г. Саратов |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А12-26709/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области
на определение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 августа 2020 года о предоставлении исполнения судебного акта по делу N А12-26709/2019
по исковому заявлению Комитета строительства Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. им. Скосырева, д. 7, кабинет 247, ОГРН 1113460005251, ИНН 3445118595)
к администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (404507, Волгоградская область, Калачевский район, г. Калач-на-Дону, ул. Советская, д. 2, ОГРН 1053455073495, ИНН 3409011039),
третье лицо: Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (115088, г. Москва, ул. Шарикоподшипниковская, д. 5, ОГРН 1077799028251, ИНН 7736243140),
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Комитет строительства Волгоградской области (далее - Облстрой, комитет, истец) с исковым заявлением о взыскании с Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области за счет средств казны неосновательного обогащения в сумме 7 417 422,56 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2020 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация, ответчик) за счет средств казны Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области в доход бюджете Волгоградской области (администратор поступления в бюджет - Комитет строительства Волгоградской области) неосновательное обогащение в сумме 2 952 399,53 руб.
В удовлетворении требований Облстроя в остальной части отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
19.06.2020 судом первой инстанции выдан исполнительный лист.
Администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда первой инстанции до 31.01.2021.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 29 января 2020 года заявление ответчика удовлетворено. Суд предоставил администрации отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 21 января 2020 года по делу N А12-26709/2019 до 31.01.2021.
Облстрой не согласился с принятым судебным актом и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения судебного акта.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта администрация указала, что в бюджете на 2020 год денежные средства для исполнения решения суда не предусмотрены, исполнить решение суда первой инстанции будет возможно после формирования и утверждения бюджета Калачевского городского поселения на 2021 год, то есть после 01.01.2021.
Суд первой инстанции пришел к выводу о представлении ответчиком достаточных доказательств в обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, в связи с чем удовлетворил заявление администрации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.12.2003 N 467-О указал, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - затруднительность исполнения судебного акта. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом, предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Общим в основаниях предоставления отсрочки и рассрочки является доказанная невозможность осуществления предусмотренного судебным актом действия, в том числе совершения платежа. При этом рассрочка исполнения судебного акта заключается в предоставлении арбитражным судом должнику права производить исполнение частями в сроки, установленные арбитражным судом. Кроме того, при рассрочке доказывается невозможность осуществления исполнения сразу, а только в течение определенного периода.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что по смыслу положений статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
При оценке уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда, суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя.
Судом первой инстанции установлено, что в бюджете Калачевского городского поселения на 2020 год, утвержденном решением Калачевской городской Думы от 12.12.2019 N 24 "О бюджете Калачевского городского поселения на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годы", денежные средства на оплату неосновательного обогащения в размере 2 952 399,53 руб. не предусмотрены.
Общая сумма утвержденных прогнозных поступлений в бюджет Калачевского городского поселения в 2020 году составляет 127 909,3 тыс. руб., что подтверждается выпиской из бюджета Калачевского городского поселения (прогноз поступлений).
При этом на расходы, связанные с выплатой заработной платы, уплату налогов, коммунальных платежей, с содержанием муниципальных учреждений, в бюджете предусмотрены денежные средства в сумме 101 881,2 тыс. руб.
Целевые денежные средства без права расходования на иные цели составляют 22 158,1 тыс. руб. (субвенция - 69,5 тыс. руб., дорожные фонды - 5 044,2 тыс. руб., реализация программы формирования современной городской среды - 8 562,2 тыс. руб., поддержка муниципальных театров - 529,6 тыс. руб., содержание уличного освещения вдоль дорог - 7 952,6 тыс. руб.).
Остаток запланированных на 2020 год средств на реализацию всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляет 3 870 тыс. руб. на год, при выполнении прогноза поступления денежных средств, при дефиците бюджета на 2020 год - 3 522,6 тыс. руб.
Согласно выписке из баланса по поступлениям и выбытиям бюджетных средств на 16.07.2020 остаток собственных денежных средств на счете администрации Калачевского городского поселения составляет 3 137,54 руб.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что должником и взыскателем являются бюджетные структуры, при дефиците бюджета Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области исполнение судебного акта приведет к неисполнению ответчиком ранее принятых обязательств.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда первой инстанции до 31.01.2021.
Апелляционная коллегия считает необходимым отметить, что отсрочка исполнения судебного акта по настоящему делу не освобождает ответчика от уплаты денежных средств комитету, а лишь позволяет администрации предпринять необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта с учетом необходимости обеспечения баланса интересов сторон.
Основания полагать, что у администрации имеются намерения уклониться от исполнения судебного акта, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Оснований для отмены определения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 17 августа 2020 года по делу N А12-26709/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший определение, в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-26709/2019
Истец: КОМИТЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛАЧЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАЛАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА