город Омск |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А70-5200/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9042/2020) общества с ограниченной ответственностью "ИТС Инжиниринг" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2020 по делу N А70-5200/2020 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИТС Инжиниринг" (ОГРН 1067205022466, ИНН 7205016565, 627750, Тюменская область, г. Ишим, ул. Луначарского, 53, 26) к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421, 625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ирбитская, 16) об оспаривании решения от 19.02.2020 N 34 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об оспаривании решения от 19.02.2020 N 33 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инженерно-технический и строительный инжиниринг" (далее - заявитель, общество, ООО "ИТС Инжиниринг") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к филиалу N 6 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, учреждение, Фонд, ГУ - Тюменское РО ФСС РФ) об оспаривании решения от 19.02.2020 N 34 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также об оспаривании решения от 19.02.2020 N 33 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Судом первой инстанции впоследствии произведена замена ненадлежащего филиала N 6 ГУ - Тюменского РО ФСС РФ надлежащим заинтересованным лицом - ГУ - Тюменским РО ФСС РФ.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2020 по делу N А70-5200/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в силу закона табель учета рабочего времени отражает информацию о фактически отработанном работником времени, однако не содержит информацию ни о вакантных должностях, ни о выполняемых работниками трудовых функциях, ни о начисляемой заработной плате. На основании табелей учета рабочего времени не представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии оплаты работнику за выполнение тех или иных трудовых функций, так же как невозможно сделать вывод о наличии или отсутствии производственной необходимости в принятии или увольнении определенных специалистов. В свою очередь Фонд ни в акте проверки, ни в оспариваемых решениях не установил наличие нарушений в оформлении представленных документов. Заинтересованное лицо также не отрицает факта наличия трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом, обоснованность и размер понесенных заявителем расходов на выплату страхового обеспечения. По мнению общества, в материалах дела отсутствуют доказательства создания искусственной ситуации для получения денежных средств Фонда, нецелесообразности принятия на работу застрахованного лица, отсутствия реального исполнения своих трудовых обязательств застрахованным лицом.
В письменном отзыве на жалобу ГУ - Тюменское РО ФСС РФ просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "ИТС Инжиниринг" обратилось в Фонд с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 41 296 руб. 41 коп.
В результате проверки учреждением установлено, что расходы по выплате работнику общества Долгополовой Н.Н. пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, произведены неправомерно с преднамеренного трудоустройство Долгополовой Н.Н. В действиях страхователя усмотрены признаки злоупотребления правом в целях необоснованного получения средств Фонда.
Застрахованное лицо принято на работу 04.06.2019, то есть за 1 месяц 25 дней до отпуска по беременности и родам, предоставленного с 29.07.2019; с 12.11.2018 по 04.06.2019 в трудовых отношениях не состояла, должность "менеджер по персоналу" до момента приема Долгополовой Н.Н. отсутствовала, установлен факт однофамильности с директором ООО "ИТС Инжиниринг" и заместителем директора общества.
19.02.2020 учреждением приняты решение N 33 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 41 296 руб. 41 коп., а также решение N 34 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Не согласившись с решениями, ООО "ИТС Инжиниринг" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем общество не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу подпункта 2 пункта 1, пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255- ФЗ).
На основании статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам. Страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пункт 1 часть 1 статьи 2.1 Закона N 255-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 1, пунктом 1.1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ установлено, что одним из видов социальных страховых рисков является утрата застрахованным лицом заработка или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Возмещение средств из фонда является восстановительной мерой, направленной на компенсацию понесенных затрат страхователя.
В силу взаимосвязанных положений статей 7, 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, являются страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу работодателем (страхователем) за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ и пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Положение N 101), расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Общество обратилось в Фонд с заявлением о выделении средств на выплату страхового обеспечения в сумме 61 815 руб. 34 коп. за период с 01.01.2019 по 30.09.2019. При этом заявителем представлены расчет по форме 4-ФСС за 2016 год, расчет по страховым взносам за 1 полугодие 2017 года. Сумма расходов за проверяемый период составила 41 296,41 руб., из которых пособие по беременности и родам Долгополовой Н.Н. в сумме 40 542 руб. 60 коп. и единовременное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности в размере 753 руб. 81 коп.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) предусматривается, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, как следует из пунктов 7, 10 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, является видом страхового обеспечения.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) к видам государственных пособий гражданам, имеющим детей, относятся пособие по беременности и родам, которое устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Закона N 81-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 81-ФЗ предусматривается, что выплата вышеуказанных пособий производится за счет средств Фонда. Условия, размеры и порядок обеспечения указанными выше пособиями граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Законом N 255-ФЗ.
Назначение и выплата пособий осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (пункт 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ). Пунктом 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ устанавливается, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 6 Положения N 101 основной задачей Фонда выступает в числе прочего осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость обязательного социального страхования и страховщика. Территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (части 1, 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщикам предоставлено право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Возмещение средств из Фонда выступает восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание страхователями искусственных ситуаций для получения средств является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении расходов.
На основании положений подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ Фондом не принимаются к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листками нетрудоспособности).
Материалы дела свидетельствуют о том, что, отказывая в принятии к зачету выплаченных в связи с наступлением страхового случая сумм, ГУ - Тюменское РО ФСС РФ в настоящем случае мотивировало решение выводом о создании обществом как страхователем искусственной ситуации по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях незаконного получения средств обязательного социального страхования.
Проверкой установлено, что в период времени с 10.06.2009 по 14.03.2018 Долгополова Н.Н. была трудоустроена в ООО "ИТС Инжиниринг" на должность менеджера по персоналу. До принятия на работу в ООО "ИТС Инжиниринг" Долгополова Н.Н. была зарегистрирована в качестве безработного с 16.01.2019 по 02.06.2019, что подтверждается справкой ГАУ ТО ЦЗН г. Ишима и Ишимского района от 04.02.2020 N 0350027/2009.
Согласно записи в трудовой книжке, приказу о приеме на работу от 04.06.2019 Долгополова Н.Н. вновь принята работу в ООО "ИТС Инжиниринг" на должность менеджера по персоналу с 04.06.2019.
На основании листка временной нетрудоспособности N 351396395924 с 29.07.2019 у работника наступил отпуск по беременности и родам.
Трудовая деятельность Долгополовой Н.Н. в ООО "ИТС Инжиниринг" до момента наступления отпуска по беременности и родам составила 1 месяц 25 рабочих дней.
Штатное расписание ООО "ИТС Инжиниринг" от 01.01.2019 свидетельствует о том, что в штате организации предусмотрены должности директора, заместителя директора, главного инженера проекта, главного инженера проектировщика по автоматизации и электрофикации, менеджера по персоналу и специалиста по маркетингу.
Страхователем пояснено, что фактическая занятость в ООО "ИТС Инжиниринг" у всех сотрудников установлена на неполный рабочий день. Неполная занятость сотрудников в организации подтверждается тем, что в табелях учета рабочего времени за период с 01.01.2019 по 30.09.2019 фактически зафиксировано время работы в день: директор - 4 часа (ставка 0,5); заместитель директора - 4 часа (ставка 0,5); главный инженер проекта - 2 часа (ставка 0,25); менеджер по персоналу - 4 часа (ставка 0,5); специалист по маркетингу - 2 часа (ставка 0,25).
В период времени после 15.03.2018 (дата увольнения Долгополовой Н.Н. из ООО "ИТС "Инжиниринг") до 04.06.2019 (даты принятия Долгополовой Н.Н. в ООО "ИТС "Инжиниринг" на должность "менеджер по персоналу") фактически обязанности менеджера по персоналу выполнял заместитель директора Долгополов В.В. (без фиксации в табелях дополнительных часов по исполнению обязанностей по должность "менеджер по персоналу").
С 29.07.2019 (дата предоставления Долгополовой Н.Н. отпуска по беременности и родам) и впоследствии фактически обязанности менеджера по персоналу выполняет также Долгополов В.В. без фиксации в табелях дополнительных часов по исполнению обязанностей по должности "менеджер по персоналу". На период отпуска по беременности и родам Долгополовой Н.Н. штатная ставка остается свободной, новый сотрудник в штат ООО "ИТС Инжиниринг" не принят.
Следовательно, после увольнения Долгополовой Н.Н. в марте 2018 до момента ее повторного трудоустройства (04.06.2019) обязанности менеджера по персоналу выполнял заместитель директора Долгополов В.В. После начала отпуска по беременности и родам Долгополовой Н.Н. иное лицо на должность менеджера по персоналу не принималось. Указанные обязанности фактически, как и раньше исполняет заместитель директора Долгополов В.В.
Выполнение в ООО "ИТС Инжиниринг" трудовой функции менеджера по персоналу иным лицом (до и после трудоустройства Долгополовой Н.Н.) без фиксации в табелях дополнительных часов по исполнению обязанностей менеджера по персоналу, без оплаты свидетельствует об отсутствии необходимости в штате организации отдельной штатной единицы. Трудовая функция выполнялась и выполняется Долгополовым В.В. Обществом признается неполная трудовая занятость сотрудников, что также свидетельствует об отсутствии необходимости трудоустройства менеджера по персоналу, чьи функции выполняет Долгополов В.В.
Доказательства наличия производственной необходимости в приеме на работу в ООО "ИТС Инжиниринг" указанного выше сотрудника, равно как документы, подтверждающие фактическое исполнение Долгополовой Н.Н. трудовых обязанностей, в материалы дела не представлены.
Всоответствии с должностной инструкцией в обязанности менеджера по персоналу входит выработка кадровой политики совместно с директором организации, ведение кадрового учета организации, комплектация штата работников, осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с соискателями с целью комплектования штата работников, организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры и пр.
Отсутствие документов, свидетельствующих об осуществлении данным лицом своих обязанностей согласно должностной инструкции, наряду с указанными выше обстоятельствами, правомерно расценено Фондом в качестве основания для вывода о преднамеренном трудоустройстве Долгополовой Н.Н. Формальное соответствие представленных страхователем документов требованиям законодательства не свидетельствует о наличии у заявителя права на получение возмещения за счет средств Фонда.
Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (статья 4 Закона N 165-ФЗ).
В силу разъяснений приведенных в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, что не предполагает вмешательство со стороны Фонда в финансово-хозяйственную деятельность Общества, в том числе, в вопросах принятия на работу сотрудников. Общество вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере.
Вместе с тем в настоящем случае спор возник по вопросу правомерности предъявления к возмещению расходов за счет средств Фонда и разрешение этого вопроса не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых и трудовых отношений.
Оставив без удовлетворения требования общества, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение. апелляционным судом не усматриваются основания для несогласия с выводами учреждения и суда первой инстанции.
По смыслу положений Законов N 165-ФЗ и N 255-ФЗ обеспечение по обязательному социальному страхованию является компенсацией утраченного заработка, представляя собой вид обеспечения по обязательному социальному страхованию. В рассматриваемом случае предоставление подобного обеспечения приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении обществом своими правами в целях предоставления сотрудникам материального обеспечения, возмещаемого за счет средств обязательного социального страхования, что недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.07.2020 по делу N А70-5200/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5200/2020
Истец: ООО "ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ И СТРОИТЕЛЬНЫЙ ИНЖИНИРИНГ"
Ответчик: ГУ Тюменское региональное отделение фонда социального страхования РФ, ГУ Тюменское региональное отделение ФСС РФ, Филиал N 6 Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда Социального страхования РФ