Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 декабря 2020 г. N Ф10-4963/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А36-3429/2020 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Протасова А.И.,
без вызова сторон, в порядке ст. 272.1 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), п.п. 47, 49 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве",
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3429/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (г.Липецк, ул. Интернациональная, д.6, ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396 ) к обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" (г.Липецк, пр.Героя Советского Союза Е.Потапова, д.12А, оф.3, ОГРН 1134824000992, ИНН 4824060870) о взыскании финансовой санкции в сумме 8500 руб. за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за отчетный период (февраль, июль 2019 года),
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Водолей" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Водолей", Общество) о взыскании финансовой санкции в сумме 8500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за отчетный период (февраль, июль 2019 года).
Заявление было рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 11.08.2020 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО "Водолей" взыскана финансовая санкция в сумме 8000 руб. за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений за июль 2019. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, заявитель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель считает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований за отчетный период февраль 2019 года.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда ( 19aas.info@ARBITR.RU) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, что ООО "Водолей" направляло в Управление отчетность по форме СЗВ-М:
1) 14.03.2019 - за февраль 2019 года с типом "исходная" в отношении 14 физических лиц.
18.03.2019 заинтересованным лицом представлена форма СЗВ-М с типом "дополняющая" в отношении 15 физических лиц, при этом сведения представлены дополнительно в отношении одного застрахованного.
25.03.2019 Управлением в адрес ООО "Водолей" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения (далее - Уведомление).
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ООО "Водолей" Управлением 01.04.2019 составлен акт N 058S18190002093 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - Акт). Указанный акт направлен заинтересованному лицу 09.04.2019.
По итогам рассмотрения названного акта Управлением принято решение N 058S19190003149 от 27.05.2019 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее -Закон N27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2. статьи 11 Закон N27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 500 руб. Решение направлено в адрес страхователя 03.06.2019 г. (л.д. 61-63, 65). Впоследствии Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - Требование) N058S1190003867 от 05.07.2019, с установлением срока его исполнения до 23.07.2019;
2) 19.08.2019 - за июль 2019 года с типом "исходная".
10.10.2019 Управлением в адрес ООО "Водолей" направлено Уведомление.
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ООО "Водолей" Управлением 10.10.2019 составлен акт N 058S18190006018, который направлен заинтересованному лицу 17.10.2019.
По итогам рассмотрения названного акта Управлением принято решение N 058S19190006728 от 27.11.2019 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 8000 руб. Решение направлено в адрес страхователя 04.12.2019. Впоследствии Управлением выставлено Требование N 058S1200000141 от 14.01.2020, с установлением срока его исполнения до 03.02.2020.
В связи с неисполнением названных требований в добровольном порядке Управление обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением N 1365 от 08.04.2020 о выдаче судебного приказа, в выдаче которого было отказано.
В связи с отказом в выдаче судебного приказа 27.05.2020 Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 213, частью 4 статьи 215 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с Федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если Федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ) организации признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей после 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статья 17 Закона N27-ФЗ предусматривает ответственность за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как видно из материалов дела, при предоставлении отчетности по форме СЗВ-М за июль 2019 года ООО "Водолей" нарушен установленный срок представления документов отчетности. Отчетность представлена 19.08.2019.
Таким образом, в указанной части требование Управления о взыскании финансовой санкции за нарушение срока представления установленных законом сведений является обоснованным и подлежит удовлетворению в сумме 8000 руб.
В отношении требования о привлечении ООО "Водолей" к ответственности за нарушение срока предоставления сведений в отношении 1 физического лица за февраль 2019 года путем представления формы СЗВ-М с типом "дополняющая" суд области верно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, подлежащей применению с 19.02.2017 (далее - Инструкция N 766н) за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, не предусмотрен срок для представления формы СЗВ-М (дополняющей) в случае самостоятельного обнаружения страхователем расхождений в сведениях, ранее представленных за отчетный период.
Этой Инструкцией предусмотрен пятидневный срок для представления корректирующих сведений, исчисляемый со дня получения страхователем уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
Таким образом, из указанных положений следует, что в действиях страхователя состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, отсутствует в случаях:
- представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления органа Пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений;
- самостоятельного выявления ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица и представлении уточненных (исправленных) сведений о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.
Таким образом, ответственность, предусмотренная абзацем 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, может наступить только при наличии вины страхователя в совершении соответствующего правонарушения.
В рассматриваемом случае в решении Пенсионного фонда отсутствует указание, в чем заключается вина общества в совершении вменяемого правонарушения.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за февраль 2019 года были представлены обществом в установленный законом срок (18.03.2019), а неполнота (недостоверность) изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
При этом в материалах дела не имеется документов, свидетельствующих о выявлении неполноты представленных сведений пенсионным фондом ранее ее обнаружения и исправления самим страхователем.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из представленных документов усматривается, что ООО "Водолей" самостоятельно выявило ошибку и подало в пенсионный фонд уточненные (дополняющие) индивидуальные сведения на застрахованных лиц. Акт об обнаружении допущенного нарушения составлен пенсионным фондом после получения дополняющих сведений по форме СЗВ-М.
При этом исходные сведения о застрахованных лицах за февраль 2019 года представлены указанным обществом с соблюдением требований п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах", (приказ зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2020), в пункте 40 предусмотрено, что в случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.
Вместе с тем с учетом даты вступления в силу названного приказа (27.07.2020) он не может быть применим к правоотношениям возникшим до его принятия и вступления в силу с учетом даты представления отчетности и даты принятия Управлением решения о привлечении страхователя к ответственности (18.03.2019 и 27.05.2019 соответственно).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование Управления о взыскании с ООО "Водолей" финансовой санкции за нарушение сроков предоставлений сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за февраль 2019 года удовлетворению не подлежит.
С учетом вышеизложенного, суда апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.08.2020 по делу N А36-3429/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 названного Кодекса.
Судья |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3429/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: ООО "ВОДОЛЕЙ"