город Воронеж |
|
15 октября 2020 г. |
Дело N А36-1894/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 октября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Капишниковой Т.И.,
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сакварелидзе Н.Г.,
при участии:
от Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Гусева И.А., представитель по доверенности N 54 от 30.12.2019, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция";
от индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича: Бочарова С.Г., представитель по доверенности от 24.08.2020 сроком до 31.12.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 по делу N А36-1894/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича (ОГРНИП 304482234300251, ИНН 482600842999) к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024840842850, ИНН 4826002979) о признании незаконным и отмене решения от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бочаров Андрей Митрофанович (далее - индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Учреждение) о признании незаконными и отмене решения от 21.01.2010 N 4 п\п о возмещении средств (с учетом принятых арбитражным судом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 заявленные требования индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича удовлетворены частично, признано незаконным решение Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств в части возмещения средств в сумме 14 880 руб. 56 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных индивидуальным предпринимателем Бочаровым Андреем Митрофановичем требований отказано.
С Государственного учреждения - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича взыскано 89 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины. Индивидуальному предпринимателю Бочарову Андрею Митрофановичу возвращено из федерального бюджета 5 700 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, индивидуальный предприниматель обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ее заявитель указывает на отсутствие у Фонда правовых оснований для принятия оспариваемого решения, настаивает на том, что не направлял в Фонд документы на выплату пособия по временной нетрудоспособности в отношении застрахованной Антроповой, а также на то обстоятельство, что выплаты производил Фонд, в обязанности которого входит проверка размера среднего заработка, на основании которого рассчитывается соответствующее пособие.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Фонд возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта лишь в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Из доводов апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя следует, что решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя.
Сторонами ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлялось, соответствующих возражений не заявлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 по настоящему делу в обжалуемой части, т.е. в части отказа в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем Бочаровым Андреем Митрофановичем требований о признании незаконным решения Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.01.2020 N 4 п\п о возмещении средств.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании решений от 21.10.2019 и в соответствии с планом - графиком совместных выездных проверок на 2019 год Фонд провел плановую выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем ИП Бочаровым А.М., соблюдения страхователем законодательства РФ на выплату страхового обеспечения по двум видам обязательного социального страхования в части полноты и достоверности представляемых сведений, влияющих на назначение и выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (т. 2 л.д. 13-27).
В ходе проверки Фонд установил, что страхователем не были указаны условия исчисления пособия для лиц, работающих на неполном рабочем дне, что повлекло за собой переплату пособия застрахованным лицам Шпелевой А.В. в сумме 7 016 руб. 60 коп. и Корнеевой Н.И. в сумме 7 863 руб. 96 коп. (по двум листкам нетрудоспособности).
Кроме того, страхователем не подтвержден документально заработок за 2016 год застрахованного лица Антроповой А.В., указанный им в расчете заработка, представленном для назначения пособия по временной нетрудоспособности, в результате чего излишняя выплата пособия, по мнению Фонда, составила 35 379 руб. 75 коп.
Итоги проверки отражены в акте от 06.12.2019 N 466 п\п (т. 2 л.д. 69-75).
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Фондом принято решение от 21.01.2020 N 4 п\п, в котором индивидуальному предпринимателю предложено возместить излишне понесенные Фондом расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 50 260 руб. 31 коп. в связи с непредставлением документов и представлением недостоверных сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия (т. 2 л.д.54-59).
Полагая решение Фонда незаконным, а свои права и законные интересы нарушенными, индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции посчитал, что неуказание страхователем в представленных им в Фонд документах условий работы застрахованных лиц (Шпелевой А.В. и Корнеевой Н.И.) не повлияли на правильность расчета выплаченных страховых обеспечений, в связи с чем удовлетворил требования страхователя о признании незаконным решения Фонда в части возмещения средств Фонда в сумме 14 880 руб. 56 коп. В данной части решение суда первой инстанции сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя о признании незаконным решения Фонда от 21.01.2020 N 4 п\п в части предложения возместить средства в размере 35 379 руб. 75 коп. в связи с излишней выплатой пособия по временной нетрудоспособности за период с 28.06.2017 по 13.09.2017 застрахованному лицу Антроповой А.В., суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, исходя из чего, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования в том числе является пособие по временной нетрудоспособности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в том числе в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона N 255-ФЗ.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 было утверждено "Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта"
Указанное Положение определяет особенности назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд), находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - территориальный орган Фонда), пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием), по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее - пособия) лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, занятым у страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда (далее соответственно - застрахованные лица, страхователи), а также возмещения расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Пункт 2 названного постановления Правительства Российской Федерации предусматривает, что с 01.07.2016 в реализации пилотного проекта участвует Липецкая область, в связи с чем в рассматриваемом случае данное Положением подлежит применению.
Согласно названному Положению решение о назначении и выплате пособий застрахованным лицам принимается территориальным отделением Фонда социального страхования на основании представленных страхователем документов - заявления застрахованного лица, подаваемого им страхователю по месту по установленной форме и документов, необходимых для назначения и выплаты пособия (пункт 2 Положения), с описью представленных документов по установленной форме (пункт 3 Положения).
В соответствии с пунктом 8 Положения N 294 после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений, территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Пунктом 9 Положения N 294 установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальным органом фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Согласно пункту 17 Положения N 294 контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 настоящего Положения, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке.
В силу пункта 16 Положения N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из буквального содержания данного пункта Положения следует, что страхователь несет ответственность в виде возмещения излишне понесенных страховщиком расходов в том случае, если им осуществляется сокрытие либо представление недостоверных сведений, влияющих на размер начисленного пособия.
Согласно статье 15.1 Закона N 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из акта проверки, Антропова Г.А. была принята на работу индивидуальным предпринимателем по трудовому договору от 06.07.2016, 30.06.2017 она уволена по собственному желанию.
Однако начало периода ее временной нетрудоспособности 28.06.2017 приходится на период работы, в связи с этим она имела право на обеспечение страховым пособием как застрахованное лицо.
Материалами дела также подтверждается, что назначение пособия по временной нетрудоспособности осуществлено Фондом на основании ее заявлений, заверенных ИП Бочаровым А.М., по описи, содержащей больничный лист, заявление и расчет заработка (т. 3 л.д. 47-90).
К документам, представленным в Фонд для назначения пособия, был приложен расчет среднего заработка Антропоой Г.А. исходя из расчетных периодов 2015 и 2016 годы, который также заверен предпринимателем. При этом, как указано ранее, у ИП Бочарова А.М. застрахованное лицо работало с 06.07.2016 по 30.06.2017. Следовательно, период работы Антроповой Г.А. в 2015 году приходился на работу у другого страхователя.
Довод предпринимателя о том, что все документы в Фонд были представлены непосредственно застрахованным лицом, в рассматриваемом случае не свидетельствует о незаконности спорного решения Фонда, поскольку выплата застрахованному лицу, как следует из материалов дела, осуществлялась на основании расчета среднего заработка и заявления подписанного предпринимателем и заверенного его печатью. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, подписи индивидуального предпринимателя, заверенные его печатью, не опровергнуты.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо представляет справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно части 7.2 статьи 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Обязанность территориального органа страховщика направлять такой запрос той же нормой Закона предусмотрена только для случаев назначения и выплаты пособия, указанных в частях 3 и 4 статьи 13 этого Закона, которые к данной ситуации не имеют отношения.
Следовательно, в отсутствие такой справки, непредставлении ее Антроповой Г.А. на момент обращения за пособием у индивидуального предпринимателя отсутствовали основания указывать размер заработка за периоды, предшествовавшие работе у него застрахованного лица.
Однако, представив в Фонд расчеты среднего заработка за 2015-2016 годы, индивидуальный предприниматель несет ответственность за предоставленные им Фонду сведения и обязан подтвердить достоверность указанных в них сумм соответствующими справками застрахованного лица с предыдущих мест работы.
Довод предпринимателя о том, что Фонд обязан был в этом случае направить ему извещение о представлении недостающей справки, не основан на нормах Положения N 294.
Так, согласно пункту 7 Положения N 294 извещение направляется Фондом только в случае представления не в полном объеме документов или сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Необходимые документы для назначения и выплаты Антроповой Г.А. пособия по временной нетрудоспособности в полном объеме были предоставлены Фонду, оснований для направления такого извещения у Фонда не имелось.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы страховщика документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Этой обязанности страхователя корреспондирует право органа Фонда запрашивать у страхователей документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам (пункт 2 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Во время проверки индивидуальному предпринимателю было направлено требование о предоставлении справки с предыдущего места работы Антроповой Г.А. (т. 3 л.д. 96).
Однако указанная справка, подтверждающая правильность осуществленного заявителем расчета среднего заработка, влияющего на расчет пособия по временной нетрудоспособности, выплаченного Антроповой Г.А., предпринимателем представлена не была. Своим правом направить соответствующий запрос страхователь не воспользовался ни в период проверки, ни в процессе судебного разбирательства.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что индивидуальным предпринимателем не подтверждена достоверность представленных им в Фонд сведений, влияющих на размер выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения требований страхователя в части обязания возместить излишне выплаченные суммы пособия по временной нетрудоспособности Антроповой Г.А. в сумме 35 379 руб. 75 коп. не имеется.
При этом, из материалов дела усматривается, что указанная сумма излишне выплаченного пособия определена Фондом исходя из перерасчета среднего заработка за 2016 год ( без учета неподтвержденного предпринимателем заработка за 2015 год.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
В силу положений статьи 110 АПК РФ и с учетом результатов рассмотрения дела расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в размере 150 руб. относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2 850 руб. подлежит возврату заявителю жалобу, о чем надлежит выдать справку.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.08.2020 по делу N А36-1894/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бочарова Андрея Митрофановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1894/2020
Истец: Бочаров Андрей Митрофанович
Ответчик: ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2021 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5302/20
18.05.2021 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-1894/20
15.10.2020 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-5302/20
14.08.2020 Решение Арбитражного суда Липецкой области N А36-1894/20