г. Владивосток |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А24-9110/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Аппаковой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Блудова Александра Валентиновича,
апелляционное производство N 05АП-4513/2020
на решение от 23.06.2020
судьи О.С. Алферовой
по делу N А24-9110/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "ГолдАртМаркет" (ИНН 4102010661, ОГРН 1114177004358)
к Блудову Александру Валентиновичу
третье лицо: Сакун Алексей Михайлович
о предоставлении документов о деятельности общества
при участии:
от истца: ;
от ответчика: ;
от третьего лица:,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГолдАртМаркет" (далее - истец, ООО "ГолдАртМаркет", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к Блудову Александру Валентиновичу (далее - ответчик, Блудов А.В.) об обязании в пятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда предоставить генеральному директору ООО "ГолдАртМаркет" следующие документы общества:
1) за 2016 год:
- z-отчеты по выручке Общества за 2016 год;
- приходные ордера и платежные документы о внесении денежных средств на расчетный счет Общества, полученных от покупателей наличными денежными средствами в результате реализации товара, за 2016 год;
- трудовые договоры с работниками Общества, платежные документы об оплате труда в 2016 году;
- договоры с привлеченными специалистами Ярославцевой, Тропиной, Можиной в 2016 году;
2) за 2017 год:
- кассовую книгу ООО "ГолдАртМаркет", журнал учета товарно- материальных ценностей;
- книги учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения;
- гражданско-правовые договоры и другие документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности общества в 2017 году (включая договоры, заключенные ООО "ГолдАртМаркет" в указанный период, а также договоры, заключенные ранее указанного срока, которые исполнялись Обществом в 2017 году (за исключением договора поставки от 29.09.2017 N 29/17));
- все имеющиеся приложения, дополнения, уточнения, спецификации, и накладные к договору поставки от 29.09.2017 N 29/17, подтверждающие факт поставки товара, его ассортимент и стоимость; доказательства оплаты приобретенного по данному договору товара;
- документы бухгалтерского и налогового учета (оборотно-сальдовые ведомости) по всем счетам, отраженным в главных книгах; карточки всех счетов, в том числе оборотно-сальдовые ведомости по:
- счетам 20, 26 с детализацией по статьям затрат;
- счетам 50, 51 с детализацией по статьям движения денежных средств;
- счетам 60, 62, 63 (по всем субсчетам) с детализацией по контрагентам;
- счетам 70, 71, 73 с детализацией по работникам организации;
- счетам 75, 76 (по всем субсчетам) с детализацией по контрагентам;
- счету 91 (по всем субсчетам) с детализацией по статьям прочих доходов и расходов;
- первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченным государственным органом, а также учетной политикой Общества (накладные, акты выполненных работ) и договоры на реализацию товаров, работ, услуг; все первичные документы на покупку ТМЦ (накладные, счета-фактуры) и договоры к ним; все первичные документы на приобретенные работы, услуги (акты выполненных работ, услуг, счета-фактуры) и договоры к ним в отношении всех контрагентов ООО "ГолдАртМаркет", в том числе в отношении: ООО "ЮК АРС Дизайн", ООО "Мистраль", ООО "Парадигма", ООО "СувенирОптИмпорт", ООО ТД "Сима-ленд" за исключением "внутренних" накладных ООО "ГолдАртМаркет" от 03.08.2017 N 5, от 16.11.2017 N 13, от 17.11.2017 N 14, от 17.11.2017 N 15, от 06.03.2017 N 6; от 25.02.2017 N 2, от 02.03.2017 N 3, от 13.02.2017 N 8, от 24.04.2017 N 9, от 03.05.2017 N 10, от 12.05.2017 N 11, от 29.11.2017 N 16 и от 24.05.2017 N 12;
- информацию (перечень) существенных в 2017 году событий (сделок, оказывающих влияние на финансовое положение Общества);
- отчеты о дебиторский и кредиторской задолженности Общества, акты сверок со всеми кредиторами и дебиторами за этот же период;
- договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в отношении которых имеется заинтересованность, в том числе договоры, заключенные ООО "ГолдАртМаркет" с ИП Блудовым А.В., сведения о реализации товаров ООО "ГолдАртМаркет" через расчетный счет ИП Блудова А.В.;
- финансовые документы, подтверждающие оплату труда работников ООО "ГолдАртМаркет" в 2017 году.
Ввиду ведения Обществом в 2017 году бухгалтерского учета с использованием специализированных компьютерных программ, обязать обеспечить доступ к информации, содержащейся в компьютерных файлах, а также скопировать эту информацию на электронный носитель информации (в общераспространенном формате текстового компьютерного файла) на бумажный носитель с целью ее предоставления истцу;
3) за 2018 год:
- книги учета доходов и расходов при УСН;
- гражданско-правовые договоры и другие документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Общества (все прочие договоры, заключенные в указанный период; все прочие договоры, действующие в данный период; договоры об открытии счетов в банках);
- документы бухгалтерского и налогового учета (оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам, отраженным в главных книгах; карточки всех счетов, в том числе оборотно-сальдовые ведомости по:
- счетам 20, 26 с детализацией по статьям затрат;
- счетам 50, 51 с детализацией по статьям движения денежных средств;
- счетам 60, 62, 63 (по всем субсчетам) с детализацией по контрагентам;
- счетам 70, 71, 73 с детализацией по работникам организации;
- счетам 75, 76 (по всем субсчетам) с детализацией по контрагентам;
- счету 91 (по всем субсчетам) с детализацией по статьям прочих доходов и расходов;
- первичные учетные документы, форма которых утверждена государственными органами, а также учетной политикой Общества (накладные, акты выполненных работ) и договоры на реализацию товаров, работ, услуг; все первичные документы на покупку ТМЦ (накладные, счета-фактуры) и договоры к ним; все первичные документы на приобретенные работы, услуги (акты выполненных работ, услуг, счета-фактуры) и договоры к ним;
- перечень существенных в 2018 году событий (сделок, оказывающих влияние на финансовое положение Общества);
- отчеты о дебиторский и кредиторской задолженности Общества, акты сверок со всеми кредиторами и дебиторами за 2018 год;
- штатное расписание Общества по состоянию на 2018 год;
4) за первый квартал 2019 года:
- книги учета доходов и расходов при УСН;
- гражданско-правовые договоры и другие документы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности Общества (все прочие договоры, заключенные в проверяемый период; все прочие договоры, действующие в первом квартале 2019 года);
- первичные учетные документы, форма которых утверждена государственными органами, а также учетной политикой Общества (накладные, акты выполненных работ) и договоры на реализацию товаров, работ, услуг; все первичные документы на покупку ТМЦ (накладные, счета-фактуры) и договоры к ним; все первичные документы на приобретенные работы, услуги (акты выполненных работ, услуг, счета-фактуры) и договоры к ним;
- отчеты о дебиторский и кредиторской задолженности Общества, акты сверок со всеми кредиторами и дебиторами за первый квартал 2019 года.
Определением суда от 23.01.2020 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сакун Алексей Михайлович (далее - Сакун А.М.).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 23.06.2020 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей позиции апеллянт, ссылаясь на несоответствие вынесенного судом решения принципу исполнимости ввиду отсутствия истребуемой документации у Блудова А.А., поясняет, что в условиях корпоративного конфликта в период с конца 2016 года по 2018 год ответчик вследствие недобросовестных действий Сакуна А.М. был фактически отстранен от ведения документооборота общества, с октября 2017 года на основании приказа Блудова А.А. деятельность общества приостанавливалась, а в начале 2019 года Блудов А.А. вышел из состава участников ООО "ГолдАртМаркет".
В заседание суда апелляционной инстанции представители сторон, третьего лица явку представителей не обеспечили.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что ООО "ГолдАртМаркет" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 16.12.2011 с присвоением ОГРН 1114177004358.
Участниками Общества в равных долях уставного капитала являлись Блудов А.В. с долей 50 % и Сакун А.М. с долей 50 %.
Генеральным директором общества с возложением на него обязанностей согласно приказу ООО "ГолдАртМаркет" N 1 от 16.12.2011 по ведению бухгалтерского учета общества с момента его создания до 17.03.2019 являлся Блудов А.В., с указанной даты руководителем ООО "ГолдАртМаркет" по результатам внеочередного общего собрания участников общества, оформленного протоколом от 17.03.2019, избран Сакун А.М.
В дальнейшем на основании нотариально удостоверенного заявления от 14.06.2019 Блудов А.В. вышел из состава участников ООО "ГолдАртМаркет", на момент рассмотрения настоящего спора согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц единственным участником общества является Сакун А.М.
Поскольку обязанность по передаче документации ООО "ГолдАртМаркет" вновь назначенному исполнительному органу бывшим руководителем не исполнена, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя предъявленное требование в полном объеме, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 1 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) определен перечень документов, которые обязано хранить общество по месту нахождения его единоличного исполнительного органа или в ином месте, известном и доступном участникам общества согласно пункту 2 названной статьи Закона.
Согласно пункту 4 статьи 32 и статье 40 Закона об ООО руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества. В целях осуществления своих полномочий директор имеет доступ ко всей документации, связанной с деятельностью общества, и как его исполнительный орган, отвечает за сохранность документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно (пункт 4 статьи 29 Закона о бухгалтерском учете).
Соответственно, в случае смены единоличного исполнительного органа общества печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность, а также иные документы, подлежащие хранению в обществе и необходимые для осуществления деятельности общества и руководства ею, подлежат передаче вновь избранному исполнительному органу общества.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
Принцип разумности и добросовестности поведения участников гражданского оборота, закрепленный в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяется и на лиц, исполняющих обязанности руководителей хозяйственных обществ.
Следовательно, лицо, руководствующееся в своей деятельности указанным принципом, обязано предпринять все зависящие от него меры для исполнения своих обязательств добровольно и в разумные сроки, в том числе после прекращения полномочий надлежащим образом передать новому руководителю всю документацию и имущество общества.
При этом, учитывая специфику требования о присуждении к исполнению обязанности в натуре (в данном случае обязанности по передаче документов), в предмет доказывания входит исследование возможности исполнить эту обязанность, что, в свою очередь, возможно лишь при наличии требуемого имущества у данного лица на момент рассмотрения спора.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в период с 16.12.2011 по 16.03.2019 генеральным директором общества являлся Блудов А.В., с 17.03.2019 к исполнению обязанностей в качестве руководителя ООО "ГолдАртМаркет" приступил Сакун А.М., вместе с тем, прекратив полномочия единоличного исполнительного органа общества, ответчиком обязанность по передаче новому руководителю документации общества не исполнена.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции, установив, что Блудов А.В., как лицо, исполнявшее обязанности руководителя до момента прекращения своих полномочий, обеспечивал хозяйственную деятельность и хранение документации и материальных ценностей в силу положений статьи 50 Закона об ООО, статьи 29 Закона о бухгалтерском учете, однако обязательства по передаче документации ООО "ГолдАртМаркет" новому руководителю общества не исполнил, обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Довод апеллянта об отсутствии у него истребуемой истцом документации вследствие того, что в условиях корпоративного конфликта в период с конца 2016 года по 2018 год ответчик был фактически отсранен от ведения документооборота общества, документально не подтвержден, при этом указанные обстоятельства не освобождают бывшего руководителя от исполнения предусмотренной Законом обязанности по обеспечению передачи документации и имущества, сбор, составление, ведение и хранение которых он должен был обеспечить.
Наличие у Блудова А.В. признаков номинального руководителя ООО "ГолдАртМаркет" в рамках настоящего спора не установлено. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Камчатского края от 31.05.2017 по делу N А24-575/2017 действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому по внесению в ЕГРЮЛ записи от 02.12.2016 N 2164101232810 в отношении Сакуна А.М. как о генеральном директоре ООО "ГолдАртМаркет" признаны незаконными, как несоответствующие Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доказательств (банковские выписки движения средств по счетам Общества и т.п.), свидетельствующих о том, что в спорный период ООО "ГолдАртМаркет" финансово-хозяйственную деятельность не вело, не производило расчеты с контрагентами, не вносило платежи на обязательное страхование и не уплачивало налоги, не получало денежные средства наличными и т.д., в материалах дела не имеется.
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.06.2017 в отношении Блудова А.В. в рамках уголовного дела предоставлялись документы по финансово-хозяйственной деятельности ООО "ГолдАртМаркет", а также приобщались копии платежных документов по выплате заработной платы работникам Общества, копии кассовой книги, копии журнала учета товарно-материальных ценностей, которые, исходя из анализа представленных в материалы дела документов, касающихся проводимой проверки в рамках уголовных дел в отношении Блудова А.В. и Сакуна А.М., были возвращены в связи с прекращением уголовного дела или исключены из числа вещественных доказательств.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться обществом, последнее обязано их восстановить. Прекращение у Блудова А.В. полномочий генерального директора не исключает возможности составления/восстановления им отсутствующих документов, при этом доказательств, подтверждающих принятие ответчиком соответствующих мер, материалы дела не содержат.
Таким образом, принимая во внимание, что исполнению бывшим руководителем юридического лица обязанности по передаче документации о хозяйственной деятельности не может препятствовать отсутствие у него каких-либо документов, поскольку на руководителя в силу норм законодательства возложена обязанность по хранению документации, в отсутствие в рассматриваемом случае, вопреки позиции апеллянта, доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что возможности исполнить данную обязанность у ответчика не имеется, заявленное требование подлежит удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 23.06.2020 по делу N А24-9110/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Аппакова |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-9110/2019
Истец: ООО "ГолдАртМаркет"
Ответчик: Блудов Александр Валентинович
Третье лицо: Сакун Алексей Михайлович, Баранков Ю.О., ОМВД России по ЗАТО Вилючинск, ОМВД России по ЗАТО г. Вилючинск, Следственный отдел ЗАТО г. Вилючинск
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7898/20
02.03.2021 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7729/20
06.10.2020 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4513/20
23.06.2020 Решение Арбитражного суда Камчатского края N А24-9110/19