г. Чита |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А58-12810/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Д.В. Басаева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Володиной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу акционерного общества "Теплоэнергия" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 августа 2020 года по делу N А58-12810/2019 по заявлению акционерного общества "Теплоэнергия" (ИНН 1435332211, ОГРН 1181447006069) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания от 26 ноября 2019 г. N 08-02-416-19,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференцсвязи, Семеновой У.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) секретарем судебного заседания Саввиной М.Г.
от заявителя: Теселкин К.О., представитель по доверенности от 18.08.2020;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Теплоэнергия+" (ОГРН 1161447060290 ИНН 1435310835): не было
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Акционерное общество "Теплоэнергия" (АО "Теплоэнергия"), обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 26 ноября 2019 г. N 08-02-416-19.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2020 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
АО "Теплоэнергия", действуя добросовестно, осуществляя поставку тепловой энергии собственникам помещений в МКД на основании заключенных с ними в силу закона прямых договоров, являясь исполнителем коммунальной услуги по отоплению, обязано осуществить ввод в эксплуатацию ИПУ этих собственников по их заявлению.
Арбитражный суд соглашается с доводами управления о том, что предписанные им меры по вводу в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии направлены на обеспечение соблюдения действующего жилищного законодательства в части оснащения МКД приборами учета; о том, что установка приборов учета, прежде всего, обеспечивает переход на оплату за фактическую величину потребленного ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, тем самым позволяет избежать при расчетах применения повышающего коэффициента, что значительно снижает расходы граждан на коммунальные услуги.
Таким образом, выданное АО "Теплоэнергия" предписание основано на нормах закона, а потому не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
АО "Теплоэнергия", не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции о том, что общество обязано осуществлять по заявкам собственников помещений установку ИПУ тепла и является исполнителем коммунальной услуги, ошибочны. Суд первой инстанции применил нормы права, не подлежащие применению.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 22.09.2020.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции, на основании обращения ООО УК "Теплоэнергия+" (т.1, л. 61), содержащего информацию об отказе АО "Теплоэнергия" в постановке на учет индивидуальных приборов учета тепловой энергии, Управлением Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия) 22 октября 2019 года издан приказ N 01-09- 3326-19 (т. 1, л. 69 ) и в период с 22 октября по 19 ноября 2019 года проведена внеплановая документарная проверка фактов нарушения обязательных требований жилищного законодательства в отношении МКД, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Якова Потапова, 12.
В ходе проверки Управление со стороны АО "Теплоэнергия" выявило нарушение подпункта "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06 мая 2011 г. (далее - Правила N 354) о чем был составлен акт проверки N 08-01-1263-19-Ж от 19 ноября 2019 г. (т. 1, л. 73).
С целью устранения выявленного нарушения Управление в отношении общества вынесло предписание N 08-02-416-19 от 26 ноября 2019 года.
Согласно предписания, обществу необходимо в срок до 13 января 2020 года осуществить по заявлению потребителей ввод в эксплуатацию установленных индивидуальных приборов учета тепловой энергии, даже если такие индивидуальные приборы учета по функциональным возможностям отличаются от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенных в эксплуатацию приборов учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода приборов учета в эксплуатацию
Общество посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается обществом, оно осуществляет в указанный МКД поставку коммунального ресурса - отопления, что, в частности, подтверждается договором от 03.10.2019 N 13816608 заключенным обществом с собственником помещения указанного дома N 52 (т. 1, л. 80), договором от 03.10.2019 заключенным обществом с собственником помещения указанного дома N 23 (т. 1, л. 24). Аналогичные договоры заключены и с иными собственниками помещений указанного МКД.
В соответствии с данными договорами АО "Теплоэнергия" является теплоснабжающей организацией и принимает на себя обязательства по подаче абоненту тепловой и горячей воды надлежащего качества до границы сетей входящих в состав общего имущества МКД определенного подписанным Актом раздела границ, а абонент обязуется оплачивать тепловую энергию (отопление) и (или) горячую воду.
Из содержания п. 7 договоров следует, что оплата абонентом за тепловую энергию и горячую воду производится по нормативам потребления установленном органом местного самоуправления и тарифам, утвержденным в установленном порядке.
Платежные документы для оплаты тепловой энергии и горячей воды предоставляются абоненту при обращении в уполномоченные энергоснабжающей организацией кассы по приему платежей. Перечень касс, принимающих оплату, доводится до сведения абонента через средства массовой информации. Энергоснабжающая организация вправе платежные документы для оплаты предоставлять в почтовый ящик абонента в срок до 10 числа, следующим за расчетным (п.8).
Расчетный период 1 календарный месяц. Оплата производится до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. При нарушении сроков оплаты Абонемент уплачивает пени в соответствии с действующим законодательством (п. 9).
Статьей 431 Гражданского кодекса РФ установлено, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Учитывая характер взаимоотношений общества с потребителями поставляемых им тепловой энергии и горячей воды, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что для абонентов, собственников помещений в указанном МКД, именно общество выступает поставщиком коммунальной услуги горячего водоснабжения и отопления.
То обстоятельство, что внутридомовые сети обществу не передавались, не имеет значения, поскольку общество вправе оказывать услуги потребителям по сетям принадлежащим третьим лицам.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, в силу статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении, Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч.1).
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении) (ч. 2).
До 1 июля 2012 года, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5).
Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (ч.7).
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (ч.8).
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.
Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (ч.9).
Из указанного следует, что, во-первых, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Во вторых, многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
В третьих, из указанного следует, что МКД вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года и после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
В четвертых, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В пятых, организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В шестых, указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, собственники помещений указанного МКД обязаны установить приборы учета как ОДПУ, так и ИПУ, поскольку в данном МКД имеется техническая возможность их установки, что не оспаривается в апелляционной жалобе.
АО "Теплоэнергия" непосредственно осуществляют снабжение горячей водой, тепловой энергией помещения указанного многоквартирного дома и является специализированной организаций в данной сфере.
Сети, по которым общество поставляет в данный МКД коммунальные ресурсы имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования МКД, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу указанных обстоятельств именно АО "Теплоэнергия" обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют и при этом оно не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что Управление обоснованно пришло к выводу, что общество неправомерно отказывало собственникам помещений в указанном МКД в заключении договоров на установку приборов индивидуального учета тепла.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в случае установки индивидуальных приборов учета собственникам помещений общество будет нести убытки на разницу стоимости коммунальной услуги между данными ОДПУ и сумму ИПУ, суд апелляционной инстанции оценивает критически, и усматривает в указанном подходе злоупотребление правом, поскольку общество отказывается исполнять федеральное законодательство, основываясь на его неправильном понимании и получении необоснованной выгоды, взимая с граждан плату за поставленный ресурс по нормативу.
Между тем, в силу положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" порядок расчета стоимости потребленного ресурса определяется таким образом, что лица, имеющие индивидуальные приборы учета производят оплату за содержание помещения по данным ИПУ, разница же между данными ОДПУ и суммой данных ИПУ относится на содержание общедомового имущества с учетом особенностей установленных законодательством.
Следовательно, доводы общества о том, что оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, не нашли своего подтверждения материалами дела.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "10" августа 2020 года по делу N А58-12810/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Теплоэнергия" (ИНН 1435332211, ОГРН 1181447006069) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб., по платежному поручению N 7566 от 20.08.2020.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-12810/2019
Истец: АО "Теплоэнергия"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ООО Управляющая компания "Теплоэнергия+"