г. Пермь |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А50-8317/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Власовой О.Г.,
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
от ответчика, Пермского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края: Жоголь Н.Ф., доверенность N 10 от 30.12.2019, служебное удостоверение;
от истца, общества с ограниченной ответственностью "Кудымкарские тепловые сети"; от третьего лица, Министерства строительства Пермского края: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Пермского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 июля 2020 года
по делу N А50-8317/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кудымкарские тепловые сети" (ОГРН 1125981000078, ИНН 5981004884)
к Пермскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (ИНН 5902051147; ОГРН 1185958067426)
третье лицо: Министерство строительства Пермского края (ОГРН 1055900367434, ИНН 5902293210)
о взыскании задолженности за тепловую энергию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кудымкарские тепловые сети" (далее - истец, ООО "КТС") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с Пермского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее - ответчик, Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края) за счет средств бюджета Пермского края 78 524 руб. 04 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в период с 01.01.2019 по 18.03.2019 (с учетом произведенной судом первой инстанции замены ненадлежащего ответчика надлежащим в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 02.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Министерство строительства Пермского края (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2020 года (резолютивная часть от 09.07.2020) исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Как указывает заявитель, в судебном акте не отражены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что противоречит пункту 2 части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При отклонении довода о необоснованности требований к МинЖКХ Пермского края, а не к Министерству строительства Пермского края судом не учтена специфика рассматриваемых отношений, не проведен анализ положений законодательства, изложенных в отзыве и дополнительных пояснениях ответчика.
Спорные жилые помещения были приобретены для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Кудымкара Пермского края. Ссылаясь на статьи 125, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", апеллянт считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство строительства Пермского края, поскольку Ведомственной структурой расходов краевого бюджета на 2018, 2019, 2020 - 2021 годы, являющейся приложением к Закону Пермского края от 07.12.2017 N 152-ПК "О бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", Закону Пермского края от 29.11.2018 N 303-ПК "О бюджете Пермского края на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" бюджетные ассигнования на содержание жилых помещений, приобретенных в государственную собственность Пермского края для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из их числа, выделены третьему лицу.
Ответчик полагает, что судом первой инстанции не были учтены выводы, изложенные в судебных актах по делу N А50-1277/2019, которые имеют преюдициальное значение для разрешения настоящего спора в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец и третье лицо представили письменные отзывы, в которых доводы жалобы отклонили как несостоятельные, просили оставить решение без изменения.
В заседании апелляционного суда представитель ответчика на доводах жалобы настаивал, просил решение отменить.
В судебное заседание 29.09.2020 истец и третье лицо явку представителей не обеспечили; истец направил в апелляционный суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 26.12.2018 по 18.03.2019 Пермский край является собственником жилых помещений, по адресам: г.Кудымкар ул. Загородная, 26, квартиры 1 - 5, 21 - 30, 46 - 50 (выписки из Единого государственного реестра недвижимости).
ООО "КТС" является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Кудымкар, в том числе, по ул.Загородная, 26.
В период с 01.01.2019 по 18.03.2019 истец поставил в указанный многоквартирный дом тепловую энергию для целей отопления.
В спорный период жилые помещения не были заселены (являлись пустующими), не были закреплены на праве оперативного управления за каким-либо государственным учреждением.
Факт поставки тепловой энергии подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
По расчету истца стоимость поставленной для отопления жилых помещений ответчика тепловой энергии составляет 78 524 руб. 04 коп.
Наличие задолженности у ответчика, оставление им претензии без удовлетворения послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 214, 125, 210, 249, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что факт поставки истцом на объекты ответчика тепловой энергии, ее объемы и стоимость подтверждены материалами дела, Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края является надлежащим ответчиком по делу, доказательства оплаты ответчиком долга в сумме 78 524 руб. 04 коп.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителя ответчика в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
Факт поставки тепловой энергии на объекты ответчика, ее объем и стоимость подтверждены представленными в материалы дела карточками учета тепловой энергии, расчетов по лицевому счету и ответчиком не оспорены, какими-либо доказательствами не опровергнуты.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы были исследованы судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
МинЖКХ Пермского края образовано Указом Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99 (пункт 1).
В соответствии с пунктом 2 Указа Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99 МинЖКХ Пермского края переданы функции Региональной службы по тарифам Пермского края в сфере управления жилищным фондом Пермского края в части капитального ремонта, мониторинга управления и технического состояния, формирования комфортной городской среды, коммунальной инфраструктуры, предоставления коммунальных услуг, энергосбережения, развития газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 Указа Губернатора Пермского края от 17.10.2018 N 99 в соответствии с пунктом 9 вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Пермского края, утверждающего Положение о МинЖКХ Пермского края.
Постановлением Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края (далее - Положение N 630-п).
В пункте 3 указано, что постановление Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее даты государственной регистрации МинЖКХ Пермского края в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 3).
На официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru Постановление Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п опубликовано 26.10.2018, в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края - 29.10.2018.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МинЖКХ Пермского края создание юридического лица зарегистрировано 26.11.2018.
Согласно пункту 3.1.5 Положения N 630-п МинЖКХ Пермского края осуществляет полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, за исключением жилых помещений, переданных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Заявленные требования основаны на положениях, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.10.4 Положения N 630-п МинЖКХ Пермского края осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджетов, администратора доходов бюджета в соответствии с бюджетным законодательством.
Как пояснило третье лицо, с целью оплаты задолженности за коммунальные услуги, возникшей в период осуществления Министерством строительства Пермского края полномочий собственника жилых помещений от имени Пермского края (с 2014 года по 1 июня 2017 года), в бюджете Пермского края были предусмотрены соответствующие денежные средства (Закон Пермского края от 07.12.2017 N 152-ПК "О бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"). Обязанность осуществлять оплату задолженности за коммунальные услуги за другие периоды (с 01.06.2017) у Министерства строительства Пермского края отсутствует.
С 01 июня 2017 года полномочия в сфере управления жилищным фондом Пермского края были переданы сначала Региональной службе по тарифам Пермского края (постановления Правительства Пермского края от 17.05.2017 N 360-п), а затем МинЖКХ Пермского края (постановление Правительства Пермского края от 26.10.2018 N 630-п).
Ссылка МинЖКХ Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 06.08.2019 по делу N А50-1277/2019 не обоснована, так как в данном деле рассматривались требования о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в период с 27.12.2016 по 21.03.2017, в который Министерство строительства Пермского края осуществляло полномочия собственника по вопросам владения, пользования, распоряжения и управления жилищным фондом Пермского края.
На основании изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в спорный период полномочия собственника в отношении жилых помещений осуществляло МинЖКХ Пермского края.
Следует отметить, что к участию в деле в качестве ответчика привлечено не МинЖКХ Пермского края, а Пермский край в лице МинЖКХ Пермского края, к полномочиям которого отнесено осуществление полномочий собственника жилищного фонда Пермского края. Взыскание долга будет производиться за счет средств бюджета Пермского края, указание конкретного государственного органа решающего правового значения не имеет. С учетом того, что факт поставки тепловой энергии, ее объемы и стоимость подтверждены материалами дела и не оспариваются, оплата в конечном итоге осуществляется за счет средств бюджета субъекта, поставщик надлежаще выполнивший свои обязательства не должен становиться заложником спора между органами власти одного субъекта Российской Федерации, в связи с чем его требованию обоснованно удовлетворены судом первой инстанции с учетом установленных полномочий ответчика.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Суд первой инстанции, вопреки доводам ответчика, правильно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца документально подтверждены и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2020 года является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 июля 2020 года по делу N А50-8317/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Власова |
Судьи |
М.В. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8317/2020
Истец: ООО "КУДЫМКАРСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ ПЕРМСКОГО КРАЯ, Пермский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края