г. Пермь |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А71-18758/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Васильевой Е.В., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Хайперфудс холдинг"
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 06 июля 2020 года по делу N А71-18758/2019,
принятое судьей Якушевым В.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Хайперфудс холдинг" (ОГРН 1051800787444, ИНН 1832043008)
к Территориальному органу Администрации города Администрации Первомайского района города Ижевска (ОГРН 1061841046464, ИНН 1835071691)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики, индивидуальный предприниматель Сидоров Валерий Александрович,
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Хайперфудс холдинг" (далее - заявитель, ООО "Хайперфудс холдинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием к Территориальному органу Администрации города Администрации Первомайского района города Ижевска (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным и отмене предписания от 21.08.2019 N 01-33/4327.
Определениями суда от 23.12.2019, 25.02.2020 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Сидоров В.В., общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", Управление по государственному надзору Удмуртской Республики.
Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 06.07.2020 (резолютивная часть объявлена 29.06.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование жалобы на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение положений законодательства (Жилищного кодекса Российской Федерации).
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы о том, что перепланировка принадлежащих ему помещений в доме по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165 произведена арендатором - ООО "Агроторг", все изменения отражены в техническом паспорте от 03.07.2018; в период выполнения работ действующим законодательством согласование перепланировки нежилых помещений с уполномоченным органом не требовалось, необходимость согласования жилищным законодательством была предусмотрена только в отношении жилых помещений, применение аналогии закона при разрешении спорных отношений является неправомерным.
Заинтересованное лицо представило возражения на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения первого заместителя начальника Управления по надзору УР - Главного государственного жилищного инспектора Удмуртской Республики от 21.05.2019 N 03/03-18-12, в связи с поступившим обращением (вх. от 14.05.2019 N 8156) в рамках регионального государственного жилищного надзора в отношении ООО "Хайперфудс холдинг" Управлением по надзору УР проведена внеплановая выездная проверка соблюдения порядка переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165 (далее - МКД N 165) (нежилые помещения площадью 1399,3 кв.м., подвал, цокольный этаж, первый этаж).
Общество уведомлено о проведении проверки письмом от 27.05.2019 N 6558-ж, к которому была приложена копия распоряжения о проведении проверки.
21.06.2019 Обществом в Управление по надзору УР представлены документы: копия проекта перепланировки нежилых помещений, по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165, инв. N 24- 18/КР, копия рабочей документации "Устройство лифтовой шахты и пробивка проема в самонесущей стене нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, 165", инв. N 31/18-АС, копия технического паспорта на помещение по состоянию на 03.07.2018, копия письма Главного управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска от 30.11.2018 N 01 - 06/11384, копия технического плана помещения от 27.03.2019, копия технического плана помещения от 19.01.2018, копия технического паспорта на помещение по состоянию на 09.10.2001.
При проведении проверки установлено, что в нежилых помещениях МКД N 165 произведены переустройство и перепланировка, при этом проект перепланировки нежилых помещений (инв. N 24 - 18/КР) содержит признаки реконструкции нежилого помещения: в несущих стенах выполнены работы по устройству проемов шириной 1000 мм и 1200 мм, что подтверждается представленным обществом техническим планом помещения от 27.03.2019. Между помещениями N 26а и 2а выявлено пробитие в несущей стене в виде проема. Между помещениями 7а и 9 в несущей стене лестничной клетки выявлено пробитие проема. В помещении N 3 выявлено, что при устройстве лифтовой шахты частично демонтирована плита перекрытия между 1 и цокольным этажами. Отсутствует экспертиза проектной документации на перепланировку нежилого помещения, отсутствует решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства и перепланировки указанного нежилого помещения, что является нарушением пункта 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и пункта 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Указанные нарушения отражены в акте от 12.07.2019 N 03/03-18-12, копия акта направлена обществу письмом от 15.07.2019 N 8861-ж.
В связи с самовольно выполненным переустройством и перепланировкой нежилого помещения в МКД N 165, в соответствии с пунктом 3 статьи 29 ЖК РФ Администрацией обществу выдано предписание от 21.08.2019 N01-33/4327, которым обществу предписано в срок до 01.08.2020 привести помещение, принадлежащее обществу на праве собственности, в прежнее состояние.
Общество полагая, что предписание от 21.08.2019 N 01-33/4327 не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании предписания незаконным и отмене.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не установлена совокупность оснований для признания предписания недействительным, что послужило основанием для отказа в удовлетворения требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не установил.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
При рассмотрении требований о признании недействительным предписания в предмет доказывания входят вопросы о наличии у органа, выдавшего предписание, соответствующих полномочий, оценка законности оспариваемого предписания, нарушение прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание.
Решением Городской думы города Ижевска от 27.06.2019 N 753 "О внесении изменений в некоторые решения Городской думы города Ижевска", опубликованным 02.07.2019, внесены изменения в Положение об Администрации Первомайского района города Ижевска.
Согласно подпункту 3.11.11 Положения об Администрации Первомайского района города Ижевска Администрация наделена полномочиями по согласованию либо отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах, приемке помещений в многоквартирных домах после проведения переустройства и (или) перепланировки.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.
Относительно содержания оспариваемого предписания суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Частью 2 статьи 1 ЖК РФ установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Согласно пунктам 7, 12, 13 части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует в том числе отношения по поводу переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В силу части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).
В силу части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме", вступившим в силу с 08.01.2019, внесены изменения в ЖК РФ по вопросам регулирования перепланировки жилых и нежилых помещений, в частности, в ряде статей ЖК РФ слова "жилые помещения" заменены словами "помещения в многоквартирном доме".
Статьей 25 ЖК РФ (в редакции Федерального закона N 558-ФЗ) установлены следующие понятия: - переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 1); - перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме (часть 2).
В ранее действующей редакции положения статьи 25 ЖК РФ устанавливали понятия переустройства и перепланировки в отношении жилых помещений.
Таким образом, Федеральным законом от 27.12.2018 N 558-ФЗ законодатель распространил действие норм жилищного законодательства и, в частности, главы 4 ЖК РФ о перепланировке и переоборудовании помещений, на любые, в том числе нежилые, помещения в многоквартирном доме.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью в том числе обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) (далее - переоборудование) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.
В соответствии с подпунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
В силу подпункта 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Согласно подпункту 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В соответствии с пунктом 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Частью 5 статьи 19 ЖК РФ установлено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В соответствии с подпунктами 1.5.1, 1.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в состав технической документации длительного хранения входят в том числе паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок.
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п.
Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Инструкция о проведении учета жилищного фонда, Инструкция).
Пунктами 9.2, 9.3 Инструкции предусмотрено составление как технического паспорта на здание (строение), так и технического паспорта жилого помещения (квартиры).
В соответствии с пунктами 3, 4 части 2 статьи 26 ЖК РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет в том числе:
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме.
Из буквального толкования положений частей 1 и 2 статьи 25 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ) с учетом положений пунктов 3, 4 части 2 статьи 26 ЖК РФ следует, что такое изменение требует внесения изменений в технический паспорт переустраиваемого или перепланируемого помещения, в том числе нежилого.
При этом из перечисленных норм не следует, что перепланировкой и переустройством является изменение помещения или перенос, установка, замена инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования в помещении, которые требуют внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома, в связи с чем соответствующие доводы жалоб отклоняется.
Согласно положениям части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование (часть 4 статьи 26 ЖК РФ).
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем (часть 5 статьи 26 ЖК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 26 ЖК РФ предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 ЖК РФ одним из оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме является несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Из положений статей 26, 27, 28 ЖК РФ во взаимосвязи с положениями части 1 статьи 1, пунктов 6,8 статьи 2, пунктов 7, 12, 13 части 1 статьи 4, частей 1, 4.2, 5 статьи 20 ЖК РФ следует, что применение жилищного законодательства и деятельность уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления должны обеспечивать сохранность жилищного фонда, его безопасность в процессе эксплуатации и защиту жилищных прав граждан, в связи с чем предполагаемые перепланировка и переустройство помещений в многоквартирных домах должны проходить проверку на соответствие требованиям законодательства, в том числе техническим требованиям.
Материалами дела подтверждается, что общество является собственником нежилого помещения (назначение - нежилое; площадь - 1399,3 кв. м, этажность - подвал, цокольный, 1), кадастровый (или условный) номер объекта: 18:26:050664:1219, номера на поэтажном плане: подвал: 1-2, 2а, 311; цокольный: 12-26, 26а, 27-31, 33-34, 36, 37-40, I, IV; 1 этаж: 1-3, 3а, 4-12, 14, 14а, 15-26, 26а, 27, 28, 30) в доме N 165 по ул. Коммунаров в г. Ижевске (номер государственной регистрации права 18-18-01/2010-146) (выписка из Единого государственного кадастра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2019 N 18/001/032/2019-6629).
29.06.2012 между ООО "Хайперфудс холдинг" (Арендодатель) и ООО "Вкусный дом" (Арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения, в соответствии с которым ООО "Хайперфудс холдинг" передало во владение и пользование ООО "Вкусный дом" принадлежащие ему нежилые помещения в доме по адресу г. Ижевск, ул. Коммунаров, 165 общей площадью 1399,3 кв.м; этаж - подвал, цокольный, 1; номера на поэтажном плане: подвал: 1-2, 2а, 3-11, цокольный: 12-26, 26а, 2731, 33-34, 36, 37-40, I, IV; 1 этаж: 1-3, 3а, 4-12, 14, 14а, 15-26, 26а, 27, 28, 30. Срок действия договора установлен с 29.06.2012 по 30.06.2017; дополнительным соглашением от 15.04.2017 срок договора аренды продлен до 31.12.2020.
Государственная регистрация аренды произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Удмуртской Республике 10.07.2012.
16.02.2018 между ООО "Хайперфудс холдинг" (Арендодатель) и ООО "Вкусный дом" (Арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения N 2/18-А, в соответствии с которым во временное владение и пользование ООО "Вкусный дом" передается нежилое помещение общей площадью 761,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165, включающее в себя в соответствии с техническим планом помещения, составленным по состоянию на 19.01.2018, помещения цокольного этажа под номерами 23, 23а, 24-26, 26а, 27, IV, помещения первого этажа под номерами 2, 2а, 3, 3а, 47, 7а, 8-10, 26а. Срок договора аренды установлен до 31.05.2028.
Государственная регистрация аренды произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Удмуртской Республике 10.05.2018, номер регистрации 18:26:050664:1219-18/001/2018-10.
30.05. 2018 года помещения цокольного этажа N N 23, 23а, 24-26, 26а, 27, IV, помещения 1 этажа N N2, 2а, 3, 3а, 4-7, 7а, 8-10, 26а общей площадью 761,6 кв.м, расположенные в нежилом помещении МКД N 165, переданы в аренду ООО "Агроторг" на основании договора аренды нежилого помещения от 16.02.2018 N 2/18-А, заключенного между ООО "Хайперфудс холдинг" и ООО "Вкусный дом" и договора перенайма от 30.05.2018, заключенного между ООО "Вкусный дом" и ООО "Агроторг". Обременение в виде перенайма зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Удмуртской Республике 06.06.2018, номер государственной регистрации 18:26:050664:1219-18/001/2018-13. Срок перенайма установлен с 10.05.2018 по 31.05.2028.
В материалы дела заявителем представлен технический план помещения (Приложение N 1 к договору аренды нежилого помещения от 16.02.2018 N 2/18-А) от 19.01.2018, составленный в связи с образованием части помещения с кадастровым номером 18:26:050664:1219 по заказу ООО "Вкусный дом" на основании строительно-технического заключения от 19.01.2018 N 67/18, выданного АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Как следует из заключения кадастрового инженера Яновской О.В., составившей технический план от 19.01.2018, технический план подготовлен для внесения изменений в нежилое помещение с кадастровым номером 18:26:050664:1219, расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д.165, в связи с образованием части помещения. В ходе проведения кадастровых работ было выявлено изменение площади объекта вследствие перепланировки, демонтированы внутренние перегородки, несущие конструкции не затронуты и не повреждены. Границы со смежными помещениями не изменились. Согласно строительно-техническому заключению N 65/18 от 19.01.2018 разрешение на реконструкцию и ввод в эксплуатацию не требуется. Часть помещения (для сдачи в аренду) образована согласно проекту договора аренды 2/18-А от 16.02.2018 площадь части помещения 761,6 кв. м, расположено на 1 этаже, номера помещений на плане этажа 2, 2а, 3, 3а, 4-7, 7а, 8-10, 26а; расположено в цокольном этаже, номера помещений на плане этажа 21-23, 23а, 24, 25, IV.
Из технического паспорта нежилого помещения, составленного по состоянию на 29.06.2009, строительно-технического заключения от 19.01.2018 N 67/18 и Приложений N 2 (фото-таблица), N 3, N 4 к договору аренды нежилого помещения от 16.02.2018 N 2/18-А следует, что нежилое помещение МКД N 165 расположено в многоквартирном жилом доме - МКД N 165. Заявителем данное обстоятельство не оспаривается.
Из строительно-технического заключения от 19.01.2018 N 67/18 следует, что 11.01.2018 главным архитектором Центра технической инвентаризации и землеустройства по Удмуртской Республике Приуральского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" О.В. Яновской проводились работы по обследованию строительных несущих и ограждающих конструкций объекта - нежилого помещения МКД N 165 после выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ по перепланировке исследуемого помещения. Детально было обследовано состояние наружных строительных конструкций части нежилого помещения общей площадью 1399,5 кв.м, входящего в состав нежилого здания с кадастровым номером 18:26:050664:113 общей площадью 4444,0 кв.м. Конструктивная схема здания с кадастровым номером 18:26:050664:113, где расположено исследуемое нежилое помещение, представляет собой бескаркасное здание с наружными стенами из кирпича. Внутри первого этажа здания имеются колонны, на которые смонтированы балки, которые служат опорой для плит перекрытия. Согласно представленной технической и иной документации после выполнения ремонтных и строительно-монтажных работ общая площадь нежилого помещения увеличилась с 1399,3 кв. м до 1399,5 кв. м. В ходе обследования установлено, что:
- на первом этаже нежилого помещения между помещениями N 3, 3а и N 5 (маркировка приведена согласно плану до перепланировки) произведен демонтаж внутренних перегородок с устройством новых перегородок из ГКЛ с образованием помещений с номерами на поэтажном плане N 3, N 3 а и N 5 с измененной площадной характеристикой, произведено обустройство входной группы с левой фасадной стороны нежилого помещения с организацией крыльца со ступенями и пандуса для маломобильных групп населения, в помещении N7 произведено устройство внутренних перегородок из ГКЛ с проемами и без проемов с образованием помещения с номером 17 а, между помещениями N 2, 11, 30, 28, 14, 14а и N 5 произведен демонтаж внутренних перегородок с образованием помещения с номером на поэтажном плане 25 с измененной площадной характеристикой, в помещении N 2 демонтирован лифт, в помещении N 25 произведено устройство внутренних перегородок из ГКЛ с проемами и без проемов с образованием помещений с номерами на поэтажном плане 25, 25а, 25б;
- в подвальном, цокольном этажах в помещении N 23 произведено устройство внутренней перегородки из ГКЛ с проемом с образованием помещения с номером 23 а, в помещении N 4 произведен демонтаж внутренних перегородок, между помещениями N 29, 30 произведена пробивка проема по внутренней перегородке, в помещениях N 30, N 28 демонтирован лифт.
11.05.2018 помещения N 20, 26, 26а, 27 общей площадью 53,6 кв. м, расположенные в цокольном этаже нежилого помещения МКД N 165 и указанные в приложении N 2.1 к договору аренды от 11.05.2018 N 3-2018-А, переданы обществом в аренду ИП Сидорову В.А. (Арендатору) на основании договора аренды нежилых помещений от 11.05.2018 N3-2018-А, заключенного сроком с 11.05.2018 по 31.03.2022. Государственная регистрация аренды произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Удмуртской Республике 26.07.2018, запись регистрации N 18:26:050664:1219-18/2018-21.
Помещения N 20, 26, 26а, 27 общей площадью 53,6 кв. м, расположенные в цокольном этаже нежилого помещения МКД N 165 переданы в субаренду ООО "Зебра" на основании договора безвозмездной субаренды нежилого помещения от 11.05.2018 сроком с 11.05.2018 по 31.03.2022. Государственная регистрация субаренды произведена 26.07.2018, запись регистрации N 18:26:050664:1219-18/002/2018-23.
На помещение площадью 53,6 кв. м, включающее в себя помещения 20, 26, 26а, 27 цокольного этажа нежилого помещения в МКД N 165, кадастровым инженером Богодаевой А.С. по заказу ООО "Зебра" в связи с образованием части помещения для сдачи в аренду составлен технический план помещения от 18.04.2018.
15.06.2019 между ООО "Хайперфудс холдинг" и ООО "Агроторг" заключено дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения от 16.02.2018 N 2/18-А, из которого следует, что в связи с проведенной Арендатором ООО "Агроторг" с согласия Арендодателя ООО "Хайперфудс холдинг" перепланировкой помещения произошло изменение его характеристик, при этом переданное в аренду недвижимое имущество определяется согласно техническому плану помещения, подготовленному 27.03.2019 кадастровым инженером Богодаевой А.С., нежилое помещение в МКД N 165 состоит из нежилых помещений общей площадью 722,6 кв. м.
Из технического плана помещения, составленного 27.03.2019, следует, что он подготовлен для внесения изменений в планировку нежилого помещения с кадастровым номером 18:26:050664:1219, а также в связи с образованием части помещения площадью 722, 6 кв. м на цокольном этаже в составе помещений 23-25, IV, на 1 этаже в составе помещений 2, 2а, 3, 3а, 4-7, 7а, 8-10, 26а. При этом, как следует из технического плана, нежилое помещение включает в себя следующие помещения: подвал и цокольный этаж: 1, 2, 2а, 3-20, 23-26, 26а, 27-31,33, 34, 36-40, I, IV, 1 этаж: 2, 2а, 3, 3а, 4-7, 7а, 8-10, 15-26, 26а.
Планировка помещений первого, цокольного этажей и подвала визуально отличается от планировки помещений, отраженной в техническом плане помещения от 19.01.2018.
Обществом в ходе проверки представлены проект перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165, инв. N 24-18/КР, выполненный ООО "Легион-Строй", и рабочая документация "Устройство лифтовой шахты и пробивка проема в самонесущей стене нежилого помещения по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165", инв. N 31/18-АС, выполненная ООО "Строй-Эксперт".
Согласно проекту перепланировки инв. N 24-18/КР количество помещений первого этажа с 31-го сокращено до 12-ти, общая площадь помещений 1 этажа уменьшена с 795,8 кв.м до 643,0 кв.м, количество помещений цокольного этажа после перепланировки сокращено с 9-ти до 6- ти, общая площадь помещений уменьшена со 112,9 кв.м до 109 кв.м, проектом предусмотрен демонтаж существующих перегородок, пробивка дверного проема, возведение новых перегородок, установка лифтового оборудования, устройство проемов ПР-1, ПР-2 в существующей стене.
Рабочей документацией инв. N 31/18-АС предусмотрены демонтаж участка плиты перекрытия, устройство проема РП1 в существующей стене и устройство лифтовой шахты.
Актом проверки установлено, что нежилое помещение соответствует техническому плану помещения от 27.03.2020, проекту перепланировки инв. N 24-18/КР и рабочей документации инв. N 31/18-АС. В частности, между помещениями N 26а и 2а выявлено пробитие в несущей стене проема. В помещении N 3 при устройстве лифтовой шахты частично демонтирована плита перекрытия между 1 и цокольным этажами.
В помещениях первого этажа в рамках перепланировки между помещениями N 9 и 7а осуществлено пробитие в несущих стенах в виде проема, возведены перегородки между помещениями N 5, 6, 7, 7а, 8, а также между помещениями N 3 и 26а. В помещении N 26а демонтированы перегородки, заделан входной проем. В помещении N 3 выявлено устройство лифтовой шахты, устроены перегородки между помещениями N 3а и 4. В помещениях цокольного этажа в рамках перепланировки в помещении N 23 выявлено устройство лифтовой шахты, демонтаж ранее существовавших перегородок, устройство перегородок между помещениями N 24 и N 25, изменение конфигурации перегородок при образовании помещения N 25, частичная заделка проема в помещении N 27.
Таким образом, материалами дела подтверждается проведение перепланировки и переустройства помещений, требующей внесения изменений в технический паспорт.
Согласованный с органом местного самоуправления проект перепланировки и переустройства помещений, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 165 у общества отсутствует.
Поскольку перепланировка и переустройство произведены в помещениях, расположенных внутри границы жилого МКД N 165, суд первой правомерно указал, что проведение в них перепланировки и переустройства может повлиять на техническое и конструктивное состояние МКД N 165, в связи с чем необходимо соблюдение процедуры по согласованию перепланировки и переустройства, установленной главой 4 ЖК РФ.
Таким образом, обществом было допущено нарушение порядка проведения перепланировки и переустройства принадлежащих ему на праве собственности нежилых помещений, в связи с чем предписание Администрации о приведении помещения в прежнее состояние является законным и обоснованным.
Довод апеллянта о том, что перепланировка помещений была выполнена до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2018 N 558-ФЗ, в связи с чем не требовалось согласования с органом местного самоуправления согласования, был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, поскольку положения статьи 26 ЖК РФ о необходимости согласования переустройства и перепланировки в жилых помещениях подлежат применению по аналогии к нежилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах.
Частью 4 статьи 29 ЖК РФ установлено, что на основании решения суда помещение в многоквартирном доме может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Между тем заявителем документы, подтверждающие отсутствие нарушения права и законных интересов граждан, угрозы их жизни и здоровью проведенной в МКД N 165 перепланировкой не представлены.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалоба, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у заинтересованного лица имелись все основания для вынесения оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, повторяют позицию по делу и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
На основании статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на ее подателя.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 июля 2020 года по делу N А71-18758/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хайперфудс холдинг" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Хайперфудс холдинг" (ОГРН 1051800787444, ИНН 1832043008) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению N 633 от 04.08.2020.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-18758/2019
Истец: ООО "Хайперфудс холдинг"
Ответчик: Территориальный орган Администрации города Администрация Первомайского района города Ижевска
Третье лицо: Главное управление по государственному надзору Удмуртской Республики, ООО "Агроторг", Росреестр по УР, Сидоров Валерий Александрович