г. Москва |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А41-87457/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ханашевича С.К.,
судей Игнахиной М.В., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Малаховой А.А.,
при участии в заседании:
от ЖСК "Шпуля": Романова М.В., представитель по доверенности от 10.10.2019,
от ЖСК "Игла": Сейнароев Р.Б., представитель по доверенности от 10.10.2018,
от Администрации г/о Подольск: Чеботарева А.С., представитель по доверенности N 465/1 от 27.12.2019,
от МУП "Подольская теплосеть": представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Подольск на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2020 года по делу N А41-87457/18 по иску жилищно-строительного кооператива "Шпуля", жилищно-строительного кооператива "Игла" к Администрации городского округа Подольск, при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие городского округа Подольск "Подольская теплосеть" о признании вещи бесхозяйной, об обязании принять меры по обеспечению бесперебойного теплоснабжения потребителя,
УСТАНОВИЛ:
жилищно-строительный кооператив "Шпуля" (далее - ЖСК "Шпуля") и жилищно-строительный кооператив "Игла" (далее - ЖСК "Игла") обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Подольск (далее - Администрация г/о Подольск) со следующими требованиями:
- о признании тепловых сетей к жилому дому ЖСК "Шпуля" ул. Ватутина N 32 2Д108 L = 15 м + 2 от врезки в подвале жилого дома ЖСК "Игла" ул. Ватутина N 30, теплотрассы от котельной Пионерская N 5А до ТК-6 в размере 1/4 части бесхозяйной вещью;
- об обязании определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей;
- об обязании принять меры по организации обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителя энергии ЖСК "Шпуля", а именно принять меры по организации обеспечения в г.о. Подольск Московской области подготовки к использованию, наладки, испытания, технического обслуживания, ремонта и консервации тепловых сетей к жилому дому ЖСК "Шпуля" ул. Ватутина N 32 2Д108 L = 15 м + 2 от врезки в подвале жилого дома ЖСК "Игла" ул. Ватутина N 30, теплотрассы от котельной Пионерская N 5А до ТК-6 в размере 1/4 части;
- о признании тепловых сетей к жилым домам ЖСК "Игла" по ул. Ватутина N 28, N 30 2Д133 L = 15 м + 10-м от ТК-6, теплотрассы от котельной Пионерская N 5А до ТК-6 в размере 1/2 части бесхозяйной вещью;
- об обязании определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей;
- об обязании принять меры по организации обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителя энергии ЖСК "Игла", а именно принять меры по организации обеспечения в г.о. Подольск Московской области подготовки к использованию, наладки, испытания, технического обслуживания, ремонта и консервации тепловых сетей к жилым домам ЖСК "Игла" по ул. Ватутина N 28, N 30 2Д133 L = 15 м + 10 м от ТК-6, теплотрассы от котельной Пионерская N 5А до ТК-6 в размере 1/2 части.
К участию в рассмотрении дела N А41-87457/18 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие городского округа Подольск "Подольская теплосеть" (далее - МУП "Подольская теплосеть").
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.01.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.08.2019 вышеуказанные судебные акты по делу N А41-87457/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.07.2020 по делу N А41-87457/18 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация г/о Подольск обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации г/о Подольск поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить и принять новый судебный акт.
Представители ЖСК "Шпуля" и ЖСК "Игла" против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители МУП "Подолская теплосеть" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 01.06.2008 ЖСК "Игла" и МУП "Подольская теплосеть" заключили договор N 124 на поставку тепловой энергии, согласно условиям которого поставка тепловой энергии на объекты покупателя осуществляется по тепловым сетям РСО до границы своей эксплуатационной ответственности или по присоединенным тепловым сетям покупателя в соответствии с актами разграничения (приложение N 3 к договору).
На основании акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей, являющегося неотъемлемой частью вышеуказанного договора, ЖКС "Игла" является ответственным лицом за эксплуатацию тепловых сетей к зданиям ж/домов ЖСК "Игла" по ул. Ватутина N 28, N 30 2Д133 L=15M.+10M. от ТК-6, а также теплотрассы от котельной Пионерская N 5А до ТК-6 в размере Уг части в соответствии с соглашением о разделе ответственности от 08.05.1996.
Кроме того, 01.06.2008 ЖСК "Шпуля" и МУП "Подольская теплосеть" заключили договор N 123 на поставку тепловой энергии, согласно условиям которого поставка тепловой энергии на объекты покупателя осуществляется по тепловым сетям РСО до границы своей эксплуатационной ответственности или по присоединенным тепловым сетям покупателя в соответствии с актами разграничения (приложение N 3 к договору).
На основании акта разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей, являющегося неотъемлемой частью вышеуказанного договора, ЖСК "Шпуля" является ответственным лицом за эксплуатацию тепловых сетей к зданию ж/д ЖСК "Шпуля" ул. Ватутина N 32 2Д108 L=15M. +2 от врезки в подвале ж/д ЖСК "Игла" ул. Ватутина N 30, а также теплотрассы от котельной Пионерская N 5А до ТК-6 в размере 1А части в соответствии с соглашением о разделе ответственности от 08.05.1996.
Как указали истцы, ЖСК "Шпуля" и ЖСК "Игла" не являются и никогда не являлись собственниками тепловых сетей, указанных в договорах от 01.06.2008 N 123 и от 01.06.2008 N 124 на поставку тепловой энергии, т.е. не наделены правомочиями владения и распоряжения ими, а также истцы не являются эксплуатирующими организациями, не являются лицами, которые должны осуществлять эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, не обязаны производить наладку, испытания, ремонт и консервацию спорных теплосетей, не эксплуатируют спорные тепловые сети.
Истцы также указали, что решений о принятии спорных тепловых сетей, выходящих за пределы внешних границ стен многоквартирных жилых домов в состав общего имущества, собственниками помещений в жилищно-строительных кооперативах никогда не принималось; истцы являются исключительно потребителями тепловой энергии по указанным договорам на поставку тепловой энергии с третьим лицом.
Учитывая изложенное, обращаясь в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском, ЖСК "Шпуля" и ЖСК "Игла", ссылаясь на Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", указали на недопустимость возложения ответственности на ЖСК "Шпуля" и ЖСК "Игла", не являющихся собственниками спорных тепловых сетей, за их эксплуатацию к вышеуказанным зданиям домов.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела наличия правовых оснований для их удовлетворения.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу положений п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (п. 1 ст. 11 ГК РФ).
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статье 12 ГК РФ.
При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Необходимым условием применения того или иного способа защиты является обеспечение восстановления нарушенного права и соответствие способа защиты требованиям закона. Избрание неверного способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
На основании п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Из ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации; в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 статьи 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
В пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд, по смыслу статей 10, 118, 123, 126 и 127 Конституции Российской Федерации и положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не собирает доказательства, а лишь исследует и оценивает доказательства, представленные сторонами, либо истребует доказательства по ходатайству сторон.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости - инженерные коммуникации, подходящие к зданиям, находящимся в управлении истца, не имеют собственника, право собственности на них не зарегистрировано.
При этом факт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности при заключении договоров не свидетельствует о возникновении у истцов вещных прав на спорное имущество, истец собственником инженерных сетей в следствие заключения спорных договоров не стал.
Кроме того, арбитражный суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию тепловых сетей к договору N 123 на поставку тепловой энергии от 01.06.2008 не подписан представителем ЖСК "Шпуля".
В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации теплоснабжения на территории городского округа лежит на ответчике.
Факт наделения муниципального образования соответствующими полномочиями подтвержден положениями статьи 225 ГК РФ и Постановлением N 3020-1.
В определении Верховный суд Российской Федерации от 21.04.2010 N 47-Впр10-1 указано, что поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать.
На основании вышеизложенного арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не обоснованы и подлежат отклонению.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июля 2020 года по делу N А41-87457/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.К. Ханашевич |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87457/2018
Истец: ЖСК "ИГЛА", ЖСК "Шпуля"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
Третье лицо: МУП ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК "ПОДОЛЬСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19805/2021
20.01.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12426/19
06.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11907/20
03.07.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-87457/18
07.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12426/19
22.04.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4719/19
16.01.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-87457/18