город Ростов-на-Дону |
|
09 октября 2020 г. |
дело N А32-9239/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 29.07.2020 по делу N А32-9239/2020
по заявлению Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
при участии третьего лица: Машнева Анатолия Олеговича
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды,
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными действий по отказу в государственной регистрации договора от 18.04.2019т N 4600012114 аренды земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в 2 км. Северо-восточнее г. Лабинска, пойме реки Грязнуха, с кадастровым номером 23:18:0102000:153, площадью 1020кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, выраженные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 28.112019 N 23/000/001/2019237697/697; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию договора от 18.04.2019т N 4600012114 аренды земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в 2 км. Северо-восточнее г. Лабинска, пойме реки Грязнуха, с кадастровым номером 23:18:0102000:153, площадью 1020кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, заключенного между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и Машневым Анатолием Олеговичем по результатам торгов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Машнев Анатолий Олегович.
Решением от 29.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям ч. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ; нарушен срок заключения договора аренды; дата создания протокола N 3-2019 от 08.04.2019 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - 10.04.2019; договор заключен 18.04.2019. Управление также указывает, что заявление об оспаривании решения от 28.11.2019 об отказе в государственной регистрации подано в суд 06.03.2020, то есть за пределами трехмесячного срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Управления Росреестра по Краснодарскому краю в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 05 мин. 02.10.2020. После перерыва судебное заседание продолжено.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
От Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район в суд поступил отзыв на жалобу с приложением копии письма Машнева А.О. о направлении договора аренды и копии извещения о проведении торгов.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ суд протокольным определением приобщил к материалам дела отзыв на жалобу с приложениями, для более полного исследования обстоятельств дела и доводов сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27 февраля 2019 года N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка" принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в 2 км. Северо-восточнее г. Лабинска, пойме реки Грязнуха, с кадастровым номером 23:18:0102000:153, площадью 1020кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования (лот N2).
Администрацией извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0102000:153 размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru.
Торги признаны состоявшимися. Согласно протоколу N 3-2019 "О результатах торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проводившегося в форме аукциона, и определению победителя торгов, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района" победителем аукциона по лоту N 2 признан участник с билетом N 1 Машнев Анатолий Олегович, предложивший наибольший размер арендной платы. С победителем торгов Машневым А.О. заключен договор аренды земельного участка N 4600012114.
Указанный договор 19.08.2019 представлен на государственную регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Лабинский отдел).
28.11.2019 Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район получено уведомление об отказе в государственной регистрации указанного договора аренды земельного участка на основании того, что в извещении о проведении торгов N 040319/0130632/01 указано, что размер задатка составляет 0 руб., а порядок его внесения и возврата отсутствуют; не соответствует дата подписания и размещения протокола рассмотрения заявок, так дата протокола N3-2019 от 08.04.2019, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов 10.04.2019; в нарушение п.20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ согласно официального сайта Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов датой создания протокола N3-2019 от 08.04.2019 является 10.04.2019, а датой последнего изменения по доту N3 - 15.04.2019, в то время как представленный на регистрацию договор аренды земельного участка заключен 18.04.2019.
Считая незаконными действия по отказу в государственной регистрации договора аренды, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, осуществляет прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдачу документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем; принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном Федеральным законом порядке, утвержденная в установленном Федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
8) иные документы, предусмотренные Федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, если:
* не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1);
* форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1);
Статьей 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено проведение правовой экспертизы представленных на регистрацию документов на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В апелляционной жалобе управление указало, что извещение о проведении аукциона не соответствует требованиям ч. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ; нарушен срок заключения договора аренды; дата создания протокола N 3-2019 от 08.04.2019 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - 10.04.2019; договор заключен 18.04.2019.
Суд полагает, что у регистратора отсутствовали основания для приостановления и отказа в государственной регистрации договора аренды по приведенным обстоятельствам.
В соответствии с пп. 8 п. 21 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Согласно постановлению от 27.02.2019 N 222 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов" размер задатка составляет 222 рубля 52 копейка.
В извещении о проведении торгов N 040319/0130632/01 размещенном на сайте в сети Интернет указано, что размер задатка составляет 0 руб., а порядок его внесения и возврата отсутствуют.
Согласно протоколу от 08.04.2019 N 3-2019 заседания Комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района, аукцион по лоту N 2 признан состоявшимся, победителем аукциона признан Машнев А.О. Договор аренды земельного участка между сторонами заключен 18.04.2019.
Договором аренды земельного участка 18.04.2019 N 4600012114, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в 2 км. Северо-восточнее г. Лабинска, пойме реки Грязнуха, с кадастровым номером 23:18:0102000:153, площадью 1020кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: для сельскохозяйственного заключенного между заявителем и Машневым А.О. установлен срок на 49 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
В силу пункта 1 статьи 29 указанного Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как правильно указано судом первой инстанции, размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте - torgi.gov.ru. Кроме того, в местах для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата. Таким образом, информация о задатке была доведена до сведения всех заинтересованных лиц, намеренных принять участие в данном аукционе. Подтверждением являются заявки участников аукциона с приложением платежных документов, подтверждающих уплату задатка.
Вся необходимая информация о предмете аукциона была раскрыта в аукционной документации, размещенной на официальном сайте.
Регистратор также ссылается на нарушение срока подписания договора.
Согласно ст. 433 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по цене, предложенной победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
Регистратор указывает, что согласно официальному сайту для размещения информации о проведении торгов датой создания протокола от 08.04.2019 является - 10.04.2019, а датой последнего изменения по лоту N 3 - 15.04.2019, в то время как представленный на регистрацию договор аренды земельного участка заключен 18.04.2019.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что управлением при подписании договора аренды были соблюдены сроки, предусмотренные пунктом 20 статьи 39.12 Земельного кодекса.
Протокол составлен 08.04.2019, дата размещения информации о результатах аукциона по спорному лоту 10.04.2019, дата последнего изменения по лоту 15.04.2019.
При этом, договор аренды, датированный 18.04.2019, фактически заключен (в соответствии с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации получены сведения об акцепте) 24.04.2019 - когда Машнев А.О. представил подписанный договор аренды в управление.
Таким образом, нарушений в указанной части при подписании договора аренды не допущено.
Суд апелляционной инстанции также установил, что доказательства признания в установленном порядке незаконными действий и решений Управления имущественных отношении при проведении торгов в материалах дела отсутствуют.
Договор аренды не был признан незаключенным либо недействительным.
Нарушение срока размещения информации о результатах аукциона, как и срока на обращение с целью государственной регистрации договора, не установлены в качестве оснований для отказа в государственной регистрации заключенного договора аренды.
При таких обстоятельствах, действия Управления Росреестра по отказу в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка не соответствуют Закону N 218-ФЗ и нарушают права заявителя по делу, в связи с чем являются незаконными на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что заявление об оспаривании решения от 28.11.2019 об отказе в государственной регистрации подано в суд 06.03.2020, то есть за пределами трехмесячного срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
С учетом даты оспариваемого решения 28.11.2019 срок обжалования истекал 28.02.2020.
Заявление об оспаривании отказа регистратора было направлено в арбитражный суд посредством почтовой связи 27.02.2020, что подтверждается почтовым конвертом N 35250022135747, то есть в пределах установленного процессуального срока (л.д. 43).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 29.07.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.07.2020 по делу N А32-9239/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9239/2020
Истец: Упарвление имущественных отношений АМО Лабинский район, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Ответчик: Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, УФСГ РКК по КК
Третье лицо: Машнев А О