город Ростов-на-Дону |
|
05 октября 2020 г. |
дело N А53-38886/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Новик В.Л., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М., от истца: представитель Кирилюк Е.А. по доверенности от 11.08.2020 N 21, паспорт;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Ротарь Алексея Николаевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.07.2020 по делу N А53-38886/2019
по иску муниципального казенного учреждения города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" (ИНН 6151018177, ОГРН 1126182006279)
к индивидуальному предпринимателю Ротарь Алексею Николаевичу
(ИНН 502914021900, ОГРН 314502932300031)
при участии третьих лиц: индивидуального предпринимателя Кудри Оксаны Александровны (ИНН 616512195476, ОГРНИП 318619600064342),
Азовская городская общественная организация по защите животных "Феникс"
(ИНН 6140033840, ОГРН 1136100002796),
о расторжении муниципального контракта,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Ротарь Алексею Николаевичу (далее - ответчик) о расторжении муниципального контракта N 0858300001819000001 от 01.02.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Кудря Оксана Александровна, Азовская городская общественная организация по защите животных "Феникс".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2020 исковые требования удовлетворены. Распределены расходы по оплате государственной пошлины по иску.
Индивидуальный предприниматель Ротарь Алексей Николаевич обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда от 30.06.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал на то, что обязательства по заключенному сторонами государственному контракту были исполнены в полном объеме. Суд не дал оценку представленным ответчиком доказательствам, подтверждающим исполнение обязательств в соответствии с условиями контракта. По мнению предпринимателя, заявляя настоящий иск, истец преследует цель уклонения от исполнения обязательств по оплате надлежащим образом оказанных ответчиком услуг.
В отзыве на апелляционную жалобу муниципальное казенное учреждение города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между муниципальным казенным учреждением города Новошахтинска "Управление городского хозяйства" (заказчик) и индивидуальным предпринимателем Ротарь Алексеем Николаевичем (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0858300001819000001 от 01.02.2019, по условиям которого исполнитель обязался оказать услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории г. Новошахтинска в 2019 году, а заказчик обязался принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1. контракта).
Место оказания услуг: г. Новошахтинск, поселки Западный, Новая Соколовка, Соколово - Кундрюченский, Самбек, Кирова, Горького, Несветаевскнй, Центр (пункт 1.2. контракта).
Согласно пункту 2.8. контракта расчет с исполнителем осуществляется заказчиком на основании предоставленного исполнителем счета, счета-фактуры, подписанного обеими сторонами акта оказанных услуг. Отчетный период для предъявления подрядчиком документов на оплату выполненных работ устанавливается до 25 числа текущего месяца.
Пунктом 3.1. контракта сторонами согласованы сроки оказания услуг: начало оказания услуг - дата заключения контракта, окончание оказания услуг - 15.12.2019.
В пункте 3.4. контракта указано, что контракт вступает в силу со дня его подписания сторонами и действует до 31.12.2019. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от исполнения своих обязательств по контракту (пункт 3.5. контракта).
Согласно пункту 4.4. контракта исполнитель в течение 24 часов с момента получения наряда-задания приступает к выполнению мероприятий по отлову безнадзорных животных.
После проведения отлова исполнителем (специализированной организацией) составляется акт отлова безнадзорных животных, который подписывается представителем исполнителя и заказчиком (пункт 4.6. контракта).
В соответствии с пунктом 5.1. контракта, приемка оказанных услуг по контракту на соответствие требований, установленным в контракте, осуществляется ежемесячно на основании акта оказанных услуг.
Пунктом 5.3. контракта предусмотрено, что исполнитель в обязательном порядке к документам на оплату прикладывает акт сдачи-приемки оказанных услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных обитающих на территории г. Новошахтинска следующий пакет документов: копии заявок на отлов, акт отлова безнадзорных животных, акт выбытия безнадзорных животных; копии индивидуальных учетных карточек безнадзорных животных, журнал учета безнадзорных животных; копию акта передачи животного в приют, либо заинтересованному лицу с приложенными заявлениями физических и юридических лиц; копию акта на эвтаназию животного; копию акта на утилизацию трупа животного; перечень применяемых сертифицированных лекарственных средств; копию акта о проведении дезинфекции автомобиля, акта подтверждающего проведение первичного осмотра ветеринарным специалистом, акта подтверждающего проведение процедур по обработке против экто- и эндопаразитов, вакцинации, мечению безнадзорного животного, стерилизации или кастрации безнадзорного животного, заключение специалиста в области ветеринарии на животных, в случаях обнаружения заболеваний, агрессии и т.п., заверенное специалистом в области ветеринарии.
В соответствии с пунктом 5.4. контракта, в случае предоставления Заказчиком обоснованного отказа от подписания акта об оказании услуг стороны в течение одной рабочей недели вырабатывают единое решение по спорным вопросам и, в случае необходимости, вносят изменения в акт об оказании услуг, оформляя их дополнительными соглашениями.
Проверка представленных исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта проводится заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. По решению заказчика для приемки результата работ может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек. По результатам работы комиссия составляет и подписывает акт оказанных услуг (пункт 5.7. контракта).
Пунктом 6.1. контракта исполнитель обязался, в том числе, оказать услуги своевременно, надлежащего качества и в полном объеме согласно условий контракта и требованиям действующего законодательства, регулирующего данный вид услуг.
В силу пункта 12.1. муниципальный контракт может быть расторгнут в порядке, установленном контрактом и законодательством Российской Федерации.
Как указывает истец, 13.05.2019 ответчик представил документы на оплату оказанных услуг за период с 06.02.2019 по 20.04.2019.
Приказом N 25 от 14.05.2019 была создана комиссия для проверки документов, предоставленных ответчиком, в том числе передачу отловленных в г. Новошахтинске животных (собак) в АГООЗЖ "Феникс, акт подписан ИП Кудря и АГООЗЖ "Феникс", что является основанием проверки содержания находящихся в приюте собак, отловленных в г. Новошахтинске.
Представитель подрядчика ИП Кудря О.А. об участии в данном мероприятии был информирован и отказался, мотивировав свой отказ сообщением об участии зам. председателя АГООЗЖ "Феникс" Е.Н. Шкребет.
Комиссия 16.05.2019 посетила приют для проверки услуг по позициям: N 5 (стерилизация безнадзорного животного с послеоперационным уходом); N 6 (мечение безнадзорного животного); N 8 (вакцинация безнадзорного животного от бешенства и иных заболеваний, перечень которых определен управлением ветеринарии); N 9 (передача безнадзорного животного в приют).
По прибытии в приют комиссия попросила Е.Н. Шкребет предъявить документы о передаче ИП Кудря в приют 143 собак, отловленных в г. Новошахтинске по спорному контракту за период с 06.02.2019 по 20.04.2019, однако документы предъявлены не были. Журнал передачи отловленных животных от ИП Ротарь А.Н. (либо от субподрядчика ИП Кудря О.А.) в АГООЗЖ "Феникс" отсутствует.
Исходя из результатов проведенной комиссией проверки актов оказанных услуг N 9 от 31.03,2019 и N 16 от 20.04.2019, услуги по позициям NN 5,6,8,9 приняты к оплате не были.
18.06.2019 ответчиком в адрес истца предъявлен не полный пакет документов для оплаты оказанных услуг в период с 12.04.2019 по 26.05.2019, отсутствуют наряды-задания с подписью ответственного лица заказчика, подтверждающего отлов безнадзорных животных.
В целях проверки оказанных и предъявленных к оплате услуг ветспециалистом (вакцинация, стерилизация, кастрация, мечение) директором учреждения 25.06.2019 произведен выезд в Ветеринарную клинику доктора Кротова (ИП Кротов А.А. по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева 222А/108А), в результате было выяснено, что журналы регистрации животных, поступающих к ИП Кротову, отсутствуют.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо N 16 от 20.06.2019 с предложением о расторжении муниципального контракта ввиду ненадлежащего исполнения ИП Ротарь А.Н. своих обязательств (т. 1, л.д. 33-36).
В письме N 2806-1/19 от 28.06.2019 ответчик указал на отсутствие оснований для расторжения муниципального контракта (т. 1, л.д. 41-44).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции правомерно указал, что правовая природа анализируемых правоотношений сторон квалифицируется как отношения, регулируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде (§ 1 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации) и нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В пункте 12.1. контракта стороны согласовали, что муниципальный контракт может быть расторгнут в порядке, установленном контрактом и законодательством Российской Федерации.
Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по спорному контракту подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Доводы апеллянта о том, что ответчиком обязательства исполнены в полном объеме и надлежащим образом в соответствии с условиями контракта, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Разделом 4муниципального контракта, техническим заданием - приложение N 1 к контракту, предусмотрены мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязательные для выполнения подрядчиком:
1. Отлов безнадзорных животных.
Получение наряд-задания, приложение N 1 к техническому заданию, предусматривающее подписи заказчика и подрядчика. Подрядчик получал наряд в основном по электронной почте (с уведомлением о вручении). В течении 24 часов с момента получения наряд-задания, исполнитель обязан выполнить наряд-задание, составить и подписать акт отлова безнадзорных животных (приложение N 2 к техническому заданию), с указанием фактического количества отловленных безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 1.4. технического задания к муниципальному контракту срок исполнения наряда-задания заказчика: в течение 24 часов с момента его получения.
Так как плановый отлов безнадзорных животных на территории г. Новошахтинска не предусмотрен, наряд-задания включают в себя адреса для отлова безнадзорных животных строго по заявлениям пострадавших граждан.
На основании подпункта 1 пункта 2.1.1 технического задания заказчик принимает от физических или юридических лиц письменные (устные) заявления на отлов безнадзорных животных.
Как указывает истец, данная книга учета обращений (заявлений) не представлена, поскольку была изъята у МКУ "УГХ" и до настоящего момента не возвращена (копия протокола осмотра места происшествия приобщена к материалам дела).
2. Транспортировка отловленных животных (живыми) в пункт передержки и (или) временного содержания.
В соответствии с разделом 2 технического задания к действующему законодательству, которым необходимо руководствоваться при оказании услуг относится - постановление Правительства Ростовской области от 14.07.2016 N 489 "Об утверждении Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области" (далее - Правила).
Согласно разделу 4 Правил, транспортное средство для перевозки животных должно быть в исправном состоянии, обеспечивать безопасность, защиту животных от погодных условий и быть оборудовано естественной вентиляцией, животные должны быть обеспечены питьевой водой. Специализированный автомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен быть оснащен надписью с названием и телефонным номером специализированной организации, осуществляющей отлов безнадзорных животных.
В соответствии с пунктом 2.1. раздела 2 "Ветеринарно-санитарных правил перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным транспортом" (утв. Госагропромом СССР 30.01.1986 N 432-5) для перевозки животных, как правило, используют автомашину специального типа (полуприцепы-скотовозы). Необходимо, чтобы пол кузова автомашины был гладким, без щелей, а стены - ровные, без острых предметов. Кузов автомашины должен быть чистым, а пол закрыт слоем подстилки (из соломы, опилок и т. п.) или иметь деревянные настилы.
Подпунктами 3 и 5 пункта 2.1.2 технического задания предусмотрено, что автомобиль для транспортировки отловленных безнадзорных животных должен быть специализированный, оснащен надписью с названием и номером телефона организации, осуществляющей отлов безнадзорных животных.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, транспортные средства ответчика не соответствовали указанным выше требованиям.
2. Учет и регистрация безнадзорных животных.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2.2.1 технического задания исполнитель обязан иметь сайт (либо группу в социальных сетях), на котором в свободном доступе выкладывается информация об отловленных животных (фото с указанием пола, социальной ориентации, состояние здоровья), с приложением фотоматериала на каждую особь.
Как следует из материалов дела, у ИП Ротарь А.Н. (подрядчика) сайт отсутствует, у ИП Кудря О.А. (субподрядчика) сайт имеется, но информация, которая предусмотрена требованиями муниципального контракта отсутствует.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела скриншотами экрана.
4. Стерилизация, либо кастрация безнадзорных животных, послеоперационный уход, мечение безнадзорных животных.
Мечение безнадзорного животного - мероприятия, проводимые в отношении неагрессивного безнадзорного животного после его вакцинации и стерилизации (кастрации) в целях его идентификации и мониторинга в Дальнейшем.
В соответствии с разделом 2 технического задания к действующему законодательству, которым необходимо руководствоваться при оказании услуг относится постановление Правительства Ростовской области от 14.07.2016 N 489 "Об утверждении Правил отлова и содержания безнадзорных животных на территории Ростовской области" (далее - Правила).
В пункте 10.2 Правил указано, что мечение безнадзорного животного осуществляется путем имплантации безнадзорному животному электронного микрочипа, содержащего информацию о животном, и визуально путем фигурного надреза (выщипа) уха безнадзорного животного.
Вместе с тем, как указывает истец и установлено судом, в индивидуальных карточках безнадзорных животных, в разделе идентификационный номер стоит прочерк, что лишает заказчика возможности идентифицировать и мониторить отловленных безнадзорных в г. Новошахтинске по месту пристроя безнадзорного животного.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по муниципальному контракту по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории г. Новошахтинска в 2019 году.
Доказательства обратного, ИП Ротарь А.Н., вопреки доводам апелляционной жалобы и в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, ненадлежащее исполнение ответчиком условий контракта N 0858300001819000001 от 01.02.2019, также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 по делу N А53-43752/2019, оставленном без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2020.
Так, предметом рассмотрения по указанному выше делу являлись требования ИП Ротарь А.Н. к МКУ г. Новошахтинска "Управление городского хозяйства" о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг в рамках муниципального контракта N 858300001819000001 от 01.02.2019.
Судами установлено ненадлежащее исполнение ИП Ротарь А.Н. услуг, в удовлетворении исковых требований отказано.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (чек-ордер от 30.07.2020 - т. 2, л.д. 63), по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.06.2020 по делу N А53-38886/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-38886/2019
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА "УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"
Ответчик: Ротарь Аоексей Николаевич
Третье лицо: АЗОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ "ФЕНИКС", Кудря Оксана Александровна