г. Москва |
|
16 октября 2020 г. |
Дело N А40-336614/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.А. Москвиной,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Администрации городского округа Химки Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 июня 2020 года по делу N А40- 336614/2019 (146-2608)
по заявлению Администрации городского округа Химки Московской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третьи лица: 1) ООО "Премиум клиник-2", 2) ООО "Терра Оптима+"
о признании незаконным и отмене предупреждения
при участии:
от заявителя: |
Григорова М.В. по дов. от 23.01.2020 |
от ответчика: от третьих лиц: |
Маначинский П.О. по дов. от 03.07.2018 1) не явился, извещен; 2) Кприянова Б.Э. по дов. от 04.02.2020 |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Химки Московской области обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29.11.2019 N 06-13/21з-19.
Решением от 01 июня 2020 года Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО "Терра Оптима+" доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ООО "Премиум клиник-2", будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя указанного лица.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в Московское областное УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью "Премиум клиник-2" от 11.06.2019 N 17 о возможном нарушении антимонопольного законодательства Администрацией городского округа Химки Московской области при распоряжении земельным участком с кадастровым номером 50:10:0010111:1598.
Согласно обращению Земельный участок неправомерно передан Администрацией по договору аренды Обществу с ограниченной ответственностью "Терра Оптима+" без проведения торгов.
По результатам проверки изложенных в указанном обращении сведений антимонопольным органом в адрес администрации вынесено предупреждение от 29.11.2019 N 06-13/21з-19 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с указанным предупреждением антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения представленных Администрацией на запрос Московского областного УФАС России и приложенных к обращению документов, было установлено следующее.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в общественно-политическом издании городского окрута Химки Московской области "Химкинские новости" от 09.08.2013 N 38(2124) проведено информирование жителей о предполагаемом предоставлении в аренду Земельного участка для благоустройства и организации гостевой стоянки.
Прием предложений и возражений осуществлялся в течение четырнадцати дней с момента публикации в указанном издании.
Предложений и возражений по результатам публикации не поступало.
На основании постановления Администрации от 04.04.2014 N 424 "О предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью "Терра Оптима+" земельного участка с кадастровым номером 50:10:0010111:1598, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома N 6а" Земельный участок передан ООО "Терра Оптима+" по договору аренды от 03.07.2014 N ЮА-85 сроком на 5 лет.
Согласно п. 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальном собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лиц, предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием таких земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров аренды таких земельных участков. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Администрацией предоставлено постановление Администрации от 30.12.2013 N 1593 "Об утверждении Обществу с ограниченной ответственностью "Терра Оптима+" схемы расположения земельного участка, выполненной на кадастровой карте территории городского округа Химки, расположенного по адресному ориентиру: Московская область, г. Химки, Юбилейный проспект, вблизи дома N 6а".
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определено 38 случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1-30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
При отсутствии в совокупности условий пунктов 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка не имеет права на заключение нового договора аренды без проведения торгов, в связи с чем земельный участок, являющийся предметом такого договора аренды, может быть предоставлен данному лицу по истечении срока действия договора аренды только на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно выдержке от 16.05.2019 из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в отношении Земельного участка с ООО "Терра Оптимз+" заключен договор аренды от 29.12.2017 N ЮЛ-73.
Документальных подтверждений необходимости досрочного расторжения и возможности заключения договора аренды Земельного участка от 29.12.2017 N ЮА-73 без проведения торгов Администрацией не представлено.
Срок заключенного ранее договора N ЮА-85 истекал 04.07.2019.
По имеющимся сведениям, после расторжения договора N ЮА-85 и заключения нового договора N ЮА-73 на срок 5 лет, общий срок аренды земельного участка составляет 8,5 лет.
Согласно пункту 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Действия Администрации привели к созданию для ООО "Терра Оптима+" преимущественных условий ведения хозяйственной деятельности, путем продления срока аренды Земельного участка без законных оснований на 3,5 года.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 указанного федерального закона.
В связи с наличием в действиях Администрации городского округа Химки Московской области (место нахождения: Московская область, г. Химки, ул. Московская, д. 15) признаков нарушения части 1 статьи 15, в том числе пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в передаче земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на основании договора аренды от 29.12.2017 N ЮА-73 без проведения торгов, что противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и может привести к предоставлению ООО "Терра Оптима+" муниципальной преференции, Московское областное УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" правомерно вынесло предупреждение о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер по возврату предоставленной ООО "Терра Оптима+" муниципальной преференции одним из следующих способов:
- на основании любого доступного и обеспечивающего достоверность и полноту оценки способа оценки права аренды Земельного участка сверх определенного первоначальным договором аренды Земельного участка от 03.07.2014 N ЮА-85 срока (с 03.07.2014 по 03.07.2019);
- привести стороны договора аренды Земельного участка к состоянию, в котором они находились до заключения указанного договора;
- представить документы, подтверждающие возможность применения статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171 -ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" при заключении договора аренды от 29.12.2017 N ЮА-7;
- иным законным способом с подтверждением его обоснованности.
Оспариваемое предупреждение, вопреки доводам жалобы, исполнимо, то есть Заявителю предъявлены конкретные, ясно сформулированные, недвусмысленные требования.
Суд также принял во внимание, что предупреждение выносится при обнаружении лишь признаков правонарушения, а не его факта (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции), соответственно судебной проверке подлежит факт наличия таких признаков по поступившим в антимонопольный орган информации и документам, как основаниям вынесения предупреждения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у Девятого арбитражного апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и, материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 июня 2020 года по делу N А40-336614/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-336614/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ПРЕМИУМ КЛИНИК-2", ООО ТЕРРА ОПТИМА+