г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А21-2944/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Самсоновой Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещено.
от ответчика: не явился, извещено.
от 3-го лица: 5) Юнусов С.Х. (паспорт); 1)-4), 6), 7) не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23835/2020) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2020 по делу N А21-2944/2020 (судья Любимова С.Ю.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по направлению на подготовку документации по планировке территории, обязании принять решение, заинтересованное лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, 3-и лица: 1)Администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ"; 2)Правительство Калининградской области; 3)Быстрова Елена Михайловна; 4)Бибикова Яна Дмитриевна; 5)Юнусов Салауди Хабибович; 6) Василиаускене Ольга Владимировна; 7) Култышева Ирина Владимировна,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Территориальное управление) обратилось в арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство), выраженное в непринятии мер, направленных на подготовку документации по планировке территории в связи с обращениями собственником многоквартирных домов N 1, 6 по ул. Заречный проезд, N 4 по ул. Балтийской, N 4 по ул. Преображенского в г. Светлогорске.
В порядке восстановления нарушенного права Территориальное управление просило суд обязать Агентство принять решение о подготовке документации по планировке территории в отношении элементов планировочной структуры, в границах которых расположены указанные дома.
Администрация муниципального образования "Светлогорский городской округ", Правительство Калининградской области, Быстрова Елена Михайловна, Бибикова Яна Дмитриевна, Юнусув Салауди Хабибович, Василиаускене Ольга Владимировна, Култышева Ирина Владимировна привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 15.07.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Территориальное управление обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. Ссылаясь на ст. ст. 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ, податель жалобы указал, что Агентство, являясь муниципальным органом власти, уполномочено на подготовку документации по планировке территории.
В судебном заседании третье лицо просило жалобу удовлетворить. Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, в адрес Территориального управления поступили обращения собственников многоквартирных домов N 1 (Василиаускене О.В., Култышевой И.В., N 6 (Юнусова С.Х.) по ул. Заречный проезд, N 4 по ул. Балтийской (Бибиковой Я.Д., N 4 по ул. Преображенского (Быстровой Е.М.) в Светлогорске по вопросу образования земельного участка под указанными многоквартирными домами.
Территориальное управление, являясь собственником земельных участков, на которых расположены указанные дома, обратилось в Агентство с заявлением для обеспечения подготовки проекта межевания территории, в отношении элементов планировочной структуры, в границах которых расположены указанные многоквартирные дома.
Письмом от 23.01.2020 Агентство сообщило, что подготовка проекта межевания территории может быть осуществлена по инициативе: органа местного самоуправления - администрации муниципального образования "Светлогорский городской окру", за счет средств местного бюджета, заложенных в муниципальной программе и физических или юридических лиц за счет их самостоятельных средств. Кроме того, Агентство указало на то, что заявлений от инициаторов подготовки указанной документации (физических или юридических лиц, администрации МО "Светлогорский городской округ") с указанием источника финансирования подготовки проекта и подтверждения границ проектирования в адрес агентства не поступало, а областным бюджетом не предусмотрено обеспечение финансирования разработки данной документации по планировке территории.
Территориальное управление, ссылаясь на отсутствие проектов планировки для элементов планировочной структуры, в границах которых находятся указанные многоквартирные жилые дома, ввиду чего лишено возможности исполнить обязанность по формированию земельных участков под ними, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278 утверждено Положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - Положение), в пункте 1 которого определено, что Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе по оказанию государственных услуг, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с пунктами 4.1.2 и 4.1.18 Положения Территориальное Управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектаров.
Территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах (пункт 3 Положения).
Согласно п. 4.1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Кроме того, подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются случаи, при которых образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. К таковым относится образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой, по общин правилам, принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
В случае, если разработка документации по планировке территории производится по заказу органов государственной власти Калининградской области либо по заказу федеральных органов государственной власти, то ее финансирование осуществляется за счет средств бюджета Калининградской области, за счет средств федерального бюджета соответственно.
В случае если разработка документации по планировке территории производится на основании обращений физических и юридических лиц, финансирование разработки документации по планировке территории осуществляется за счет средств физических и юридических лиц - разработчиков документации по планировке.
Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Территориального управления осуществляется за счет средств федерального бюджета (пункт 8 Положения).
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, признав, что именно на Управлении лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом путем разработки документации по планировке территории, разработку которой Управление вправе инициировать, обратившись в Агентство установленным порядком.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из приведенных норм права, заявленные Территориальным Управлением требования могут быть удовлетворены только при наличии совокупности обстоятельств: несоответствие бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя допущенным бездействием, при этом обязание совершить действие должно привести к восстановлению нарушенного права.
В данном случае такие основания судом не установлены.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, основанных на правильном толковании норм материального и процессуального права, примененных к установленным обстоятельствам дела, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.07.2020 по делу N А21-2944/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2944/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АГЕНТСТВО ПО АРХИТЕКТУРЕ, ГРАДОСТРОЕНИЮ И ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: "АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СВЕТЛОГОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ", Бибикова Яна Дмитриевна, Быстрова Елена Михайловна, Василиаускене Ольга Владимировна, Култышева Ирина Владимировна, Правительство Калининградской области, Юнусов Салауди Хабибович
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15247/20
01.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23835/20
14.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23835/20
15.07.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-2944/20