г. Москва |
|
30 августа 2020 г. |
Дело N А40-41829/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.
рассмотрев апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020
по делу N А40-41829/20, принятое судьей Романенковой С.В. (77-283),
в порядке упрощенного производства,
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН: 1037739510423)
к ОАО "Российские Железные Дороги" (ОГРН: 1037739877295)
о взыскании задолженности по арендной плате,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с ОАО "Российские Железные Дороги" задолженности по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N И-04-001408 по арендной плате за период с 31.03.2017 по 3 квартал 2019 г. в размере 2 817 руб. 39 коп., пени за период с 06.10.2017 по 30.09.2017 в размере 385 руб. 15 коп.
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по договору аренды земельного участка от 31.03.2017 N И-04-001408, со ссылкой на ст.ст. 309, 310, 606, 614 ГК РФ.
В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования. Истец просит взыскать с ответчика задолженность по арендной плате за период с 24.03.2017 по 3 квартал 2019 г. в размере 2 817 руб. 39 коп., пени за период с 06.10.2017 по 30.09.2019 в размере 385 руб. 15 коп. Данные уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Дело рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, решением от 22.06.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель, истец) и ОАО "РЖД" (арендатор, ответчик) был заключен договор аренды земельного участка от 31.03.2017 N И-04-001408, предметом которого является земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, ЮВАО, МК МЖД, участок N 6, площадью 78 кв.м.. предоставляемый в пользование на условиях аренды для целей проектирования и строительства 3-го Главного пути Малого кольца Московской железной дороги ( п.1.1).
Договор заключен сроком на 6 лет, что подтверждается пунктом 2.1 договора.
Земельный участок передан арендатору.
Согласно статье 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом, порядок и внесение которой установлены договором.
В пункте 3.3 договора установлен размер арендной платы, расчетный счет, на который она вносится, указаны в Приложении 2 к настоящему договору. Приложение 2 является составной и неотъемлемой частью настоящего договора.
В соответствии с пунктами 5.4 и 5.5 договора на ответчика возложена обязанность надлежащим образом исполнять все условия настоящего договора, а также ежеквартально и в полном объеме уплачивать арендную плату.
Согласно позиции истца, в нарушение условий договора ответчик не выполнял принятых на себя обязательств по внесению арендной платы за период с 24.03.2017 по 3 квартал 2019 г., в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере 2 817 руб. 39 коп.
Истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 11.12.2019 N 33-6-512817/19-(0)-1, которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, исследовав расчет истца, признал его неверным, ввиду неверного применения Департаментом норм права, при определении ставки арендной платы, подлежащей применению в отношении исследуемого договора аренды. Произведя перерасчет и установив отсутствие задолженности по договору, суд признал заявленные требования необоснованными, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, поэтому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: 1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, при определении размера арендной платы за Российской Федерации установил предельные ставки арендной платы в размере федеральных в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" при определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города.
Согласно п. 3.4 Договора размер ежегодной арендной платы изменяется и подлежит обязательной уплате арендатором в каждом случае централизованного изменения (введения) ставок арендной платы и/или коэффициентов к ставкам арендной платы (в том числе коэффициентов индексации) полномочным (уполномоченным) органом государственной власти Российской Федерации и/или города Москвы, а также в случае изменения кадастровой стоимости без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений и/или дополнений в настоящий Договор.
Установлено, что после внесения изменений в Земельный кодекс, ответчик неоднократно обращался к истцу с требованием о применении арендной ставки, установленной законом и пересчете арендной платы по ранее заключенным договорам (N 5878/ДКРС МСК от 09.06.2016, N 9700 ДКРС МСК от 15.08.2019).
Письмом от 08.07.2016 N ДГИ-1-48977/16-1 Департамент в пересчете арендной платы отказал, мотивируя это тем, что порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, установлен Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-1111 "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" в нарушение п. 4 ст. 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации, не смотря на существующую систему нормативных правовых актов Российской Федерации, которая строится согласно иерархической соподчиненности, определяемой в зависимости от их юридической силы. При этом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации федеральные акты имеют приоритет перед региональными.
18 декабря 2018 года Постановлением Правительства Москвы N 1591-1111 внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы", согласно которым размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, равен ежегодной арендной платы, установленной за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные для размещения соответствующих объектов.
Письмом от 05.09.2019 N ДГИ-1-6945 8/19-1 Департамент городского имущества г. Москвы признал необходимость приведения ставок аренды по заключенным договорам в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 04.12.2006 N 396 и направил в адрес ОАО "РЖД" уведомления более чем по 350 заключенным договорам аренды, применив пониженную ставку для расчета арендных платежей как в отношении земельных участков предоставленных для размещения строящихся (реконструируемых) объектов железнодорожного транспорта, так и в отношении земельных участков предоставленных на период строительства (например в целях размещения площадок для складирования материалов). Однако Департамент применил действующие ставки к расчету арендной платы по действующим договорам аренды только с 01.01.2019.
Так как изменения в федеральное законодательство Российской Федерации вступили в силу с 01.03.2015, а Департамент применяет арендную ставку в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ N 396 только с 01.01.2019, ответчик правомерно производил оплату арендной стоимости земельного участка по ставке, превышающей ставку, установленную действующим законодательством.
В настоящем случае размер ставки арендной платы должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, при этом размер арендной платы на земельные участки, предоставленные под линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не может быть выше ставок, установленных Приказом Минэкономразвития N 396.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 ГК РФ.
Таким образом, размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставляемые в пользование ОАО "РЖД" предписан непосредственно федеральным законом, арендная ставка подлежит применению и пересчету с момента вступления в силу изменений в пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
С учетом изложенного, при отсутствии задолженности ответчика, требования о взыскании задолженности по договору 31.03.2017 N И-04-001408 по арендной плате за период с 24.03.2017 по 3 квартал 2019 г. в размере 2 817 руб. 39 коп., являются необоснованным и удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Департамента городского имущества г. Москвы является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-41829/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41829/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"