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности со следующими характеристиками: площадь 0,3549 га, местоположение - Республика Коми, Сысольский район, ГУ "Сысольское лесничество", Визингское участковое лесничество, квартал 156 выдела 2,3; номер в государственном лесном реестре 079-2018-03 (далее - лесной участок).
Границы лесного участка указаны в схеме расположения лесного участка (Приложение N 1 к договору). Характеристики лесного участка на день заключения договора в соответствии с данными государственного лесного реестра приводятся в Приложении N 2 к договору (пункт 3 договора).
Арендатору передается лесной участок с разрешенным видом использования лесов: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Цель использования - под строительство ВЛ 10 кВ, КТП 10/0,4 кВ в с. Визинга Сысольского района (пункт 4 договора).
Компания обязана осуществлять меры по предупреждению лесных пожаров в соответствии с законодательством РФ и проектом освоения лесов, а также осуществлять на лесном участке санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с законодательством РФ (подпункты "ж", "и" пункта 11 договора).
Лесной участок передан Компании по акту приема-передачи (Приложение N 5 к договору).
06.05.2019 государственным инспектором по охране леса Визингского участкового лесничества Давыдовым Сергеем Викторовичем и мастером леса (участковым государственным инспектором по охране леса) Свининым Николаем Павловичем производился осмотр мест осуществления лесосечных работ на основании приказа лесничего (старшего государственного инспектора по охране леса) от 27.03.2019 N 64-П "О проведении осмотра лесосек". По результатам осмотра лесного участка выявлены нарушения пунктов 21, 34, 35 Правил N 417, которые выражены в следующем: в квартале 156 выделах 2,3 оставлены порубочные остатки в валах вдоль стены хвойного леса на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений на площади 0,0656 га; оставлена заготовленная древесина в штабелях вдоль стены хвойного леса на расстоянии не менее 40 метров на площади 0,006 га.
В адрес Компании направлено претензионное письмо об устранении нарушений лесного законодательства, Правил N 417 от 15.05.2019 N 498 с требованием в срок до 14.06.2019 устранить выявленные нарушения и обеспечить уборку заготовленной древесины и порубочных остатков в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах путем их вывоза с просеки в квартале N 156 выделах 2,3 Визингского участкового лесничества Сысольского лесничества, на которой находится линия электропередачи.
06.08.2019 при проведении патрулирования государственным инспектором по охране леса Визингского участкового лесничества Давыдовым С.В. осмотрен лесной участок. В ходе патрулирования обнаружено, что нарушения устранены не в полном объеме, а именно, оставлены порубочные остатки в валах вдоль стены хвойного леса (разбросаны и измельчены до 1 м), тем самым нарушены пункты 34, 35 Правил N 417.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
В указанных целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов (часть 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу пункта 34 Правил N 417 просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов; пунктом 35 Правил N 417 определено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. В пункте 21 Правил N 417 установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
В рассматриваемом случае обязанность по содержанию просеки лесного участка, на котором находится линейный объект, в надлежащем состоянии, а равно по соблюдению Правил N 417 возложено на Компанию как лесопользователя.
Из материалов дела следует, что Компания провела работы по расчистке просеки, однако по окончании работ в нарушение пунктов 34, 35 Правил N 417 на просеках осталась заготовленная древесина, а также порубочные остатки, оставленные на месте рубки вдоль стены хвойного леса. Требование Министерства о добровольном устранении нарушений Правил N 417 исполнено Компанией лишь частично - порубочные остатки не убраны.
При таких обстоятельствах требования Министерства являются правомерными.
Аргумент заявителя о том, что представленный истцом в подтверждение заявленных требований акт патрулирования от 06.08.2019 является недопустимым доказательством по делу подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые (рейдовые) осмотры, обследования, в том числе лесных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.
В Республике Коми приказом Министерства промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми от 25.07.2017 N 1551 утверждены Методические рекомендации по проведению мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Коми.
В силу пункта 2.2 указанных Методических рекомендаций патрулирование проводится на основании план-графика проведения патрулирования, утвержденного приказом о проведении патрулирования, т.е. применительно к рассматриваемому спору - приказом ГУ РК "Сысольское лесничество" от 29.07.2019 N 140-П "О проведении патрулирования" (л.д. 49-51).
Из плана-графика проведения патрулирования территории лесного фонда ГУ "Сысольское лесничество", следует, что патрулирование по маршруту N 8 Визингского участкового лесничества должно проводиться с периодичностью один раз в месяц.
Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций патрулирование является мероприятием по контролю в лесах, при проведении которого не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
С учетом изложенного, несостоятельными являются доводы заявителя о возможности оформления выявленных нарушений только при проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества.
Пунктом 1.5 Методических рекомендаций определено, что патрулирование осуществляется должностными лицами, являющимися государственными лесными инспекторами Республики Коми, государственными инспекторами Республики Коми по пожарному надзору в лесах.
Акт патрулирования от 06.08.2019 подписан лицом, уполномоченным на проведение патрулирования - государственным инспектором по охране леса Визингского участкового лесничества Давыдовым С.В., которым также составлены и подписан абрис и фототаблица, отражающие выявленные нарушения.
В ходе рассмотрения настоящего дела Компания в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей на ответчика бремя доказывания возражений на исковые требования, не заявляло ходатайства о проведении совместной с истцом проверки и фиксации текущего состояния лесного участка на предмет устранения выявленных нарушений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.06.2020 по делу N А29-2906/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.В. Панин |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2906/2020
Истец: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми
Ответчик: ПАО "Межрегиональная Распределительная Сетевая Компания Северо-Запада", ПАО Филиал "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго"