г. Санкт-Петербург |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А26-14286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слоневской А.Ю.,
судей Кротова С.М., Савиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от ответчика: Синцов М.Е. по доверенности от 25.11.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23471/2020) АО "Инжиниринговая компания "АЭМ-Технологии" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2020 по делу N А26-14286/2018, принятое
по иску АО "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал"
к АО "Инжиниринговая компания "АЭМ-Технологии"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал" (ОГРН 1141001014330, ИНН 1001291146; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Инжиниринговая компания "АЭМ-Технологии" (ОГРН 1079847125522, ИНН 7817311895; далее - Общество) о взыскании 4 428 698 руб. 12 коп. платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.
Решением суда от 01.08.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.08.2019 по оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.02.2020 решение суда от 01.08.2019 и постановление апелляционного суда от 16.10.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением суда от 17.07.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда от 17.07.2020, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
В жалобе Общество ссылается на то, что истцом не представлено доказательств того, что установленная в сточных водах ответчика концентрация кадмия превышает предельно допустимую для данного вредного вещества концентрацию, отказывающую негативное воздействие на окружающую среду, что возлагает на организацию коммунального хозяйства несение дополнительных расходов по отчистке стоков. В соответствии с разрешением N 1 от 19.01.2016 на сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод ему установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод в пределах норматива допустимых сбросов, в том числе кадмия - 0,005 мг/куб.дм.
В отзыве Предприятие просит оставить обжалуемы судебный акт без изменения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В судебном заседании представитель ответчик поддержал доводы жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (организация ВКХ) и Общество (абонент) 22.01.2015 заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения N 100-3-41-08937-01 (далее - Договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые определены в Договоре.
Согласно пункту 2.5 Договора размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Абонент обязан соблюдать нормативы водоотведения по качеству сточных вод и своевременно производить оплату за сброс загрязняющих веществ в систему канализации установленные Договором сроки (пункт 3.1.15 Договора).
Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения о них содержатся в приложениях N 4 и N 5 к Договору.
В приложении N 4 к Договору определено, что запрещается сбрасывать в городскую систему водоотведения сточные воды с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ. В этом же приложении приведены допустимые концентрации загрязняющих веществ и указано, что сброс веществ, не указанных в приложении, запрещен. В частности, установлено, что допустимая концентрация кадмия составляет 0 мг/куб.дм.
Организация ВКХ осуществляет контроль за соблюдением абонентом установленных ему нормативов водоотведения (пункт 8.3 Договора).
Пунктом 7.2 Договора и приложением N 2 к Договору местом отбора проб определен контрольный канализационный колодец КК-261.
Предприятие в присутствии представителя Общества произвел отбор проб сточных вод в контрольном канализационном колодце Общества, о чем составлен акт отбора проб от 18.10.2016.
По акту приема-передачи от 18.10.2016 пробы сточных вод абонента были переданы для анализа в Испытательную лабораторию контроля качества воды.
По результатам проведенного анализа показателей состава и свойств проб сточных вод абонента (протокол измерений от 14.11.2016 N 393к) выявлено наличие в сточных водах кадмия в концентрации 0,00115 мг/куб.дм, о чем Водоканал уведомил Общество письмом от 14.11.2016 N в-681.
На основании данных протокола измерений от 14.11.2016 N 393к Водоканал, руководствуясь Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Решением N 2673 и постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 08.10.1996 N 897 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 897), произвел расчет платы за залповый (несогласованный) сброс кадмия, выставил Обществу счет-фактуру от 30.12.2016 N 122/279 и направил претензию от 24.05.2018 N П-2074/1 с требованием о погашении задолженности.
Отказ Общества погасить задолженность в добровольном порядке послужил основанием для обращения Предприятия в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований ответчик указал на то, что кадмий не является запрещенным и несогласованным к сбросу в систему канализации веществом, в связи с чем пункт 23 Постановления N 897 неприменим; заявленные истцом требования рассчитаны исходя из норм законодательства, не подлежащих применению, в связи с отсутствием залпового или запрещенного сброса; кадмий не является запрещенным к сбросу в систему канализации веществом, поскольку в соответствии с Приложением N4 к Договору запрещается сбрасывать сточные воды, содержащие вещества, для которых не установлены допустимые концентрации загрязняющих веществ в воде водного объекта-приемника вод, Договором и которые не могут быть задержаны в технологическом процессе очистки сточных вод от города до установленных нормативов - ПДК. Ответчик полагает, что плата за сброс в систему канализации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов с превышением установленных ДК подлежит расчёту в соответствии с пунктом 21 Постановления N 897 и составит 641,34 руб. с учётом НДС.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводноканализационного хозяйства.
Согласно пункту 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (абонентов), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение Постановления N 1310 Правительство Республики Карелия утвердило Постановление N 897, в пункте 23 которого предусмотрено, что плата за сброс загрязняющих веществ, запрещенных и (или) не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт залпового сброса всех видов загрязняющих веществ устанавливается в 7-кратном размере к цене (тарифу) за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и рассчитывается с учетом понижающего коэффициента, учитывающего дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, действующего тарифа на услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и объема фактически сброшенных абонентом сточных вод за один расчетный период. Несогласованным сбросом загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации, считается отсутствие у абонентов установленных организацией ВКХ допустимых объемов сброса загрязняющих веществ, не согласованных в составе допустимых сбросов.
Согласно пункту 4 Постановления N 897 допустимые сбросы загрязняющих веществ в сточных водах абонентов устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ в соответствии с федеральным законодательством.
Исполнительный комитет Петрозаводского городского Совета народных депутатов Решением N 2673 установил предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую систему водоотведения города Петрозаводска.
То обстоятельство, что решение N 2673 принято во исполнение утратившего силу постановления Совета Министров РСФСР от 30.05.1990 N 179 и ранее утверждения Правил N 167 и принятия Постановления N 897, не означает, что Решение N 2673, не признанное в установленном порядке недействующим, не подлежит применению. Вплоть до даты принятия Петрозаводским городским советом решения от 19.09.2018 N 28/18-364, установившего новые нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод на территории Петрозаводского городского округа, Предприятие и Общество в своих правоотношениях обязаны руководствоваться Решением N 2673.
Максимальное допустимое значение концентрации кадмия в сточных водах в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения установлено Правилами N 644 для целей взыскания самостоятельного вида платы - платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, тогда как предметом настоящего спора является взыскание платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с Правилами N 167. Поэтому Правила N 644 не применимы в настоящем споре.
Согласно пункту 22 таблицы N 1, являющейся приложением к Решению N 2673, норматив предельно допустимой концентрации кадмия в сточных водах определен как "отсутствие", что означает полный запрет на сброс сточных вод абонента с содержанием соответствующего вещества.
Ответчик не воспользовался правом на проведение отбора параллельной пробы. Из буквального толкования указанных Правил (пункты 30, 31) следует, что обязанность по отбору резервной пробы возложена на организацию, осуществляющая водоотведение, в случае отбора абонентом параллельной пробы. Следовательно, доводы Общества о нарушении Предприятием его права на проведение исследования резервной пробы являются несостоятельными.
Ответчик не представил доказательств нарушения истцом положений Правил N 525 при отборе пробы и проведении исследования и судом такие обстоятельства не установлены.
Довод Общества о том, что согласно акту N 1 от 18.10.2016 отбор пробы сточных вод на наличие кадмия не производился опровергается, указанием в пункте 8 акта "посуда, в которую отобрана проба", что проба отобрана для определения всех показателей, указанных в таблице пункта 7 (в том числе кадмий), за исключением ртути (перечеркнуто). С учётом данных обстоятельств акт N 1 от 18.10.2016 и протокол измерений N 393к-19 от 14.11.2016 признаны судом допустимыми и надлежащими доказательствами.
Представленный истцом расчет платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, примененная Предприятием формула и отдельные значения ее элементов соответствуют законодательству и являются верными. Предложенный ответчиком вариант расчета задолженности не предусмотрен действующим законодательством, в связи с чем отклоняется.
Доказательства внесения платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах отсутствуют, в связи с чем исковые требования подлежит удовлетворению.
Судом апелляционной инстанции отклоняются приведенные в апелляционной жалобе возражения ответчика как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.07.2020 по делу N А26-14286/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Слоневская |
Судьи |
С.М. Кротов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-14286/2018
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал"
Ответчик: АО "ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "АЭМ-ТЕХНОЛОГИИ"
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16585/20
13.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23471/20
17.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-14286/18
07.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17191/19
16.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27929/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-14286/18