г. Самара |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А55-29700/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Элита" - представителя Рощектаева В.С. (доверенность от 14.01.2020 N 1),
от Администрации городского округа Самара - представителя Левкиной А.В. (доверенность от 28.12.2018 N 1-01/02-01/8797),
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
от Главы городского округа Самары - представителя Левкиной А.В. (доверенность от 28.12.2018 N 1-01/02-01/8797),
от иных лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Элита"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2020 года по делу N А55-29700/2019 (судья Кулешова Л.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Элита", г. Самара,
к Администрации городского округа Самара, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
-Департамента градостроительства г.о. Самары, г. Самара,
- Главы городского округа Самары, г. Самара,
- Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов Самарской области), г. Самара,
о признании незаконным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Элита" (далее - ООО "Элита", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным постановление Администрации г.о. Самара N 384 от 21.06.2019 "Об отказе ООО "Элита" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, являющегося муниципальной собственностью городского округа Самара, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. М.Горького, б/н. В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязать Администрацию г.о. Самара в месячный срок с даты вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОО "Элита", путем подготовки и направления в адрес ООО "Элита" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, площадью 175 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский район, ул. М.Горького, б/н, категории - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием кафе (литера АА1). При этом заявитель указывает на представление всех необходимых документов, необходимых для приобретения земельного участка в собственность. Согласно доводам заявителя, земельный участок расположен вне границ красных линий, соответственно, он не является территорией общего пользования. Разрешенный вид использования земельного участка соответствует разрешенному виду использования земельного участка, указанному в ЕГРН.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, Департамент градостроительства г.о. Самары, г. Самара, Глава городского округа Самары, г. Самара, Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов Самарской области), г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2020 года по делу N А55-29700/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. Податель жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0503001:504, площадью 175 кв.м. находится вне границ красных линий, а следовательно не относится к территории общего пользования. Испрашиваемый участок категории земель -земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием кафе, что соответствует фактическому использованию. По мнению Общества, отнесение судом первой инстанции испрашиваемого земельного участка к территории общего пользования основано на неправильном применении норм материального права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В материалы дела поступили отзывы Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара, в которых заинтересованное и третье лица просят суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2020 года по делу N А55-29700/2019 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Самара, Главы г.о. Самара возражала против удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2020 года по делу N А55-29700/2019 оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Элита" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое здании "Кафе" (Литера АА1), площадью 80,8 кв.м., количество этажей: 1, с кадастровым номером 63:01:0252004:786, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Ленинский р-н, ул. Максима Горького, б/н., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. ( т. 1 л.д. 14-24).
Указанный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0503001:504, площадью 175 кв.м. принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городской округ Самара ( т. 1 л.д. 32-37)..
ООО "Элита" обратилось в Администрацию городского округа Самара с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, находящегося по адресу: г. Самара, Ленинский район, улица М.Горького, б/н.
Администрация городского округа Самара 21.06.2019 вынесла Постановление N 384 "Об отказе ООО "Элита" в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, улица М.Горького, б/н".
Основанием отказа в предоставлении в собственность заявителю спорного земельного участка явились подпункты 6, 14 статьи 39.16, часть 8 статьи 27, пункты 4,12 статьи 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), а именно:
- земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
* разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка;
* в соответствии с п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования. При этом в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 262 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые набережными, относятся к землям общего пользования. В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2001 г. N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу;
- в силу ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводнённые карьеры, в границах территорий общего пользования, поскольку земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2296, который является первой очередью набережной, что относит его к территории общего пользования и является изъяты из оборота (т. 1 л.д. 43-44 ).
Заявитель, полагая, что отказ Администрация городского округа Самара противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оспаривая отказ, заявитель ссылается на то, что является собственником объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, а потому имеет право на приобретение земельного участка в собственность без торгов. Согласно выписки из ИСОГД земельный участок расположен вне границ красных линий, соответственно он не является территорией общего пользования. Разрешенный вид использования земельного участка соответствует разрешенному виду использования земельного участка, указанному в ЕГРН.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В части 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Специфика судопроизводства по делам об оспаривании ненормативных актов (действий) уполномоченных органов и должностных лиц исключает формальный подход судов к оценке законности оспариваемого ненормативного акта. При рассмотрении дел данной категории суды обязаны исследовать соблюдение заявителем установленных законодательством условий и требований для признания правопритязаний правомерными и обоснованными, поскольку в силу ст. 201 АПК РФ при признании ненормативного акта недействительным суд обязывает уполномоченный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения определенных действий или принятия определенного ненормативного акта.
В данном случае при удовлетворении заявления предполагается обязание уполномоченного органа предоставить земельный участок в собственность заявителя. В связи с этим судебное разбирательство по делу должно гарантировать не только восстановление и защиту нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, но и также защиту охраняемых законом публичных интересов и интересов иных лиц, в частности, правообладателей смежных участков. Данный вывод основан на сложившейся судебной практике, нашедшей свое выражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 309-КГ17-20985, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 23.03.2020 по делу А55-13116/2019, от 18.02.2020 по делу А55-4927/2019, от 23.12.2019 по делу А55-5365/2019, от 29.01.2019 по делу А55-5320/2018.
Поэтому при оценке оспариваемого отказа суд исходит из положений п. 5 ст. 200 АПК РФ, устанавливающего, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), а также с учетом положений п. 1 ст. 65 АПК РФ применительно к обязанности заявителя доказать наличие права на приобретение земельного участка в собственность без торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 39.20 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ.
Как установлено подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Таким образом, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю, для эксплуатации которого требуется земельный участок заявленной площадью; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и его площади, бремя доказывания необходимого размера которого возлагается на заявителя.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 указанной выше статьи уполномоченный орган, рассматривающий заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю с указанием в нем всех оснований отказа (подпункт 3 пункт 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно подпункту 12 статьи 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары, Таким образом, признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Согласно правовому подходу, отмеченному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 32-КГ18-8, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 7 мая 2019 г. N Ф06-44733/2019, нормами градостроительного, земельного и гражданского законодательства предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования. Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
Как следует из материалов дела испрашиваемый земельный участок кадастровым номером 63:01:0503001:504 образован из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2296, что подтверждается представленным в материалы дела кадастровым делом объекта недвижимости 63:01:0000000:2296 (т. 2 л.д. 2-138).
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2296 общей площадью 80 433,7 м. поставлен на кадастровый учет на основании заявления от 18.02.2010. При составлении межевого плана были использованы распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 08.02.2010 N 107 и свидетельство серия 63-АВ 136444 о государственной регистрации права муниципальной собственности г.о. Самара на объект права - 1 очередь набережной реки Волга, назначение - сооружение. ( т. 2 л.д. 8, 22,17 (оборот)). сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с пунктом 4 "Общие сведения об образуемых земельных участках" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" образуемый земельный участок расположен в Самарском, Ленинском районе г.Самары от ул. Ленинградской до ул. Вилоновской. Категория земель - земли поселений. Вид разрешенного использования - занимаемый первой очередью Набережной реки Волги. На участке расположен объект недвижимости с номером регистрации 63-63-01/042/2007-729 (указан номер регистрационной записи о регистрации права собственности на сооружение 1 очередь Набережной реки Волги). ( т. 2 л.д. 13 оборот). Иные объекты недвижимости, как расположенные на данном земельной участке, в т.ч. здание кафе, в межевом плане не указаны.
В соответствии с межевым планом от 06.04.2012 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2296 разделен на 3 части: ЗУ1/чзу1 площадью 80 258 кв.м, ЗУ1/чзу2 площадью 33 кв.мм., ЗУ2 площадью 176 кв. м. Согласно разделу "Сведения об образуемых земельных участках" ЗУ1 - расположен в Самарском, Ленинском районе г.Самары от ул. Ленинградской до ул. Вилоновской. Категория земель - земли поселений. Вид разрешенного использования - занимаемый первой очередью Набережной реки Волги. ЗУ2 - расположен в Ленинском районе г.Самары ул. Максима Горького, б/н. Категория земель - земли поселений. Вид разрешенного использования - занимаемый нежилым зданием (литера АА1). ( т. 2 л.д. 36,37).
Основанием для преобразования земельного участка явилось распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.03.2012 N 222, согласно которому земельный участок площадью 176,0 кв.м., занимаемый зданием кафе (литера АА1) относится к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны парков, бульваров, набережных (Р-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре, земельный участок площадью 80 257,7 кв.м., занимаемый 1 очередью Набережной регги Волга, относится к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны парков, бульваров, набережных (Р-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре. ( т. 2 л.д. 44,45).
После приостановления осуществления государственного кадастрового учета был представлен межевой план от 10.05.2012 ( т. 2 л.д. 60-80), который содержит дополнительные сведения о нахождении земельных участков в водоохранной зоне р. Волга.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В настоящий момент в г.о. Самара действуют Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, которые применяются в части, не противоречащей генеральному плану развития города Самары. В соответствии с данным документом испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-2 - зоне парков, бульваров, набережных.
Данное обстоятельство не оспаривается заявителем, а также помимо Правил застройки подтверждается названным выше кадастровым делом, распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от 30.03.2012 N 222 о формировании и утверждении схемы испрашиваемого участка, а также представленным заявителем в материалы дела градостроительным обоснованием размера и вида использования земельного участка ( т. 3 л.д. 92-110).
Довод заявителя о том, что исходный земельный участок, занимаемый набережной, был размежеван на два земельных участка: участок с кадастровым номером 63:01:0503001:505, с видом разрешенного использования "Реконструкция территории набережной реки Boлги городского округа Самара (1 и 3 очереди)" 1ПК. Территория набережной, 5 этап"; и участок с кадастровым номером 63:01:0503001:504 - с видом разрешенного использования "занимаемый нежилым зданием кафе", соответственно, спорный земельный участок выбыл из состава территории общего пользования, противоречит материалам дела.
Как отмечено ранее, в силу закона, в частности, подпункта 12 статьи 1 ГрК РФ земельные участки, занимаемые набережными, относятся к территориям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Как следует из межевого дела, о чем указано выше, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:2296 формировался под размещение сооружения "1 очередь Набережной реки Волга" и относился к землям населенных пунктов, в пределах территории зоны парков, бульваров, набережных (Р-2) по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре. Кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, который был сформирован путем раздела земельного участка кадастровым номером 63:01:0000000:2296, и правоустанавливающие документы на участок не сдержит сведений об изменении зоны этого участка ни при его формировании, ни впоследствии. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара (далее - ИСОГД), указанный земельный участок расположен в территориальной зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61. ( т. 3 л.д. 3).
Тот факт, что по данным Департамента градостроительства г.о. Самары земельный участок расположен вне границ красных линий, не изменяет статус земельного участка как относящегося к землям общего пользования.
Как отмечено ранее, в силу подпункта 12 статьи 1 ГрК РФ признаком территории общего пользования является не наличие красных линий, а факт использования данной территории неограниченным кругом лиц в общих интересах. При доказанности факта принадлежности земельного участка к землям общего пользования сами по себе не могут являться основанием для изменения статуса земельного участка, в т.ч. в части ограничений на его приватизацию. Как отмечено ранее, нормами градостроительного, земельного и гражданского законодательства предусмотрен запрет передачи в частную собственность земель общего пользования. Названный запрет не поставлен в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе от того, находятся ли земли общего пользования в границах красных линий и включены ли эти земли в состав территорий общего пользования в порядке, предусмотренном градостроительным законодательством.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Соответственно, красные линии - это элементы планировочной структуры муниципального образования, отграничивающие территории общего пользования от территорий необщего пользования.
Основанием для установления красных линий в силу статьи 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются подготовленные, принятые, утвержденные и опубликованные в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории.
По смыслу приведенных правовых норм, следует, что территории общего пользования являются самостоятельными элементами планировочной структуры, объективно существующие независимо от установления красных линий, и правовой режим которых как объектов, не подлежащих приватизации, определяется исключительно в силу факта их объективного существования.
При изложенных обстоятельствах, тот факт, что существующие границы территорий общего пользования не обозначены в документах градостроительного планирования в качестве красных линий, не свидетельствует об отсутствии у них статуса территорий общего пользования.
Согласно правовому подходу, сформулированному в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 21 января 2020 г. N Ф06-56053/2019 в таком случае исследование порядка утверждения красных линий в составе документации территориального планирования либо иной градостроительной документации, не имеет правового значения при доказанности факта расположения испрашиваемого земельного участка в границах территорий общего пользования, в данном случае, в границах 1 очереди набережной реки Волга. Земельные участки, являющиеся набережными, относятся к землям общего пользования в силу закона.
С учетом изложенного материалами дела не подтверждено наличие правовых оснований для предоставления в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, находящегося в зоне Р-2 в границах набережной реки Волги и относящегося к землям общего пользования в силу закона.
В связи с чем оспариваемый отказ является законным и обоснованным.
Также судом первой инстанции отмечено, что в соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, в силу чего в соответствии с требованиями части 5 статьи 37 Кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования таких земельных участков на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Запрет на установление градостроительного регламента территорий общего пользования исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
По градостроительному регламенту зоны Р-2 такой вид разрешенного использования земельного участка как "занимаемый нежилым зданием кафе" в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Самары отсутствует.
Однако при формировании земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504 из земельного участка с кадастровым номером 63:01:0000000:2296, имеющего разрешенный вид использования "занимаемый первой очередью Набережной реки Волги", разрешенный вид использования был изменен на "занимаемый нежилым зданием кафе". При этом в выписке из ИСОГД в разделе 5 "разрешенные виды использования" указано, что для этого участка они установлены в соответствии со ст. 30 Правил землепользования и застройки г. Самары Однако такой вид разрешенного использования в названной статье для зоны Р-2 отсутствует.
С учетом изложенного правовых оснований для решения вопроса о предоставлении указанного земельного участка, расположенного на набережной реки Волга, в частную собственность для целей "занимаемый нежилым зданием кафе" не имелось, поскольку изложенное будет означать изменение разрешенного использования земельного участка в обход установленных законом процедур.
Ссылки на то, кафе было построено в 1999 году, т.е. до введение в действие Правил застройки и землепользования, правомерно отклонены судом первой инстанции
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
Основой правоотношений, регулируемых градостроительным законодательством, является градостроительная деятельность в целях развития соответствующей территории.
Согласно пункту 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
При территориальном планировании осуществляется планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения (пункт 2 статьи 1, глава 3 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 ГрК РФ).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).
Из совокупности положений пункта 4 статьи 85 ЗЗ РФ, частей 8 - 10 статьи 36 ГрК РФ прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (статья 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018, а также в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2015 N 308-КГ15-7455.
Правила застройки и землепользования в г. Самары утверждены постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Как указано ранее, на момент строительства кафе оно находилось на земельном участке, имеющем разрешенный вид использования "занимаемый первой очередью Набережной реки Волги", разрешенный вид использования был изменен на "занимаемый нежилым зданием кафе" в 2012, т.е. после ведения в действие Правил. Более того, как отмечено выше, изменение разрешенного вида использования произведено с нарушением установленного для земель общего пользования порядка. Запрет на установление градостроительного регламента территорий общего пользования исключает применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Кроме того, суд отмечает, что в рассматриваемом случае на момент приобретения права собственности на кафе в 2018 заявитель знал (должен был знать) о несоответствии разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, установленным для зоны Р-2 Правилами в г Самаре. Поэтому названные выше положения, гарантирующее защиту прав собственников объектов недвижимости в том объеме, который имел место на момент приобретения прав на объект недвижимости до изменения градостроительных регламентов, не могут применяться в отношении заявителя.
При этом судом первой инстанции указано на несостоятельность доводов администрации о нахождении участка в пределах береговой полосы, поскольку эти факты не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела. Однако данные обстоятельство не влияет на законность оспариваемого ненормативного акта в целом.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что обжалуемый отказ Администрации городского округа Самара соответствует закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Общества повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции.
Доводы заявителя рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Материалами дела не подтверждено наличие правовых оснований для предоставления в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 63:01:0503001:504, находящегося в зоне Р-2 в границах набережной реки Волги и относящегося к землям общего пользования в силу закона.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела. Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе Общества не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 июля 2020 года по делу N А55-29700/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-29700/2019
Истец: ООО "Элита"
Ответчик: Администрация городского округа Самара
Третье лицо: ГЛАВА Г.О. САМАРА, Департамент градостроительства Самары, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Нижне-Волжское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов, Нижне-Волжское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов( отдел водных ресурсов Самарской области), ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-70020/20
15.10.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11283/20
13.07.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-29700/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-29700/19