г. Саратов |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А57-19501/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новиковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2020 года по делу N А57-19501/2019 (судья Е.В. Антонова)
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946, 143421, Московская область, Красногорский р-н, автодорога Балтия, территория 26 км Бизнес-Центр Рига-Ленд, стр. 3, офис 506) заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН 1026402664353, ИНН 6452057998, 410012, Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Челюскинцев, 114), Гаврилюк Лариса Александровна (г. Энгельс)
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 134-05-05 от 15.05.2019,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс, общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - ГЖИ, Инспекция, административный орган) от 15.05.2019 N 134-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, Гаврилюк Лариса Александровна.
Решением от 07 августа 2020 года Арбитражный суд Саратовской области признал недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 15.05.2019 N 134-05-05.
Кроме того, суд взыскал с Государственной жилищной инспекции Саратовской области в пользу ПАО "Т Плюс" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Также суд возвратил ПАО "Т Плюс" уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 271 руб. на основании платежного поручения N 14283 от 23.05.2019.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении почтового отправления, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 18.09.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения от 08.04.2019 N 428-05-07 проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания от 22.02.2019 N 44-05-05 по многоквартирному дому по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Менделеева, д. 5а.
По результатам проверки составлен акт N 324-05-06 от 15.05.2019, которым установлено невыполнение требований предписания от 22.02.2019 по устранению выявленных нарушений требований пунктов 42 (1), 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N354, Правила предоставления коммунальных услуг), при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению за ноябрь 2018 года.
15 мая 2019 года инспекцией ПАО "Т Плюс" выдано предписание N 134-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги, согласно которому обществу надлежит в срок до 16.09.2019 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за ноябрь 2018 года в соответствии с требованиями пунктов 42(1), 54 Правил N 354, а именно:
- удельный расход тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определить по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, при этом показатель Qот рассчитать как произведение общей площади жилых и нежилых помещений на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению;
- объем тепловой энергии, использованной на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного в многоквартирном доме, определить по формуле 20 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг;
- объем потребленной за расчетный период тепловой энергии на нужды отопления определить как разность объема тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и объема тепловой энергии, используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома;
- размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 3 приложения N 2 к Правилам, объем тепловой энергии на нужды отопления распределить пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений, указанной в техническом паспорте от 28 августа 2007 года, приложенном к письму от 20 ноября 2018 года N 71202-05-05165, согласно которому общая площадь всех жилых и нежилых помещений 3025,3 кв.м.
Не согласившись с данным предписанием, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая предписание от 15.05.2019 N 134-05-05 недействительным указал, что предписание не отвечает принципу конкретности и правовой определенности, не отвечает критерию исполнимости. Вмененные Обществу нарушения надлежащим образом в акте проверки не отражены.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме), взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20.1 приложения N 2 к Правил предоставления коммунальных услуг.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктом 22 приложения N 2 к Правилам оказания коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20.
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды определяется по формуле 20.1.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено следующее.
Акт проверки N 324-05-06 от 15.05.2019 содержит указание на отсутствие централизованной системы отопления в многоквартирном доме по адресу: Саратовская обл., г. Энгельс, ул. Менделеева, д. 5а, централизованной системы горячего водоснабжения; указано, что коммунальная услуга по горячему водоснабжению приготавливается самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (теплообменник), дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (тепловычислитель ТСРВ-026-М).
Далее в акте указаны различные нормы Правил N 354 и констатация факта невыполнение требований предписания от 22.02.2019 N 44-05-05 по устранению выявленных нарушений требований пунктов 42 (1), 54 Правил N 354; указано, что при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению нарушение выразилось в том, что при определении удельного расхода тепловой энергии, использованного за расчётный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по формуле 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг заявитель использовал неверное значение показателя Qот указанной формулы.
В судебном заседании судом первой инстанции установлено, а так же подтверждается пояснениями ГЖИ, апелляционной жалобой, что фактически нарушение порядка начисления платы выразилось в неправильном использовании ПАО "Т Плюс" значения показателя *, неправомерно определённого им по формуле 20 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с использованием утвержденного уполномоченным органом норматива расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды, а не по подлежащей применению формуле 20.1 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг с учётом показаний коллективного (общедомового) прибора учёта коммунального ресурса - теплоносителя, исчисляемого в Гкал.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, указанные обстоятельства не отражены административным органом ни в акте проверки, ни в оспариваемом предписании и противоречат сведениям, содержащимся в указанных документах. Так, в акте проверки указано лишь на неправильное применение ПАО "Т Плюс" показателя Qот при применении им формулы 20.1.
Фактически ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат:
- описания существа допущенного ПАО "Т Плюс" правонарушения (отсутствует описание порядка расчета платы, применяемого заявителем);
- указания на конкретное нарушение обществом Правил предоставления коммунальных услуг (применение неверного значения показателя *);
-доказательства, подтверждающие выводы инспекции об отсутствии в доме централизованной системы отопления и горячего водоснабжения (в акте указано на самостоятельное предоставление в доме только коммунальной услуги по горячему водоснабжению при помощи собственного оборудования - теплообменника и не указано, каким образом предоставляется коммунальная услуга по теплоснабжению),
- а также способы устранения правонарушения (описание порядка расчета, подлежащего применению).
При этом, административный орган, обязав общество определить размер платы за коммунальную услугу по отоплению по формуле 3 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, в акте проверки не отразил причины возложения данной обязанности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое предписание недействительны, указав на его несоответствии нормам действующего законодательства и неисполнимость.
Как верно указал суд, пробелы проведенной Инспекцией проверки не могут быть устранены в ходе судебного рассмотрения настоящего дела.
Судебная коллегия отклоняет довод ГЖИ, изложенный в жалобе о том, что суд неправомерно применил к спорным правоотношениям абзац 4 пункта 54 Правил N 54, поскольку в решении таких выводов не содержится. Суд обоснованно исходил из того, что нарушение в акте проверки и предписании надлежащим образом не описано, не подтверждено, а предписание не исполнимо.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба Государственной жилищной инспекции Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 августа 2020 года по делу N А57-19501/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19501/2019
Истец: ПАО "Т плюс"
Ответчик: ГЖИ СО
Третье лицо: Гаврилюк Л.А.
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-68724/20
16.10.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7796/20
07.08.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19501/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19501/19
29.08.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19501/19