г. Красноярск |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А33-8384/2020 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "19" июня 2020 года по делу N А33-31780/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Планета-Сервис" (ИНН 2454023549, ОГРН 1132454000722, далее - истец, ООО "Планета-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" (ИНН 2447009840, ОГРН 1072447001076, далее - ответчик, ООО УК "Наш город") о взыскании задолженности за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в размере 15 987 руб., неустойки за период с 11.02.2020 по 15.06.2020 в размере 290,84 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть решения подписана "19" июня 2020 года, мотивированное решение изготовлено "03" июля 2020 года) по делу N А33-31780/2019 исковые требования удовлетворены. С ООО УК "Наш город" в пользу ООО "Планета-Сервис" взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января 2019 года по декабрь 2019 года в размере 15 987 руб., неустойка за период с 11.02.2019 по 15.06.2020 в размере 290 руб. 84 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО УК "Наш город" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- между истцом и ответчиком не заключался какой-либо договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами на 2019 год;
- при фактическом расчете объема оказанных услуг истцом принимались данные о количестве сотрудников в организации из публичных данных, отраженных в сети Интернет; в действительности среднесписочная численность офисных работников ООО УК "Наш город" в 2019 году не превышала 8-ми человек;
- 15.01.2019 было направлено письмо-предложение о направлении договора "На оказание услуг по обращению с ТКО" по факту оказанных услуг, на что со стороны истца не последовало ответа.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассматривает вопрос о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, приложенных к апелляционной жалобе (справки о размере среднесписочной численности офисных работников ООО УК "Наш город" за 2019 год; информационного письма в адрес ООО "Планета-Сервис" о направлении договора "На оказание услуг по обращению с ТКО"), поскольку дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются. Указанные доказательства не подлежат фактическому возвращению ответчику, поскольку представлены в электронном виде.
ООО "Планета-Сервис" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
К отзыву приложены скриншоты с сайта ФНС и ГИС ЖКХ, которые не являются дополнительными доказательствами, поскольку данные доказательства представлялись в материалы дела при рассмотрении в суде первой инстанции.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 05.08.2020 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Планета-сервис" в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 оказывало ООО УК "Наш город" услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), что подтверждается универсальным передаточным актом N 17744 от 31.12.2019 на сумму 15 987 руб. (направлен в адрес ответчика 24.03.2020 РПО 66001846005545).
Ответчик оплату оказанных услуг не произвел, в связи с чем образовалась задолженность в размере 15 987 руб.
20.01.2020 истец направил в адрес ответчика претензию о выплате задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО с исх.N 1658 от 20.01.2020 об оплате образовавшейся задолженности по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в размере 15 987 руб., а так же пени за период с 11.02.2019 по 20.01.2020 в размере 593,14 руб. (РПО N 66001844005172). Указанное требование получено ответчиком 23.01.2020 и оставлено без ответа.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 4, 5 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора, в том числе по основанию нарушения условий соглашения в отношении предоставления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09 2016 N 881 "О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами".
В силу пункта 41 Правил N 1156 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано, в том числе исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
На основании приказа Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 21.05.2018 N 1/973-од ООО "Планета-сервис" присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края на 10 лет, учитывая результаты конкурсного отбора (протокол конкурсной комиссии от 07.03.2018 N 3).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26.12.2018 по делу N А33-17516/2018, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2019, признан недействительным конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края (протокол конкурсной комиссии от 07.03.2018 N 3). Признано недействительным соглашение от 21.05.2018 N 3 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края, заключенное Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-Сервис". Основанием для признания торгов и соглашения недействительными послужил, в том числе факт представления ООО "Планета-Сервис" в подтверждение исполнения обязанности по предоставлению обеспечения соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края банковской гарантии ПАО "БИНБАНК" от 26.04.2018 N 18777-447-174904 на сумму 25 154 299 руб. 50 коп., которая банком не выдавались, следовательно, соглашение с ООО "Планета - Сервис" заключено в отсутствие предоставленного обеспечения исполнения обязательств по соглашению.
Соглашением о расторжении соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Лесосибирской технологической зоны Красноярского края от 05.03.2019, заключенным между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО "Планета-сервис", в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, вызванной отсутствием в Лесосибирской технологической зоне регионального оператора по обращению с ТКО, на ООО "Планета-сервис" возложено исполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на Лесосибирской технологической зоне Красноярского края до дня заключения договора с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.
С учетом вышеизложенного, ООО "Планета-сервис" в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 фактически оказывало услуги по обращению с ТКО.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (пункт 8(5) Правил N 1156).
В силу пункта 8(17) Правил N 1156 в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод ответчика о том, что 15.01.2019 им было направлено в адрес регионального оператора письмо-предложение о направлении договора "На оказание услуг по обращению с ТКО", как документально не подтвержденный (в материалы дела не представлено ни письмо, ни доказательства его фактического направления (вручения) истцу).
26.12.2018 ООО "Планета-сервис" опубликовало в газете "Наш Красноярский край" N 96/1079 (стр. 77) (сайт газеты - gnkk.ru), а также разместило на своем официальном сайте (кашалот24.рф.) публичный договор (предложение о заключении договора) на оказание услуг по обращению с ТКО (публичная оферта).
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
В связи с тем, что в указанный в пункте 8.17 Правил N 1156 срок ООО УК "Наш город" не направило заявку и соответствующие документы на заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору - ООО "Планета-сервис", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что договор считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Учитывая вышеизложенное, довод ответчика о том, что между истцом и ответчиком не заключался какой-либо договор на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами на 2019 год, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствовало истцу оказывать услуги в соответствии с типовым договором. Действующее правовое регулирование предусматривает, что в отсутствие надлежащим образом оформленного договора ответчик, от деятельности которого образуются ТКО, обязан вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормам потребления. Таким образом, обязанность оплаты услуг по обращению с ТКО не зависит от факта заключения договора, а исполняется в силу закона.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО.
Кроме того, согласно пункту 8.18 Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Факт оказания услуг подтверждается универсальным передаточным актом N 17744 от 31.12.2019 на сумму 15 987 руб. (направлен в адрес ответчика 24.03.2020 РПО 66001846005545).
Доказательств неисполнения (ненадлежащего исполнения) истцом обязательств по обращению с ТКО в материалы дела не представлено (в спорный период ответчик не обращался к истцу с какими-либо претензиями относительно нарушения истцом условий договора, в том числе с претензиями по качеству и объему оказанных услуг), в связи с чем, услуги по обращению с ТКО, образуемые в результате хозяйственной деятельности ответчика, считаются оказанными и принятыми в полном объеме.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности, в том числе регулированию подлежит единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии с приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 664-в от 11.12.2018, тариф на услугу истца составляет 1345,71 руб., в том числе НДС 20%, за кубический метр.
Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края N 1/3126-од от 29.12.2018 установлен норматив накопления ТКО на территории Красноярского края, в соответствии с которым для объектов общественного назначения, находящегося в пределах Лесосибирской технологической зоны (г. Енисейск, г. Лесосибирск, Енисейский район, Казачинский район, Пировскнй район), норматив накопления ТКО составляет 0,03 куб.м./чел.
Объем ТКО определяется расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из нормативов накопления ТКО, установленных в соответствии с действующим законодательством РФ (пункт 15 типового договора).
В соответствии с представленными в материалы дела сведениями с сайта ФНС России (www.nalog.ru) из раздела "Открытые данные", с официального сайта ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) - среднесписочная численность работников (сотрудников) ООО УК "Наш город" составляет 33. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод ответчика о том, что в действительности среднесписочная численность офисных работников ООО УК "Наш город" в 2019 году не превышала 8-ми человек, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный (в том числе, доказательствами о предоставлении соответствующих данных в налоговый орган и внебюджетные фонды).
Таким образом, сумма подлежащая к оплате в месяц согласно расчету истца составила 1332,25 руб., исходя из расчета: 33 сотрудников х 0,03 куб.м/чел. х 1345,71 руб. = 1332,25 руб. Сумма задолженности за период с января 2019 по декабрь 2019 года составила 15 987 руб.
Учитывая вышеизложенное, истцом доказано возникновение у ответчика обязательств по оплате оказанных услуг по рассматриваемому договору в заявленном размере 15 987 руб.
Пунктом 6 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказаны услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ответчик не представил доказательств оплаты оказанных услуг (погашения задолженности), в связи, с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки за период с 11.02.2020 по 15.06.2020 в размере 290,84 руб.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 22 типового договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет проверен судом апелляционной инстанции и признан арифметически верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
Учитывая, что материалами дела подтверждается просрочка исполнения обязательства ответчиком по оплате оказанных услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о взыскании неустойки.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "19" июня 2020 года по делу N А33-8384/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8384/2020
Истец: ООО "ПЛАНЕТА-СЕРВИС", ООО "Планета-Сервис" Никитин Д.А. представитель
Ответчик: ООО Управляющая компания "Наш город"