г. Москва |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А40-308870/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Санте Медикал Системе" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28 февраля 2020 по делу N А40-308870/19 (122-2428) судьи Девицкой Н.Е.
по заявлению АО "Санте Медикал Системе"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Старостин М.С. по дов. от 20.11.2019;
УСТАНОВИЛ:
АО "Санте Медикал Системс" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы к Московской областной таможне (далее таможенный орган, таможня) с требованием признать незаконным и отменить решение Московской областной таможни, изложенное в письме от 09.08.2019 г. N 18-06/26280 о внесении изменений, в части отказа в корректировке деклараций на товары и возврате излишне уплаченных таможенных платежей на сумму 542 717 рублей 51 копейка, из которых НДС в сумме 333 342 рубля 42 копейки, таможенная пошлина 209 275 рублей 09 копеек по ДТ N 10013180/140818/0009844 (товар N 1, 3, 4, 5), N 10013180/180918/0011432 (товар N 2, 5, 6, 7) и N 10013160/260219/0026119 (товар N 1, 3, 4, 5); обязать Шереметьевскую таможню возвратить АО "Санте Медикал Системе" излишне уплаченные по ДТ N 10013180/140818/0009844 (товар N 1, 3, 4, 5), N10013180/180918/0011432 (товар N2, 5, 6, 7) и N10013160/260219/0026119 (товар N1, 3, 4, 5) суммы таможенных платежей в размере 542 717 рублей 51 копейка, из которых НДС в сумме 333 342 рубля 42 копейки, таможенная пошлина 209 275 рублей 09 копеек.
Решением от 28.02.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель заявителя, суд располагает доказательствами его извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав объяснения ответчика, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, АО "Санте Медикал Системе" (ЗАО "Санте Медикал Системе") ввезло на таможенную территорию Российской Федерации медицинские изделия производства Велч Эллин. Инк., США: осветители, отоскопы, дефибрилляторы, офтальмоскопы, стетоскопы.
В целях таможенного оформления таможенному органу Заявителем были представлены декларации на товары (ДТ): ДТ N 10013180/140818/0009844, N 10013180/180918/0011432, N 10013160/260219/0026119 с приложением соответствующих регистрационных удостоверений и деклараций о соответствии товара.
Спорные товары выпущены для внутреннего потребления с применением таможенных платежей 14.08.2018 г., 18.09.2018 г., 26.02.2019 г.
Общество обратилось с заявлением о корректировке сведений на товар, отраженный в указанных ДТ, с целью применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, а также соответствующих ввозных ставок, приложив корректировочные таможенные декларации.
Письмом от 09.08.2019 N 18-06/26280 таможенный орган отказал во внесении изменений в декларации на товар и возврате таможенных платежей, поскольку в составе представленных документов, отсутствовали документы, подтверждающие целевое назначение ввозимого товара, а именно письмо Минздрава России.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" коды ТН ВЭД ТС заменены кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
В своем обращении декларант указывает на необходимость изменения кода ТН ВЭД товаров на коды товаров, содержащие сноску 4).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ). Правило 1 ОПИ устанавливает, что примечания к ТН ВЭД имеют юридическое значение.
Согласно примечанию к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, для отнесения товаров к кодам ТН ВЭД, содержащим сноску 4) необходимо подтвердить целевое назначение исключительно для медицинских целей товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, государства-члена Евразийского экономического союза.
Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 34 пункта 7 Положения о Департаменте лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России, утвержденного приказом Минздрава России от 26.11.2012 N 964 "Об утверждении Положения о Департаменте лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации", Департамент осуществляет подтверждение целевого назначения медицинских изделий.
Документом, подтверждающим целевое назначение, ввозимого товара (для медицинских целей), является исключительно письмо Минздрава России, выдаваемое Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий, в ответ на обращение заявителя.
При рассмотрении заявления АО "Санте Медикал Системс" установлено, что в предоставленном комплекте отсутствуют документы о целевом назначении ввозимого товара, предусмотренные примечанием к сноске 4). Таким образом, основания для отнесения спорных товаров к товарным позициям ТН ВЭД, помеченным сноской 4) отсутствуют.
В данном случае для классификации необходимо использовать "прочие" товарные позиции субпозиций одного уровня.
Суд отклонил доводы заявителя о том, что регистрационное удостоверение на медицинское изделие само по себе является достаточным документом, подтверждающим целевое назначение ввозимого товара, поскольку право и функция подтверждения целевого назначения медицинских изделий возложена на Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В данном случае необходимым условием является наличие письма Минздрава России, выдаваемого Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий, в ответ на обращение заявителя. Такого письма обществом в таможенный орган предоставлено не было.
Суд сделал вывод, что отнесение товаров для медицинских целей не является достаточным условием для отнесения товаров к товарным позициям со сноской 4), а в соответствии с ТН ВЭД требуется конкретный документ, для целей таможенного контроля истцом не предоставленный.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01 января 2017 года также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Согласно пункту 2 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезноортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень). Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Из материалов дела видно, что обществом на территорию Российской Федерации ввозились товары: отоскопы, дефибрилляторы, офтальмоскопы, стетоскопы и осветительное оборудование для медицинских целей.
Из содержания регистрационного удостоверения и декларации о соответствии следует, что отоскопы, дефибрилляторы, офтальмоскопы, стетоскопы классифицированы по коду 9018 89 084 9 ТН ВЭД ЕАЭС, осветительное оборудование для медицинских целей 9405 40 390 1.
Таким образом, код товара, содержащий сноску 4) указан только в отношении трех позиций и одного вида товара осветительное оборудование для медицинских целей.
Согласно ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно ч.2 ст.67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 Таможенного кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 Таможенного кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства - члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.
Поданные обществом в таможенный орган заявления, соответствуют установленным требованиям действующего законодательства. Заявителем указаны сведения и приложены все документы, указанные в части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, инициирована процедура внесения изменений в декларации на товары, указан перечень вносимых изменений.
В соответствии п.2, п.10 раздела I Перечня и положениями Решения Совета Евразийской экономической комиссии N 54 от 16.07.2012 г. - товары, ввезенные по указанным ДТ и указанные в корректировке сведений, не подлежат обложению (освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость в соответствии с присвоенными кодами ОКП, ОКПД 2, ТН ВЭД, а также к ним применяются иные ставки ввозных таможенных пошлин.
Так регистрационное удостоверение на медицинское изделие само по себе является достаточным документом, подтверждающим целевое назначение ввозимого товара, поскольку осветители диагностические бестеневые с принадлежностями зарегистрированы в качестве медицинских изделий в соответствии с ч.4 ст.38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Дополнительного подтверждения целевого назначения указанные медицинские изделия в уполномоченном органе не требуют, так как именно этим уполномоченным органом в лице Росздравнадзора и было выдано соответствующее регистрационное удостоверение, подтверждающее целевое назначение данных медицинских изделий. Требование Примечания 4 связано с тем, что данная товарная позиция расположена в группе, не связанной с медицинскими изделиями (которые, как правило, размещены в группе 90) за исключением некоторых позиций с назначением "для медицинских целей";
В силу пункта 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее Правила) предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 9 Правил установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В пункте 56 Правил установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
В соответствии с п.3.2 раздела 3 ГОСТ 31508-2012 Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования принадлежности: Предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинское изделие могло быть использовано в соответствии с целевым назначением.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации позволяет осуществлять ввоз принадлежностей к медицинским изделиям, в регистрационных удостоверениях поименованных, на основании таких документов, в связи с чем, таможенные органы не вправе ограничивать декларанта в получении льготы по уплате НДС в зависимости от времени их ввоза (вместе с основным медицинским изделием или в отдельности от него).
Ввоз на территорию Российской Федерации только части поименованных в регистрационном удостоверении товаров не сопряжен с изменением потребительских либо классификационных признаков товаров (статуса изделия медицинской техники), отсутствие двух позиций из комплектации товара, указанных в приложении к регистрационному удостоверению, не означает, что общество (декларант) ввезло иной товар, по которому льгота не предоставляется.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2020 N 305-ЭС20-4310.
Из материалов дела видно, что принадлежности к отоскопам, дефибрилляторам, офтальмоскопам, стетоскопам квалифицируется соответственно по кодам ОКП по РУ 944200, 944410, 944240, 944250, соответственно по кодам ОКПД2 26.60.12.119, 26.60.13.130, 26.60.12.119, 26.60.12.125. Упомянутые принадлежности квалифицированы по коду ТН ВЭД 9018 90 840 9.
Из регистрационных удостоверений от 22.01.2015 N РЗН 2014/2281, от22.01.2015 N РЗН 2014/2276, от 24.12.2010 N ФЗС 2010/08358, от 28.07.2011 N ФСЗ 2011/10093 видно, что ввезенный обществом товар относится к медицинским изделиям с кодом ТН ВЭД 9018.
Таким образом, в соответствии с п.п.10, 14 Раздела 1 Перечня и положениями решения Совета Евразийской экономической комиссии от 17.07.2012 N 54 ставка НДС и таможенной пошлины в отношении товаров - принадлежности к отоскопам, дефибрилляторам, офтальмоскопам, стетоскопам составляет 0%.
В отношении товара - осветительное оборудование для медицинских целей, ставка таможенной пошлины составляет 5%.
Согласно части 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Следовательно, приоритетным является Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, и включающий товары, полностью освобождаемые от уплаты налога.
Таким образом, с учетом представленных регистрационных удостоверений, Перечня важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042, в который по коду ОКП товар заявителя включен, общество вправе было применить льготу по уплате НДС в виде ввоза товара по ставке 0%.
Согласно п.29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" при квалификации таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне, зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, как следствие заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает решение суда от 28.02.2020 г. подлежит отмене, поскольку суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-308870/19 отменить.
Признать незаконным решение Московской областной таможни, изложенное в письме от 09.08.2019 г. N 18-06/26280 о внесении изменений, в части отказа в корректировке деклараций на товары и возврате излишне уплаченных таможенных платежей на сумму 542 717 рублей 51 копейка, из которых НДС в сумме 333 342 рубля 42 копейки, таможенная пошлина 209 275 рублей 09 копеек по ДТ N 10013180/140818/0009844 (товар N 1, 3, 4, 5), N10013180/180918/0011432 (товар N2, 5, 6, 7) и N10013160/260219/0026119 (товар N1, 3, 4, 5).
Обязать Шереметьевскую таможню возвратить АО "Санте Медикал Системе" излишне уплаченные по ДТ N 10013180/140818/0009844 (товар N 1, 3, 4, 5), N 10013180/180918/0011432 (товар N 2, 5, 6, 7) и N 10013160/260219/0026119 (товар N 1, 3, 4, 5) суммы таможенных платежей в размере 542 717 рублей 51 копейка, из которых НДС в сумме 333 342 рубля 42 копейки, таможенная пошлина 209 275 рублей 09 копеек.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу АО "Санте Медикал Системе" государственную пошлину за рассмотрение дела в первой инстанции в размере 3 000 (три тысячи) рублей, и за рассмотрение в суде апелляционной инстанции в размере 1 500(тысяча пятьсот) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-308870/2019
Истец: АО Санте Медикал Системс
Ответчик: Московская областная таможня