г. Москва |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А41-93794/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Виткаловой Е.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ГаммаИнвестСервис": Кожушкова Е.С., представитель по доверенности от 10.01.2020;
от Министерства экологии и природопользования МО: Мусиев Р.А., представитель по доверенности от 12.02.2020;
от ООО "Форзиция": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ГаммаИнвестСервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 года по делу N А41-93794/19, принятое по заявлению ООО "ГаммаИнвестСервис" к Министерству экологии и природопользования МО, третье лицо: ООО "Форзиция" о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ГаммаИнвестСервис" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства экологии и природопользования Московской области N P001-1389973352-26643452 от 26.07.2019 г. об отказе в предоставлении Обществу права пользования участком недр "Глухово -2" площадью 88,79 га, расположенном в 3,6 км восточнее д. Глухово Рузского городского округа Московской области и обязании Министерств пересмотреть заявку Общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 года по делу N А41-93794/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ООО "ГаммаИнвестСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ООО "ГаммаИнвестСервис" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Министерства экологии и природопользования МО в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "Форзиция", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ГаммаИнвестСервис" обратилось в Министерство экологии и природопользования МО с заявлением о предоставлении права пользования участком недр "Глухово -2" площадью 88,79 га, расположенном в 3,6 км восточнее д. Глухово Рузского городского округа Московской области для целей геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых - пески строительные и песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Решением Министерства N P001-1389973352-26643452 от 26.07.2019 г. отказано в предоставлении Обществу права пользования участком недр.
В основание отказа Министерство ссылается на то, что Обществом представлен не полный комплект документов и несоответствие представленных документов установленным регламентом формам.
Отказ в удовлетворении заявления ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС" Министерство мотивировало следующим:
- в представленной Обществом в интерактивном виде заявлении неверно указан юридический адрес Общества, а именно: в поданной заявке указан адрес: "Российская Федерация, Московская область, Рузский район,, дом22", в том время как согласно представленной Обществом при подаче заявления выписке из ЕГРЮЛ, его адресом является: "143142, Российская Федерация, Московская область, город Руза, деревня Поречье, дом 22". Таким образом, по мнению Министерства Обществом не заполнены графы в части указания индекса и населенного пункта местонахождения;
- обязательство о заключении договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, представлено не по форме, утвержденной Приложением N 37 Административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Московской области и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами на указанные участки", утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от 11.12.2018 N 713-РМ. (далее - "Регламент").
В частности в заявке не указаны наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия заявителя - генерального директора Общества на подписание заявления, а именно - протокола о назначении руководителя организации.
Кроме того, указанное Обязательство не было заверено подписью уполномоченного лица, печатью, что предусмотрено Регламентом;
- не представлена Справка об отсутствии необходимости заключения дополнительных договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей, собственных технических, либо о том, что заключения таких договоров не требуется, поскольку они уже заключены. ( Приложение N 37 Регламента);
- представленный Обществом Договор N 38 от 13.06.2019 г., заключен в отношении ежеквартального маркшейдерского обеспечения, что, по мнению Министерства, поскольку заявление Общества подано в отношении геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых;
- представленный Обществом документ - Сведения о наличии квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме не соответствует Приложению N 38 к Регламенту, поскольку не содержит сведения о наименовании и реквизиты документа, подтверждающего полномочия заявителя - генерального директора на подписание заявления;
- представленная Обществом Справка о применяемых технологиях не соответствует требованиям Регламента, поскольку содержит сведения не в отношении применяемых технологий работ по геологическому изучению в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а в отношении иных работ - геологическому изучению, разведке и добыче, предполагает подсчет запасов по промышленной категории С1, тогда как испрашиваемый земельный участок относится к категории С2.
Обществом не представлены сведения о том, что ему не требуется привлечение дополнительных средств, в связи с их достаточностью;
- Министерство указало, что Обществом не заверены подписью и печатью: лицензия на проведение маркшейдерских работ, документы, подтверждающие квалификацию специалистов.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением, указав на формальность причины отказа.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 43 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов по осуществлению предусмотренных законодательством Российской Федерации о недрах полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на соответствующих территориях.
В соответствии с частью 3 статьи 1.1 Закона о недрах субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Как следует из статей 3 и 4 Закона о недрах полномочия пользования участками недр могут осуществляться исключительно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации, исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 Закона о недрах геологическое изучение недр в любых без исключения целях, в частности геологическое изучение недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, не отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 12.9.5 постановления Правительства Московской области от 26.04.2013 N 277/12 "Об утверждении Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области" Министерство осуществляет принятие решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения, а также принятие решений о прекращении, приостановлении и ограничении права пользования ими.
На текущий момент порядок принятия решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Московской области регулируется Административным регламентом предоставления государственной услуги "Предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые или используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Московской области и оформление, государственная регистрация и выдача лицензий на пользование недрами на указанные участки", утвержденным Распоряжением Минэкологии Московской области от 11.12.2018 N 713-РМ (далее "Административный регламент").
Согласно п. 13.2 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении Государственной услуги являются, в т.ч.:
- представления Заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления Государственной услуги, перечень которых представлен в приложении 30 к настоящему Административному регламенту;
- несоответствие представленных Заявителем документов по форме и содержанию требованиям приложения 31 к настоящему Административному регламенту и законодательства Российской Федерации.
Пунктом 10 Административного регламента о предоставлении права пользования участком недр определен перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязательных для предоставления.
В соответствии с пунктом 10.4 Административного регламента список документов, обязательных для представления заявителем (представителем заявителя), в зависимости от оснований для обращения перечислен в Приложении 30 к Административному регламенту.
Согласно приложению 30 к Административному регламенту заявителем должны были быть представлены:
А) сведения о квалифицированных специалистах, необходимых финансовых и технических средствах для эффективного и безопасного проведения работ:
Выписка о состоянии банковского счета заявителя, заверенная банком и полученная не ранее чем за 30 (тридцать) календарных дней до даты подачи заявления;
Копия договора займа и (или) кредитного договора и (или) договора поручительства либо сведения о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств;
Обязательство заключить договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, по форме согласно приложению 37 к настоящему Административному регламенту либо сведения о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, заявителю не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей либо в связи с тем, что на момент подачи заявления заявителем уже заключены договоры, необходимые для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр.
Подписанная заявителем справка о применяемых технологиях с их описанием.
Перечень технических средств с их описанием, находящихся в распоряжении заявителя, которые будут использоваться для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
Копия лицензии на производство маркшейдерских работ.
Перечень квалифицированных специалистов заявителя, которые будут осуществлять работы, связанные с пользованием недрами, по форме согласно приложению 38 к настоящему Административному регламенту и документы, подтверждающие квалификацию указанных заявителем лиц.
Б) Предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая информацию об объемах, сроках и порядке проведения работ, сроках предоставления материалов на государственную экспертизу, мероприятиях по охране недр и окружающей среды.
В) Сведения о предыдущей деятельности заявителя, связанной с пользованием недр, за последние 5 лет, в том числе сведения о полученных лицензиях на пользования недрами, либо справка заявителя о том, что такая деятельность ранее не осуществлялась.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что во исполнение требований абзацев 1 и 2 пункта "А" приложения 30 к Административному регламенту обществом была представлена лишь выписка о состоянии банковского счета.
Справки о том, что привлечение дополнительных средств заявителю не требуется в связи с достаточностью собственных денежных средств (Приложения 30 и 31 к Административному регламенту) Обществом представлено не было.
Обществом также не представлена справка о том, что заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с наличием собственных технических и технологических возможностей, либо о том, заключение договоров, необходимых для эффективного и безопасного проведения работ на участке недр, не требуется в связи с тем, что на момент подачи заявления уже заключены необходимые договоры.
Представленная Обществом "Справка о применяемых технологиях ООО "ГаммаИнвестСервис" содержит описание технологий ведения работ по геологическому изучению, разведке и добыче и предусматривает подсчет запасов по промышленной категории С1 на всей площади, тогда спорный участок недр местного значения включен в Перечень участков недр местного значения по Московской области, предлагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, на котором в соответствии, с требованиями Положения о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям, утвержденным распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 N 83-р, установлено, что конечным результатом проведения поисково-оценочных работ является оценка промышленного значения месторождения с подсчетом всех или большей части запасов по категории С2 и на участках детализации с подсчетом разведанных запасов категории С1.
13 сентября 2019 года Министерством выдана ООО "Форзиция" лицензия сери МСК N 80350 ТП на право пользования на срок до 13.09.2024 г. участком недр "Глухово-2" площадью 88,79 га, расположенном в 3,6 км восточнее д. Глухово Рузского городского округа Московской области для целей геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенных полезных ископаемых - пески строительные и песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Указанная лицензия зарегистрирована в Министерстве 13.09.2019 г.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в порядке производства по делам, возникающих из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 53 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
Таким образом, учитывая, что заявителем представлены документы несоответствующие требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что спорное решение принято заинтересованным лицом в соответствии с действующим законодательством и не может считаться нарушающим права общества.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2020 года по делу N А41-93794/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-93794/2019
Истец: ООО "ГАММАИНВЕСТСЕРВИС"
Третье лицо: ООО "ФОРЗИЦИЯ", МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ