г.Москва |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А40-248047/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу РОО "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-248047/19 (115-5698)
по заявлению РОО "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ"
к ИФНС России N 28 по г.Москве
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
Цветков В.А. по дов. от 07.11.2018; |
от ответчика: |
Комисарова М.А. по дов. от 29.06.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ" (далее также - заявитель, Организация, налогоплательщик, РОО "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г.Москве (далее также - ответчик, налоговый орган, Инспекция, ИФНС России N 28 по г.Москве) о признании недействительными решений от 19.04.2019 N N 12414-12416; 41630; 12417-12418 и от 16.05.2019 N 12452.
Решением суда от 28.02.2020, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на незаконность оспариваемых решений Инспекции.
Представитель ответчика в судебном заседании, а также в представленном в порядке ст.262 АПК РФ отзыве на жалобу возражал против доводов и требований заявителя, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией в отношении РОО "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ" проведены камеральные налоговые проверки авансовых расчетов по налогу на имущество организаций за 1, 2, 3 кварталы 2017 г., за 1, 2, 3 кварталы 2018 г. и налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 г.
По результатам означенных проверок Инспекцией составлены акты налоговых проверок от 02.08.2017 N 58462, от 13.11.2017 N 58465, от 08.02.2018 N 58466, от 03.08.2018 N 58469, от 21.09.2018 N 58470, от 01.02.2019 N 66436, от 21.12.2018 N 58468 и вынесены оспариваемые решения от 19.04.2019 N N 12414, 12415, 12416, 12417, 12418 и от 16.05.2019 N 12452 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 19.04.2019 N 41630 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проведения данных проверок Инспекцией установлено занижение Организацией налоговой базы по налогу на имущество организаций, исчисленному налогоплательщиком исходя из остаточной (инвентаризационной) стоимости помещений с кадастровыми номерами 77:05:0001009:8228, 77:05:0001009:8207 (далее также - спорные объекты, помещения).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения РОО "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ" в арбитражный суд с настоящим заявлением с указанными выше требованиями.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя жалобы, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Организацией требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что оспариваемые решения Инспекции не соответствуют п.3 и п.4 ст.378.2 НК РФ, поскольку здания, в которых расположены спорные помещения, принадлежащие Организации на праве собственности, не являются отдельно стоящими, а являются пристройками к жилым домам, в связи с чем отнесение помещений, расположенных внутри них, к объектам недвижимости, в отношении которых налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости, является незаконным.
Между тем данные доводы жалобы подлежат отклонению как необоснованные в связи со следующим.
На основании п.1 ст.372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.
На основании п.2 ст.375 НК РФ налог на имущество в отношении отдельных объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии с особенностями статьи 378.2 Кодекса.
Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных ст.378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.1 ст.378.2 НК РФ).
В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в указанной статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
28.11.2014 в соответствии с требованиями ст.378.2 НК РФ Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28.11.2014 и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 02.12.2014.
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 01.01.2017 (Приложение N1 к Перечню).
При этом согласно примечанию к указанному Приложению помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в данный Перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Следовательно, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости помещений независимо от включения (или отсутствия) этих помещений в Перечне (письма ФНС России от 04.12.2018 N БС-4-21/23478, от 15.11.2017 N БС-3-21/7462, Минфина России от 19.02.2018 N 03-05-05-01/9989, от 13.03.2017 N 03-05-04-01/13780).
Помещение с кадастровым номером 77:05:0001009:8228 расположено в здании с кадастровым номером 77:06:0007001:1029 по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.129, корп.2; помещение с кадастровым номером 77:05:0001009:8207 - в здании с кадастровым номером 77:06:0007001:1069 по адресу: г.Москва, Ленинский проспект, д.123, корп.2.
Указанные здания включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определенный постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП, строки 16461, 16470 соответственно (на 2017 г.) и постановления Правительства Москвы от 28.11.2017 N 911-ПП, строки 16767, 16776 соответственно).
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ установлены условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: объект расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (далее также - Первый критерий); объект (а) предназначен для использования или (б) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (далее также - Второй критерий).
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены п.4 ст.378.2 НК РФ.
Так, торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: объект расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (далее также - Первый критерий); объект (а) предназначен для использования или (б) фактически используется предназначено в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, (далее также - Второй критерий).
Таким образом, согласно НК РФ для включения какого-либо объекта недвижимости в Перечень достаточно соответствия объекта любому из критериев (Первому или Второму), соответствие совокупности критериев не требуется. Если Первый критерий удовлетворяется, соответствие объекта Второму критерию не имеет правового значения и выходит за рамки прямой нормы НК РФ.
Статьей 1.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон о налоге на имущество организаций) в соответствии с п.2 ст.378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с означенной нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (уточняет Первый критерий); отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (уточняет Второй критерий).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Правительства Москвы в сети "Интернет", здания, в которых расположены принадлежащие заявителю помещения, включены в вышеуказанные перечни на 2017-2018 гг. по критерию "вид разрешенного использования земельного участка".
Кроме того, в соответствии с п.6 ст.378.2 НК РФ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Вместе с тем необходимо отметить, что кадастровая стоимость спорных помещений утверждена постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г." в размере 70 954 418, 47 руб. и 69 847 370,93 руб. соответственно.
При этом ни Кодекс, ни Закон о налоге на имущество организаций не предусматривают предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении творческих мастерских.
Согласно п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, при определении налоговых обязательств по налогу на имущество организаций налоговый орган должен руководствоваться сведениями, полученными в соответствии со ст.85 НК РФ.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией для уточнения сведений о кадастровой стоимости спорных помещений, в частности, помещения с кадастровым номером 77:05:0001009:8228, в Управление Росреестра по Москве был направлен запрос от 07.12.2018 N 21-04/063417@, в ответ на который получена информация (ответ N 51-1899/2019) о кадастровой стоимости вышеуказанного помещения (64 847 370, 93 руб.) (дата применения 01.01.2017 - 31.12.2018), что соответствует кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером 77:05:0001009:8228, утв. постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП.
В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-05-05-01/2832 также указано, что, начиная с 1 января 2014 года налогоплательщик в случае принятия на территории субъекта Российской Федерации закона, закрепляющего обязанность определять налоговую базу по объектам недвижимого имущества на основе их кадастровой стоимости (абз.2 п.2 ст.372, п.2 ст.378.2 НК РФ), и включения объекта недвижимости в перечень, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, должен исчислять налог на имущество по нему исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, если организация является собственником объекта недвижимости или помещения в нем и этот объект числится в перечне, определенном уполномоченным органом субъекта РФ, налоговую базу по нему следует определять на основе кадастровой стоимости, даже если данный объект недвижимости не используется по назначению (подп.1 п.7, подп.3 п.12 ст.378.2 НК РФ).
ФНС России в своем письме от 09.02.2015 N БС-4-11/1799 разъяснила, что ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).
При этом в соответствии с письмом ФНС России от 22.12.2015 N БС-4-11/22488 аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня, в отсутствие соответствующего постановления уполномоченного органа власти субъекта Российской Федерации об исключении объекта из перечня.
В материалы настоящего дела не представлена информация об исключении уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации из Перечня зданий с кадастровым номером 77:06:0007001:1029 и кадастровым номером 77:06:0007001:1069, а также о наличии вступившего в силу судебного акта о неправомерности включения указанных объектов недвижимости в Перечень.
Кроме того, в целях установления категории помещений, принадлежащих заявителю на праве собственности, отличной от категории зданий, в которых находятся данные помещения, Организация в суд не обращалась.
При таких данных оспариваемые решения налогового органа являются законными, а вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Организацией требований - обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-248047/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248047/2019
Истец: РЕГИОНАЛЬНАЯ "МОСКОВСКИЙ СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 28 ПО Г. МОСКВЕ