город Томск |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А27-30656/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Бородулиной И. И., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абросимовой Н. Э. рассмотрел апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (07АП-7772/20) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.07.2020 по делу N А27-30656/2019 (судья Н.Н. Гатауллина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медтехника" (654005, Кемеровская область - Кузбасс, город Новокузнецк, ул. Фестивальная, д. 4, оф. 59, ОГРН 1024201477134, ИНН 4217040736) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1034205025799; ИНН 4207012419) о признании недействительным решения от 27.11.2019 по делу N042/06/83.2-1905/2019.
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Топаз", Кемеровская область - Кузбасс, город Мыски (ОГРН 1024202128994, ИНН 4238003446),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медтехника" (далее - заявитель, ООО "Медтехника", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, Кемеровское УФАС России, Управление) от 27.11.2019 по делу N 042/06/83.2-1905/2019.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Топаз" (далее - третье лицо, Центр реабилитации).
Решением от 06.07.2020 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 27.11.2019 по делу N 042/06/83.2-1905/2019, признано недействительным.
Не согласившись с решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований общества.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что предоставление заказчику в установленный срок обоснование цены контракта в соответствии с положениями части 9 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) в данной закупке необходимо в силу закона; Управление заблаговременно и надлежаще уведомило заявителя о заседании Комиссии Управления; отсутствие уведомления не влияет на оценку законности вынесенного решения; в рассматриваемом случае недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям оборота.
Третье лицо в отзыве на апелляционную жалобу поддержало доводы Управления, просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить жалобу Управления.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 05.11.2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заказчика - Центр реабилитации о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Медтехника" уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 023910003919000266 "Поставка шприцев общего назначения и ланцетов для ручного прокалывания, одноразового использования".
27.11.2019 Кемеровским УФАС России было вынесено решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Медтехника", директоре ООО "Медтехника" Силенкове Юрии Ивановиче и учредителе ООО "Медтехника" Чувашеве Юрии Интернационаловиче, в связи с уклонением от заключения контракта сроком на два года.
Не согласившись с вышеуказанным решением Кемеровского УФАС России ООО "Медтехника" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются с 01.01.2014 Законом о контрактной системе, в котором, в том числе установлен единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании части 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 N 1062 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В силу пункта 11 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Как следует из материалов дела, 30.09.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru был объявлен электронный аукцион N 023910003919000266 "Поставка шприцев общего назначения и ланцетов для ручного прокалывания, одноразового использования".
По результатам проведения электронного аукциона от 16.10.2019 победителем аукциона было признано ООО "Медтехника".
18.10.2019 победителю ООО "Медтехника" был отправлен проект контракта.
29.10.2019 заказчиком был составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам электронного аукциона.
Из оспариваемого решения Кемеровского УФАС России следует, что антимонопольный орган, делая выводы о том, что ООО "Медтехника" уклонилось от заключения контракта, исходил из того, что ООО "Медтехника" в регламентированный срок контракт не подписало и не представило документ об обеспечении контракта.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В соответствии с частью 7 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком, уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 данной статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 указанного Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Судом установлено, что при представлении сведений о надлежащем исполнении контрактов, содержащихся в реестре контрактов, ООО "Медтехника" представило 5 контрактов, три из которых исполнены в течение трех лет до даты подачи заявки, а именно контракт 2421800572719000023, 3421500154819000113 3422000612519000011.
Контракт N 2421800572719000023, который по мнению Кемеровского УФАС России, нельзя отнести к контракту, который соответствует положению части 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, исполнен фактически 09.09.2019, что подтверждается актом приема-передачи от 21.10.2019 к контракту N 76/2019 от 01/07/2019. Пунктом 3 указанного акта-приема передачи устанавливается фактическое исполнение обязательства по поставке товаров заказчику - 09.09.2019.
ООО "Медтехника" были исполнены обязательства по контракту N 2421800572719000023 именно 09.09.2019, что подтверждается товарно-транспортной накладной N 1490 от 09.09.2019, а кроме того, письмом ГБУЗ Психиатрическая больница (заказчик по контракту) сообщается об утрате акта приема-передачи и экспертизы товаров от 09.09.2019, в связи с чем обществом как исполнителем но контракту был повторно выслан в адрес заказчика акт приема-передачи без указания даты.
Также судом установлено, что из документации по спорному электронному аукциону не усматривается, что шприцы и ланцеты необходимы заказчику для экстренной и неотложной скорой помощи. Раздел 4 Техническая часть документации об электронном аукционе также не содержит в себе сведений относительно использования шприцев общего назначения для скорой помощи.
Как верно отметил суд первой инстанции, надлежащих доказательств совершения ООО "Медтехника" виновных действии, направленных на умышленное уклонение от подписания контракта с третьим лицом Управлением не представлено.
Кроме того, судом установлены процессуальные нарушения Управлением при рассмотрении дела N 042/06/83.2-1905/2019, а именно доказательств направления уведомления о рассмотрении обращения Центра реабилитации антимонопольным органом посредством почтовой связи в адрес ООО "Медтехника" в деле не имеется, равно как и отсутствуют доказательства извещения общества о времени и месте рассмотрения заявления иным способом.
Ссылка Управления на то, что общество было извещено по электронной почте, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку доказательства, подтверждающие получение обществом указанного отправления по электронной почте (отчет о доставке), а также ознакомления с его содержанием, либо был извещен о предстоящем заседании каким-либо иным способом (телеграмма, телефонограмма и пр.), в материалах дела отсутствуют. Представитель общества факт получения уведомления отрицал.
Довод апеллянта о том, что ни Закон N 44, ни Правила N 1062 не предусматривают обязанность контролирующего органа уведомлять субъекта, вносимого в реестр недобросовестных поставщиков, подлежит отклонению.
Согласно пункту 12 Правил ведения реестра рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Из смысла указанного нормативного положения суд первой инстанции обоснованно заключил, что лицо, в отношении которого рассматривается вопрос о включении о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, должно быть извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения антимонопольным органом соответствующего вопроса.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 АПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что Управление не доказало законность и обоснованность принятого им решения, с учётом того, что у общества отсутствовал умысел на незаключение (неисполнение) контракта.
На основании изложенного, суд правомерно удовлетворил требование общества.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
С учетом того, что Управление освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.07.2020 по делу N А27-30656/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-30656/2019
Истец: ООО "Медтехника"
Ответчик: УФАС по Кемеровской области
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение "Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Топаз"