г. Москва |
|
02 февраля 2024 г. |
Дело N А40-92070/23 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Захаровой Т.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Время Вперед" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 октября 2023 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-92070/23, по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Время Вперед" (ИНН 7725272798) к Обществу с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (ИНН 7716878261) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Время Вперед" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (далее - ответчик) 200 000 руб. убытков.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26 апреля 2023 года исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Ответчиком заявлен встречный иск к ООО "Время Вперед" о взыскании 51 410 руб. задолженности, 2 007 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствам и 9 767 руб. 90 коп. неустойки на основании ст.ст. 309, 310, 330, 801 ГК РФ.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 18 октября 2023 года встречный иск возвращен заявителю, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела, 11 января 2021 г. между истцом (Клиент) и ответчиком (Экспедитор) заключен договор на оказание услуг по организации перевозок грузов N 1567 от 11.01.2021 г., в соответствии с которым Экспедитор обязуется в соответствие с Заявкой от своего имени и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором услуг по организации перевозок грузов. Цена договора определяется в виде единой суммы в соответствии с п. 4.1 настоящего Договора.
Информация об отправке и грузе отраженная в Актах сдачи-приемки и/или в Накладной на отправку груза в вагонах, подписанных Сторонами, приравнивается к Заявке.
Истец указывает, что направил ответчику заявку на перевозку N 2570 ТТ, в соответствии с которой поручалось организовать перевозку груза - оборудование, вес брутто 0,907 т, габариты 11 куб.м., срок загрузки - 03.11.2022, срок выгрузки -14.11.2022.
Груз принят и доставлен в соответствии с транспортной накладной от 03.11.2022 N 8116.
Истец ссылается на то, что получателем груза являлось ООО "Велесстрой", которое по прибытию груза в ОП Новый Уренгой осуществило процедуру его приемки.
В соответствии с претензией N 1 от 25.11.2022 г. в результате приемки ООО "Велесстрой" выявило дефект груза, полученные в процессе транспортировки: блочный тепловой пункт Fortus (блок управления АМПЕРУ С - 1 шт.), на котором обнаружены вмятины, потертости, повреждения ЛКП.
Факт порчи и дефектов груза зафиксирован в акте N 1135 от 21.11.2022 г.
В связи с порчей груза, ООО "Велесстрой" потребовала от истца замены поврежденных частей модуля.
Истец на основании претензии ООО "Велесстрой" оплатило расходы по замене контроллера и диагностике ШУ Амперус на объекте в г. Новый Уренгой, мкрн Радужный, ул. Дружбы Народов на основании договора-счета N 1632 от 28.11.2022 (от ООО "ЭЛИТА-Восток") платежным поручением N 1962 от 28.11.2022г.в сумме 200 000 руб.
При этом истцом в адрес ответчика направлена претензия N 50 от 28.11.2022 г. с требованием компенсировать убытки в указанном размере.
Ответом N 1262 от 01.12.2022 г. ответчик заявил об отказе в удовлетворении претензии, отметив, что груз был передан в ненадлежащей упаковке, не соответствующей требованиям к перевозке, а также был получен грузополучателем 19.11.2022 г. без претензий.
Истец. ссылаясь на пункты 22 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и на ст. 796 ГК РФ, полагает, что бремя доказывания того, что груз утрачен или поврежден вследствие ненадлежащей упаковки, возложено на ответчика.
Согласно п. 3.4. Договора грузы для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной упаковке (таре), обеспечивающей их полную сохранность. Если при наружном осмотре упаковки (тары) предъявляемого к перевозке груза будут замечены недостатки, которые могут вызвать утрату, порчу или повреждение груза, Клиент обязан, по требованию представителей Экспедитора, привести тару или упаковку в соответствие с требованиями. В случае отказа от этого Клиента, Экспедитор оставляет за собой право не принимать такой груз к перевозке.
В соответствии с п. 3.5. Договора в случае, если Клиент согласен перевозить груз в несоответствующей стандарту упаковке (таре) Стороны делают отметку о несоответствии упаковки (тары) с обязательной подписью Сторон в Накладной или Акте сдачи - приемки (Товарно-транспортной накладной) и Экспедитор не несет ответственность за сохранность и порчу этого груза.
Статьей 804 ГК РФ установлено, что Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
В случае не предоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
Истец указывает, что в нарушение условий п. 3.4. и 3.5. договора ответчик не предъявлял какие-либо претензии к упаковке груза, в установленном порядке отметку о согласии на перевозку груза в ненадлежащей упаковке не сделал, от оказания услуг не отказался.
В связи с изложенным, по мнению истца, ответчик не вправе ссылаться на то, что груз был упакован ненадлежащим образом.
Истец поясняет, что согласно фотографиям, сделанным при загрузке груза в месте отправке и при его выгрузке в месте получения, упаковка в период между погрузкой и разгрузкой была изменена: при погрузке груз был закреплен на деревянном поддоне, а при разгрузке такого поддона уже не было.
Истец полагает, что указанные обстоятельства подтверждают, что груз был упакован в надлежащем виде, претензии по упаковке в момент приемки у ответчика отсутствовали, повреждение (изменение) упаковки произошло в период нахождения груза у ответчика.
Таким образом, истец полагает, что ответчик обязан возместить понесенные по вине ответчика убытки на сумму 200 000 руб.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
В соответствии с Накладной на транспортные услуги N СП053022 от 03.11.2022 г. грузоотправителем 000 "Элита-Центр" к перевозке был предъявлен груз -электротовары в количестве 6 (шести) мест весом 800 кг, объемом 9,6 мЗ без идентифицирующих признаков в адрес грузополучателя 000 "Велесстрой", погрузочный пункт: Санкт-Петербург, пункт назначения: г. Новый Уренгой (через Новый Уренгой).
Транспортная накладная содержит следующие отметки: "Груз принят по количеству грузовых мест без проверки наименования, ассортимента, количества и качества груза внутри грузового места. Груз сдан к перевозке в ненадлежащей упаковке. Упаковка не обеспечивает сохранности груза, принято без внутреннего осмотра".
Согласно накладной на транспортные услуги N СП053022 от 03.11.2022 г 19.11.2022 груз получен без претензий в полном объёме в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "О транспортно-экспедиционной деятельности" В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
В соответствии со ст. 18 Устава железнодорожного транспорта грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечить качество перевозимой продукции,сохранность грузов.
В соответствии с п. 18 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (далее - Правила приема груза), в целях предохранения от повреждения, порчи, утраты перевозимых грузов, грузы должны предъявляться к перевозке в упакованном виде с применением тары, соответствующей установленным обязательным требованиям, техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Грузы, на тару и упаковку которых обязательные требования и технические условия не установлены, предъявляются к перевозке при условии обеспечения их полной сохранности при перевозке, соответствующей условиям контрактов, договоров на поставку и требованиям настоящих Правил.
Также, в соответствии со ст. 10 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза.
Согласно п. 26 Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил перевоз грузов автомобильным транспортом" от 15.04.2011 N 272 (далее - Правила перевозок грузов), грузы, нуждающиеся в таре для предохранения их от утраты, недостачи, порчи и повреждения при перевозке, должны предъявляться к перевозке в исправной таре, соответствующей государственным стандартам или техническим условиям, а в установленных случаях - в иной исправной таре, обеспечивающей их полную сохранность.
Грузоотправитель отвечает за все последствия неправильной внутренней паковки грузов (бой, поломку, деформацию, течь и т.д.), а также применение тары и упаковки, не соответствующих свойствам груза, его весу или установленным стандартам и техническим условиям (п. 28 Правил перевозки грузов).
В соответствии с п. 30 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом груз при его предъявлении к перевозке должен быть подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару, упаковку.
Согласно п. 50 Правил перевозки грузов, погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется грузоотправителем (фрахтователем), а выгрузка из транспортного средства и контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договоренностью сторон. Эта же норма права предусмотрена и п. 8 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.
При этом в силу п. п. 51 и 52 Правил перевозок грузов, погрузка груза в транспортное средство и контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки груза и его сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства и контейнера и грузовые места, погрузка которых осуществляется механизированным способом, как правило, должны иметь петли, проушины, выступы или иные специальные приспособления для захвата грузоподъемными машинами и устройствами.
Таким образом, ответственность за вид и тип упаковки, в которой груз будет транспортироваться, возлагается на грузоотправителя. Грузоотправителем не были выполнены требования законодательства, что подтверждается соответствующими отметками в транспортной накладной, заверенными подписью представителя грузоотправителя. Кроме того, Клиент был осведомлен о том, что груз перевозится под его ответственность и Экспедитор не несет ответственность за изменение качества груза вследствие принятия Экспедитором груза с согласия Клиента в упаковке (таре), не обеспечивающей сохранность груза от утраты, недостачи, порчи и повреждения при наличии в сопроводительных экспедиторских документах отметки об этом.
В исковом заявлении ООО "Время Вперед" не предоставляет документы, позволяющие установить размер реального ущерба. Приложенные акт N 1135 от 21.11.2022, договор-счёт N1632 от 28.11.2022 не могут выступать в качестве документов, подтверждающих размер реального ущерба, т.к. составлены в отсутствии представителя Экспедитора и без его уведомления.
Для привлечения контрагента к ответственности в виде возмещения убытков необходимо доказать совокупность следующих:
-наличие убытков и их размер;
-противоправное поведение, повлекшее причинение вреда;
- причинную связь между противоправностью поведения и наступившими убытками.
В данном случае очевидно отсутствие причинно-следственной связи между исполнением обязательств ООО "Транспортные Технологии" и понесенными убытками.
В соответствии со ст. 803 ГК РФ, ст. 6 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" N 87-ФЗ от 30.06.2003 г. (далее - Закон) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом, экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ, Законом и иными федеральными законами.
На основании п. 1 ст. 7 Закона Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату или недостачу груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза грузополучателю, если не докажет, что утрата или недостача груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза.
В соответствии с Накладной на транспортные услуги N СП053022 от 03.11.2022 г. стороны пришли к соглашению, что при не предоставлении или предоставлении неполного пакета необходимых документов (перечень груза), стоимость одного места оценивается не более 1 000,00 (Одна тысяча) рублей за место.
Груз принимался по количеству грузовых мест без проверки наименования, ассортимента, количества и качества груза внутри грузового места, что отражается в накладных (экспедиторских расписках).
Клиент в лице грузоотправителя и грузополучателя с действующим прайс-листом и внутренним регламентом экспедитора ознакомлен и согласен.
Таким образом, объявленная ценность груза составила 6 000,00 (Шесть тысяч рублей, 00 коп.) рублей исходя из следующего расчета:
По накладной на транспортные услуги N СП053022 от 03.11.2022 г.: 6 места х 1000,00 руб. = 6 000,00 руб.
где, 6 места - количество грузовых мест, принятых к перевозке 1 000,00 руб. - объявленная ценность одного грузового места
При отправке груза Истцом не были представлен перечень груза к каждой накладной (экспедиторской расписке), также в накладных (экспедиторских расписках) отсутствуют ссылки на какие-либо сопроводительные документы, содержание которых позволяло бы идентифицировать принятый к перевозке груз.
Размер ответственности экспедитора за утрату груза зависит от того, была ли в экспедиторских документах указана объявленная ценность груза. Если таковая была указана, экспедитор несет ответственность в размере объявленной ценности груза; в этом случае документальным подтверждением размера реального ущерба, подлежащего возмещению экспедитором, являются экспедиторские документы.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2023 года по делу N А40-92070/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-92070/2023
Истец: ООО "ВРЕМЯ ВПЕРЕД"
Ответчик: ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"