г. Пермь |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А71-6499/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шляковой А.А.
при участии:
в судебном заседании 13.10.2020 (до перерыва):
от заявителя - не явились;
от заинтересованного лица: Аскарин В.В. по доверенности от 02.10.2020, Червинская И.В. по доверенности от 02.10.2020;
в судебном заседании 15.10.2020 (после перерыва), проведенном в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел"
от заявителя: Султанов А.Р. по доверенности от 07.05.2020, Козында В.С. по доверенности от 07.05.2020, Чикуров И.С. по доверенности от 20.05.2020;
от заинтересованного лица: Аскарин В.В. по доверенности от 02.10.2020, Червинская И.В. по доверенности от 02.10.2020;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2020
по делу N А71-6499/2020
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу в лице жилищно-коммунальной службы N 15 (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
к Западно-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(ИНН 5904157090, ОГРН 1075904001271)
о признании незаконным и отмене постановления N 06-03/27-Ю от 22.05.2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу в лице жилищно-коммунальной службы N 15 (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО, Учреждение ЖКУ, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - Управление, административный орган) N 06-03/27-Ю от 22.05.2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Решением суда от 17.08.2020 оспариваемое постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Управление с принятым решением не согласно, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает вывод суда первой инстанции относительно применения норм КоАП РФ о крайней необходимости, ссылается на возможность осуществления хозяйственно-бытового водоснабжения военного городка из иных источников водоснабжения.
Полагает, что у учреждения имелось достаточно времени для получения лицензии, о необходимости оформления которой заявитель информирован.
Помимо прочего, считает, что суд первой инстанции нарушил правила подсудности, поскольку, в Удмуртской Республике ни заявитель, ни Управление филиалов не имеют.
Учреждение ЖКХ против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам письменного отзыва от 04.09.2020, приводит пояснения по вопросу добычи подземной воды за 2019 год.
Считает, что поскольку нарушение выявлено в деятельности обособленного структурного подразделения Учреждения в г. Сарапул, при обжаловании постановления о назначении административного наказания, вынесенного по выявленным на территории Удмуртской Республики нарушениям, о передаче дела на рассмотрение другого суда не заявлялось, дело правомерно было рассмотрено Арбитражным судом Удмуртской Республики.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Учреждение ЖКХ создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 с основной целью содержания (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (Устав заявителя, утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от N 60703.03.2017).
В оперативное управление учреждения для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению переданы скважины N 138, 139, 70508 и 70509, расположенные на территории военного городка N 1 (п. Кизнер).
Военной прокуратурой Ижевского гарнизона была проведена проверка соблюдения жилищно-коммунальной службой N 15 (г. Сарапул) филиала учреждения требований законодательства в сфере недропользования, по результатам которой был вывялен факт пользования недрами (скважинами N 138, 139, 70509, находящимися по адресу: Удмуртская Республика, Кизнерский район, в/г 1 (п. Кизнер) без лицензии на пользование недрами, что явилось поводом к возбуждению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
16.04.2020 в Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступило постановление от 31.03.2020 о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное заместителем военного прокурора Ижевского гарнизона майором юстиции Даниловым П.М. в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.3 КоАП РФ, по факту пользования недрами в целях добычи подземных вод из скважин N 138,139,70509 без лицензии на пользование недрами.
Проведенной проверкой было установлено, что на территории военного городка N 1 п. Кизнер расположены четыре водозаборные скважины N 138, 139, 70508 и 70509.
Расстояние между скважинами составляет от 30 до 80 м.
Три скважины N 138, 139, 70509 (180) находятся в эксплуатации, к их оборудованию организован доступ.
Скважина N 70508 находится в заглубленном колодце, который сверху закрыт бетонной плитой, не позволяющей оценить состояние и оборудование устья скважины, а также приустьевой площадки.
Согласно пояснениям, полученным в ходе проверки, скважина N 70508 не подключена к водопроводу и ее устье закрыто герметичной крышкой, скважина не эксплуатируется.
Скважина N 138 расположена в закрытом помещении, примыкающем к зданию насосной станции.
Устье скважины находится в заглубленном колодце.
Скважина оборудована прибором учета и краном для отбора проб воды.
Вода из скважины поднимается с помощью насоса ЭЦВ 6-10-110.
Скважина N 139 расположена в заглубленном колодце, оборудованном земляным валом, на вершине которого установлен металлический короб квадратной формы, представляющий собой надкаптажное помещение, двери которого закрываются на замок.
Скважина оборудована прибором учета и краном для отбора проб воды. Вода из скважины поднимается с помощью насоса ЭЦВ 8-25-150.
Скважина N 70509 расположена в заглубленном колодце, оборудованном земляным валом, на вершине которого установлен металлический короб цилиндрической формы, представляющий собой надкаптажное помещение, двери которого закрываются на замок.
Скважина оборудована прибором учета добытой воды. Вода из скважины поднимается с помощью насоса ЭЦВ 8-25-150.
Из представленных паспортов разведочно-эксплуатационных скважин N 138, 139, 70508 и 70509 следует, что скважина N 138 глубиной 55 метров пробурена СМК "Меливодстрой" в 1955 году. Максимальный возможный дебит (водоотбор) скважины составляет 125 куб. м/сут.
Скважина N 139 глубиной 55 метров пробурена СМК "Меливодстрой" в 1955 году.
Максимальный возможный дебит (водоотбор) скважины составляет 240 куб. м/сут.
Скважина N 70509 глубиной 101,0 метр пробурена трестом "Промбурвод" в 1988 году. Скважина N 70508 (неработающая) глубиной 101,0 метр пробурена трестом "Промбурвод" в 1988 году.
При эксплуатации водозаборных скважин организован учет объемов добытой подземной воды на каждой скважине отдельно.
Показания приборов учета, установленных на скважинах, ежедневно вносятся в журналы учета.
Добыча подземных вод из скважин составляет от 160 до 220 куб. м/сутки.
В ходе проверки было установлено, что скважины не оборудованы приспособлениям для организации наблюдений за уровнями воды.
Согласно форме федерального статистического наблюдения 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды", представленной ЖКС N 15 (г. Сарапул) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО за 2019 год из скважин N 138, 139, 70509 добыто 68,15 тыс. куб. м воды, что соответствует данным первичного учета, отраженным в специальных журналах.
Лицензия на пользование недрами с целью добычи подземных вод из скважин N 138, 139, 70509 на момент проверки отсутствовала.
В нарушение требований ст. 9, 11, п.1 ст.23 Закона Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО в лице жилищно-коммунальной службы N 15 в период с 01.04.2017 по 31.03.2020 осуществляло добычу подземных пресных вод из водозаборных скважин N 138, 139, 70509 с целью водоснабжения военного городка N 1 в п. Кизнер в отсутствие лицензии на право пользования недрами с соответствующей целью.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении учреждение было извещено путем направления определения от 20.04.2020, которое получено 22.04.2020.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением в присутствии представителей учреждения вынесено постановление N 06-03/27-Ю от 22.05.2020 (резолютивная часть от 20.05.2020) о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 800000 руб.
Несогласие заявителя с указанным постановлением Управления, послужило основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Заявитель ссылался при этом на следующие обстоятельства.
Водозаборные скважины были пробурены в 1955 году по заказу Министерства обороны для целей питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой военного городка N 1, в котором расположены в/ч 53701, семь многоквартирных жилых домов для проживания военнослужащих и их семей, а также социально-значимый объект - МДОУ "Кизнерский детский сад N 3".
В 1988 году дополнительно для бесперебойного обеспечения водой военного городка были пробурены водозаборные скважины N 70508, 70509.
До 2009 года войсковая часть N 55498 имела лицензию на пользование недрами - для добычи подземных вод в п. Кизнер сроком до 2025 года.
Лицензия была сдана при образовании ОАО "Славянка", созданной в целях обеспечения коммунальными услугами Вооруженных сил Российской Федерации.
До 2016 года ОАО "Славянка" имело лицензию на пользование недрами N ИЖВ 01800 ВЭ от 02.11.2012.
До 01.04.2017 АО "ГУ ЖКХ" осуществляло добычу воды для целей питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой военного городка N 1 п. Кизнер в соответствии с лицензией на пользование недрами N ИЖВ 01944 ВЭ от 08.06.2016.
18.05.2017 исх. N . 567 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России направило в Удмуртнедра заявку на переоформление ранее выданной АО "ГУ ЖКХ" лицензии на право пользования недрами в п. Кизнер от 08.06.2016 N ИЖВ 01944 ВЭ.
В ответ на заявку было получено уведомление об отказе в приеме заявки на переоформление лицензии (от 05.06.2017 исх. N УР-ПФО-10-00-23/886) ввиду отсутствия основания для перехода права пользования недрами и переоформления лицензии.
Учреждением был подготовлен пакет документов в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды России N 315 от 29.09.2009.
Заявитель 17.08.2017 исх. N 2143 направил в Удмуртнедра заявку на получении лицензии на право пользования недрами в п. Кизнер.
Департаментом по недропользованию по ПФО в адрес Министерства обороны Российской Федерции 05.10.2017 исх. N УР-ПФО-10-00-06/1611 был направлен запрос о предоставлении сведений о наличии или отсутствии земельных участков из состава земель обороны в границах участка недр, в ответе на который Министерство обороны сообщило, что для предоставления запрашиваемых сведений необходима дополнительная проработка с заинтересованными органами военного управления (исх. N 42152 от 26.12.2017).
Федеральным агентством по недропользованию от 16.08.2018 исх. N 03-30/12042 заявочные материалы возвращены для доработки ввиду их несоответствия Порядку рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод, принятого приказом Минприроды России от 26.02.2018 N 64 (введенному в действие 18.05.2018) (далее - Порядок), поступления заявки ранее введения в действие Порядка, а также в связи с отсутствием необходимых документов, требуемых Порядком.
01.10.2018 исх.N 5991 в адрес Департамента по недропользованию по ПФО вновь была направлена заявка на получение лицензии на пользования недрами в п. Кизнер.
Заявка была возвращена в связи с несоответствием требованиям Порядка рассмотрения заявок, в т.ч. подготовки проекта зон санитарной охраны (от 17.10.2018 исх. N УР-ПФО-10-00-24/1230).
По итогам проведенных торгово-закупочных процедур филиалом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО 25.10.2017 заключен государственный контракт N 806877 на оказание услуг по лицензированию скважин (разработка проекта зон санитарной охраны и его утверждения в ЦГСЭН МО РФ, получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект и утверждения его в ЦГСЭН МО РФ).
В адрес Минприроды Удмуртской Республики направлялась заявка с полным пакетом необходимых документов на получение лицензии на право пользования недрами с целью добычи воды подземных вод в п.Кизнер.
В связи с тем, что данный водозабор находится в федеральном фонде недр 13.03.2019 исх. N 1794 в адрес Удмуртнедра был направлен пакет документов на право пользования недрами в п. Кизнер.
11.09.2019 исх. N 3408 в адрес Департамента по недропользованию по ПФО был направлен дополнительный пакет документов на право пользования недрами в п.Кизнер. Департаментом по недропользованию по ПФО в предоставлении права пользования недрами было отказано по причине нахождения географических координат одной из скважин за границами испрашиваемого в пользование участка недр (от 06.12.2019 исх. N УР-ПФО-10-00-24/1343).
27.12.2019 исх.N 7254 в адрес Департамента по недропользованию по Удмуртской Республике был направлен необходимый пакет документов на получениt лицензии на право пользования недрами в п. Кизнер.
Из ответа начальника отдела геологии и лицензирования по Удмуртской Республике (Удмуртнедра) от 18.03.2020 N УР-ПФО-10-00-08/297 следует, что ответы Минобороны России и Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ не получены; после получения всех запрошенных сведении, заявочные материалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на получение права пользования недрами будут направлены в комиссию для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для принятия решения".
Заявитель отмечает, что деятельность учреждения ограничивается рамками государственного задания, сформированного и утвержденного Министерством обороны, под которое выделяются финансовые средства из федерального бюджета (субсидии).
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.
Возможность организации водоснабжения питьевой и технологической водой военного городка N 1 в п. Кизнер способом подвоза воды исключена по причине большого объема потребления.
Альтернативные источники водоснабжения военного городка отсутствуют.
Основания для получения государственной субсидии на финансирование данного мероприятия также отсутствуют.
Кроме того, заявитель является государственным бюджетным учреждением, осуществляет водоснабжение военного городка, отключение воды у социальных объектов послужит основанием для принятия мер прокурорского реагирования в отношении учреждения.
Несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, допущенное учреждением правонарушение, по мнению заявителя, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а самим Учреждением ЖКХ принимаются меры по получению необходимых разрешительных документов.
Фактические обстоятельства, в том числе то, что учреждение осуществляет пользование недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами, заявителем не оспариваются.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ст. 210 АПК РФ, ст. 1.5, 2.1, 2.7, 7.3 КоАП РФ с учетом разъяснений п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", ст. 9, 11, 43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), п. 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенного в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 15.07.1992 N 3314-1, исходил из того, что пользование заявителем недрами для добычи подземных вод из скважин в отсутствие лицензии по материалам дела доказано. Вместе с тем, на основе представленных доказательств заключил, что заявителем ведутся работы по получению такой лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод.
Кроме того, эксплуатируя скважины, заявитель осуществляет водоснабжение населения военного городка N 1, в котором расположены в/ч 53701, семь многоквартирных жилых домов для проживания военнослужащих и их семей, а также социально-значимый объект - МДОУ "Кизнерский детский сад N 3", в целях предотвращения наступления неблагоприятных последствий для жизни и здоровья граждан.
Приостановление деятельности учреждения до оформления и получения всех необходимых документов по эксплуатации скважин может привести к сбоям в работе объектов стратегического назначения Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173, поскольку оставление военнослужащих и членов их семей без водоснабжения является обстоятельством, создающим угрозу для жизни и здоровья людей, тем самым, нарушаются конституционные права человека и безопасность государства.
Суд первой инстанции указал, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства" ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства.
Как указано заявителем и не опровергнуто Управлением, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ЦВО в лице жилищно-коммунальной службы N 15 является единственной водоснабжающей организацией на данной территории.
Таким образом, как заключил суд, учреждение, осуществляя деятельность по пользованию недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами, действовало в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости.
В данном отношении суд сослался на правовую позицию, изложенную в определении Верховного суда Российской Федерации от 21.02.2019 N 305-АД18-25920.
Кроме того, отметил, что из материалов дела следует, что учреждением на протяжении длительного времени ведется работа по получению соответствующей лицензии на пользование недрами: подавались заявки на переоформление лицензии в Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 18.05.2017 (л.д. 17), 17.08.2017 (л.д.20), от 01.10.2018 (л.д.24), подавалась заявка в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республик от 05.12.2018 (л.д.26) на получение лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод; направлялись пакеты документов на получение лицензии на право пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи 13.03.2019, 11.09.2019, 27.12.2019; получено заключение по проекту организации зон санитарной охраны от 28.04.2018 N 78/18 (л.д.62-63).
Согласно ответу Департамента по недропользованию (Отдел геологии и лицензирования по Удмуртской Республике) от 23.06.2020 N УР-ПФО-10-00-08/668 заявка ФГБУ "ЦДКУ" Минобороны России на получение права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи на участках, расположенных в п. Кизнер Кизнерского района Удмуртской Республики письмом Приволжскнедра от 03.06.2020 направлена в Роснедра для рассмотрения и принятия решения в установленном порядке.
Из ответа Отдел геологии и лицензирования по Удмуртской Республике от 06.08.2020 N УР-ПФО-10-00-08/905 следует, что Роснедра письмом от 21.07.2020 N 03-30/10930 (вх. Приволжскнедра от 30.07.2020 N 1625) передало право принятия решения по представлению ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России права пользования недрами для осуществления геологического изучения участка недр, расположенного в п. Кизнер, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи Приволжскнедрам.
Отдел геологии и лицензирования Приволжскнедр по Удмуртской Республике готовит проект протокола и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию Приволжскнедра.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что отсутствие лицензии у Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу в лице жилищно-коммунальной службы N 15 г. Сарапул вызвано объективными обстоятельствами и не свидетельствует о пренебрежительном отношении учреждения к выполнению своих обязанностей и получению лицензии на право пользования недрами.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие принятие заявителем зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по административному делу судами не выявлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; нормы статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, привлекаемых к ответственности, соблюдены.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае действия лица в состоянии крайней необходимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
При этом согласно ст. 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из анализа данной нормы следует, что для квалификации деяния, содержащего признаки административного правонарушения как совершенного в состоянии крайней необходимости необходимо доказать наличие следующих условий: невозможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами, и причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.
Лицо может действовать в состоянии крайней необходимости при наличии и доказанности существования одновременно следующих условий - существование реальной, а не мнимой либо предположительной опасности правам и законным интересам; доказанность невозможности устранения такой опасности иными средствами, которые лицо фактически предпринимало для устранения опасности.
В данном случае материалами дела подтверждается, что приостановить эксплуатацию скважин до момента оформления лицензии невозможно, поскольку данный объект является объектом жизнеобеспечения, источником водоснабжения населения.
Административный орган в рассматриваемом случае не принял во внимание, что в данном случае, имело место пользование подземной воды не в собственных интересах учреждения, а для обеспечения объектов социальной инфраструктуры.
Осуществление деятельности (подлежащей лицензированию) по добыче воды при отсутствии лицензии, не повлекло того вреда, которое могло повлечь прекращение учреждением деятельности по водоснабжению жителей п. Кизнер.
То, что спорные объекты водоснабжения не являются единственным источником водоснабжения на территории военного городка N 1 п. Кизнер, по материалам дела не следует.
Как верно указал суд первой инстанции, предложенный способ устранения нарушения до получения лицензии - подвоз воды не адекватен нарушению, учитывая, в том числе, необходимый объем воды, а также длительность процедуры получения лицензии.
Наступление каких-либо неблагоприятных последствий и причинения реального ущерба в результате совершения административного правонарушения административным органом не представлено.
Доводы административного органа об отсутствии у руководства ЖКС N 15 представления о ситуации по получению лицензии и безответственного отношения к своим обязанностям отклоняются судом, поскольку противоречат материалам дела, являются субъективным мнением ответчика и не свидетельствуют об отсутствии заинтересованности учреждения в получении лицензии.
Боле того, обеспечение водоснабжения населения поселка является целью деятельности заявителя.
Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Таким образом, основания для отмены постановления административного органа имеются, а судом первой инстанции принят законный и обоснованный судебный акт.
О неправильном определении территориальной подсудности спора в суде первой инстанции Управлением не заявлено (ст. 9 АПК РФ), соответственно, определение по правилам ст. 39 АПК РФ не выносилось.
Доказательств того, что при исследовании и оценке всех заявленных Управлением доводов, предполагаемое им нарушение повлекло либо могло повлечь принятие неправильного судебного акта, не имеется.
В рассматриваемой ситуации проверка проводилась и учреждение привлечено Управлением к ответственности ввиду нарушений, выявленных в деятельности жилищно-коммунальной службы, а заявление предъявлено в арбитражный суд по месту ее нахождения.
При таких обстоятельствах нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.08.2020 по делу N А71-6499/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6499/2020
Истец: ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы N15 филиала "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования