г. Пермь |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А60-3498/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670463319, ОГРН 1186658004719): Горохов Ю.Н. - представитель по доверенности от 06.10.2020, диплом, паспорт,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565): Приображенских Е.А., доверенность от 09.01.2020, диплом, служебное удостоверение,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 июля 2020 года
по делу N А60-3498/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице Территориального отдела в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга
о признании недействительным предписания от 16.01.2020 N 66-08-15/15-565-2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" с требованием о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга от 16.01.2020 N 66-08-15/15-565-2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2020 (резолютивная часть решения объявлена 10.07.2020) заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое предписание признано недействительным. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга обязан судом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. В порядке распределения судебных расходов с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу г. Екатеринбург, ул. Уральская, 62/2, следовательно, на него распространяется действие СанПиН 2.1.2.2645-10, в том числе п. 8.2.5 СанПиН; у общества имелась возможность в соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 03.12.2018 N 2949 обратиться с заявлением о согласовании места расположения контейнерной площадки в соответствии с п. 8.2.5 СанПиН.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, при проведении административного расследования в отношении ООО Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" заинтересованным лицом выявлено нарушение требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
По результатам расследования общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ (постановление от 16.01.2020 не обжаловано), с целью устранения выявленных нарушений на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроле (надзора) и муниципального контроля" Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга ООО Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 16.01.2020 N 66-08-15/15-565/2020.
В соответствии с данным предписанием заявителю предписано:
- в срок до 01.05.2020 обеспечить организацию контейнерной площадки, обслуживающей жилой дом по адресу: ул. Уральская, д. 62/2 г. Екатеринбург в соответствии с требованиями санитарных правил.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции принято вышеприведенное решение.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и обществом не оспаривается, что общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Екатеринбург, ул. Уральская 62/2.
Предписание вынесено в связи с тем, что спорная контейнерная площадка расположена на расстоянии 184, 18 м от подъезда N 1 и на расстоянии 76,81 м от подъезда N 8 жилого дома по адресу ул. Уральская, 62/2, что говорит о несоблюдении нормативов, указанных в п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Указанные расстояния установлены в ходе административного расследования и также не оспариваются управляющей компанией.
Суд первой инстанции, признавая предписание недействительным, исходил из отсутствия правовых оснований для его выдачи и нарушения прав общества в сфере его предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции, поддерживая позицию общества, свой вывод о незаконности предписания мотивировал тем, что контейнерная площадка не расположена на земельном участке, включенном в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома N 62/2 по ул. Уральская в г. Екатеринбурге Свердловской области, фактически она расположена за пределами придомовой территории на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и установлена Администрацией Кировского района г. Екатеринбурга при застройке территории.
Руководствуясь письмом Министерства экономического развития РФ и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.02.2013 N 14-00559/13, суд указал, что если на земельном участке находится несколько многоквартирных домов, то в таком случае территория не является размежеванной, и находится в собственности соответствующего муниципального образования.
Из обстоятельств дела суд установил, что для всех многоквартирных домов на территории общего пользования с момента застройки территории оборудована одна общая контейнерная площадка, а доказательств того, что земельный участок, на котором расположена спорная контейнерная площадка, находящаяся в пользовании и иных МКД, и расположенная возле МКД по ул. Уральская, 60, входит в состав придомовой территории МКД по ул. Уральская, 62/2 и относится к его общему имуществу, не представлено.
Далее, суд сделал суждение, что действующее законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности по содержанию земельных участков, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в том числе и по организации на них контейнерных площадок.
Указанные обстоятельства и суждения привели суд первой инстанции к выводу о том, что соответствующая обязанность отсутствует у заявителя как управляющей организации, содержащей общее имущество МКД по ул. Уральская, 62/2, что свидетельствует о незаконности предписания.
Апелляционный суд полагает, что фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции правильно, но им неправильно применены и не применены подлежащие применению нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения.
Как было отмечено выше, предписание было выдано Управлением по результатам административного расследования, правомерность такого порядка выдачи предписания следует из положений статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ, части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ, что подтверждается позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 18.04.2019 N307-КГ18-22209.
Предписание вынесено уполномоченным органом, в пределах его компетенции.
Относительно содержания предписания апелляционный суд отмечает следующее.
В предписании указано - обеспечить организацию контейнерной площадки, обслуживающей жилой дом по адресу ул. Уральская, 62/2 г. Екатеринбурга, в соответствии с требованиями п. 8/.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Исходя из пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Данные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Состав Минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном: доме, и порядке их оказания и выполнения".
Согласно пункту 26 (1) Перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Положения приведенных норм действующего законодательства приводят апелляционный суд к выводу о том, что предписание выдано надлежащему лицу - управляющей компании многоквартирного дома N 62/2 по ул. Уральская.
Общество считает предписание незаконным и неисполнимым, ссылаясь на то, что указанный в пункте 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 норматив частично соблюдается (при измерении расстояния от 8 подъезда до контейнерной площадки расстояние 76,81 м), а также на то, что этой же площадкой пользуются другие многоквартирные дома, которые находятся в управлении иной управляющей компании.
Апелляционный суд полагает, что позиция общества ошибочна по следующим мотивам.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
При осмотре территории в ходе административного расследования Управление выявило, что указанные санитарные нормативы по отношению к спорному дому полностью не выполняются, так как дом является восьмиподъездным, от первого подъезда расстояние до контейнерной площадки 184,18 м, от восьмого подъезда - 74,81 м.
При этом обращение гражданина, на основании которого было возбуждено административное расследование, поступило от жителя второго подъезда этого дома с жалобой на удаленность мусорной площадки.
Таким образом, материалами подтверждено, что из-за протяженности многоквартирного дома установленные санитарным законодательством нормативы удаленности контейнерной площадки в отношении всего дома не соблюдаются.
Действительно, санитарные правила не устанавливают порядок измерения расстояний от жилого дома до контейнерной площадки и не конкретизируют, что эти расстояния должны соблюдаться по отношению к каждому подъезду жилого дома.
Вместе с тем, по смыслу норм статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права человека на безопасную окружающую среду, на охрану жизни и здоровья должны быть предоставлены в равной мере всем гражданам.
Поскольку Управлением установлено, что нормы санитарных правил не соблюдаются управляющей компанией, в предписании правомерно указано на необходимость обеспечить организацию контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10.
Апелляционный суд отмечает, что помимо указанного документа организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПин 42-128-4690-88) (п. 1.1).
СанПиН 42-128-4690-88 содержат основные положения, которые следует соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
В силу пункта 2.1.3 СанПин 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пунктом 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
С учетом приведенных норм является несостоятельной позиция общества, поддержанная судом первой инстанции, о неисполнимости предписания.
Возможность комиссионного установления места размещения контейнерной площадки урегулирована в г. Екатеринбурге путем принятия Постановления Администрации города Екатеринбурга от 03.12.2018 N 2949, которым утверждено Положение, предусматривающее деятельность комиссии по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города, порядок согласования вопросов, связанных (в том числе) с переносом площадок.
Указанное Положение предусматривает, что заявка юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица (далее - заявитель) о согласовании создания (переноса) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе раздельного, на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - заявка) направляется в администрацию района города Екатеринбурга в письменной форме, где регистрируется в тот же день (пункт 11); рассмотрение заявки осуществляется в течение 10 календарных дней со дня ее поступления (пункт 12); в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения комиссия направляет письменный запрос в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 13); по результатам рассмотрения заявки комиссия принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании создания (переноса) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 14).
В пункте 15 Положения предусмотрено, что Комиссия вправе отказать заявителю в согласовании создания (переноса) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по следующим основаниям:
1) несоответствие заявки установленной форме;
2) несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 17 Положения предусмотрено, что после устранения причин, послуживших основанием для отказа в согласовании создания (переноса) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, заявитель вправе повторно подать заявку. Комиссия рассматривает заявку в порядке, установленном настоящим Положением.
Таким образом, имеется действующий правовой механизм по исполнению выданного обществу предписания путем обращения с заявкой о переносе контейнерной площадки с целью решения вопроса о ее размещении в соответствии с санитарным законодательством.
Представитель Управления в судебном заседании подтвердил, что такое исполнение предписание считается надлежащим.
Тот факт, что контейнерная площадка расположена за пределами придомовой территории, правового значения для разрешения спора не имеет, на возможность исполнения предписания не влияет.
По приведенным мотивам апелляционный суд признает, что оспариваемое предписание соответствует закону, является исполнимым и не нарушает прав общества, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований общества и удовлетворение апелляционной жалобы Управления.
При постановке вывода о наличии нарушения со стороны общества апелляционный суд учитывает правовой подход к применению норм санитарного законодательства, содержащийся в Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2019 N 60-АД19-1, от 22.06.2015 N 309-АД15-5895, от 02.11.2018 N 81-АД18-10.
Поскольку выводы суда о незаконности предписания основаны на неправильном применении норм материального права к обстоятельствам дела, решение следует отменить на основании частей 1, 2 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1, 2 ст. 270, ст. 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2020 года по делу N А60-3498/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-3498/2020
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ ЖИЛИЩНАЯ КОМПАНИЯ "УРАЛ-СТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ