г.Москва |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А40-313224/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Веклича Б.С.,
судей: Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Росспиртпром"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.06.2020 по делу N А40-313224/19
по иску АО "Росспиртпром"
к Росалкогольрегулированию,
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Болдов И.О. по доверенности от 18.10.2019 N 174, Ларионов Д.С. по доверенности от 17.01.2020 N 2;
от ответчика: Антоненко А.В. по доверенности от 25.12.2019 N 118,
УСТАНОВИЛ:
АО "Росспиртпром" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Росалкогольрегулированию о взыскании долга в размере 437 479 781,24 руб.
Решением суда от 19.06.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между АО "Росспиртпром" (исполнитель) и Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (заказчик) заключен государственный контракт N 0173100005119000001 от 06.02.2019 на осуществление услуг по вывозу, хранению уничтожению и утилизации изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов, основного технологического оборудования, а также услуг по вывозу и хранению изъятого из незаконного оборота автомобильного транспорта.
Как указывает истец, после достижения предельной цены контракта в размере 888 587 636,40 руб., АО "Росспиртпром" по заявкам заказчика продолжало оказывать услуги по вывозу, хранению вне мест изъятия, а также уничтожению по решению суда изъятой из незаконного оборота продукции, основного технологического оборудования и транспортных средств.
Сумма оказанных услуг сверх цены, предусмотренной контрактом, за период с 01.09.2019 по 31.12.2019 составила 437 479 781, 24 руб.
По мнению истца, все заявки, направленные заказчиком, исполнены исполнителем, никаких претензий относительно их исполнения у заказчика не возникло, однако сумма оказанных сверх лимита контракта услуг в размере 437 479 781, 24 руб. не была оплачена заказчиком.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлены заявки ответчика, свидетельствующие о необходимости выполнения работ сверх лимита оплаты, установленного контрактом, гарантийные письма, свидетельствующие об оплате любой суммы оказанных услуг, иные документы, свидетельствующие об объеме, цене и стоимости необходимых ответчику как заказчику услуг, истцом доказательства оказания услуг в материалы дела не представлены, акты выполненных работ, доказательства направления актов выполненных работ в адрес ответчика.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, истцом не доказаны факт сдачи им и принятия ответчиком услуг на указанную сумму, факт заказа ответчиком таких услуг.
В силу ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований.
Денежные средства, доведенные до Росалкогольрегулирования на исполнение Постановления N 1027 и предусмотренные контрактом, израсходованы в полном объеме.
Исполнение бюджетных обязательств по контракту составило 888 587 636,28 руб. и достигло максимальной возможной суммы, предусмотренной контрактом.
При этом Росалкогольрегулирование не имело права ни прекратить направление заявок на оказание услуг, ни заключить новый государственный контракт в виду следующего.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 19.05.2016 N Пр-959 (ДСП) (Росалкогольрегулирование обязано на постоянной основе организовывать вывоз, хранение и уничтожение (утилизацию) изъятых из незаконного оборота или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, основного технологического оборудования, а также вывоза и хранения изъятого из незаконного оборота автомобильного транспорта в соответствии со ст.25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Статьей 25 Федерального закона N 171-ФЗ прямо даны указания на необходимость вывоза для хранения и уничтожения имущества, изъятого из незаконного оборота на алкогольном рынке, в порядке, установленном Постановлением N 1027.
Пресечение нелегального производства и оборота алкогольной продукции является одной из приоритетных задач Росалкогольрегулирования и в случае приостановки исполнения указанных норм увеличивается вероятность возвращения в оборот нелегальной продукции и оборудования, что является недопустимым.
Услуги по демонтажу, вывозу, хранению и уничтожению (утилизации) в период с 2016 года по текущий период осуществляет организация АО "Росспиртпром" на основании государственных контрактов, заключенных по итогам проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Реализация полномочий, предусмотренных Постановлением N 1027, осуществляется Росалкогольрегулированием за счет средств федерального бюджета.
Вместе с этим, Росалкогольрегулированием ежегодно производится годовой расчет потребности средств исходя из анализа фактического исполнения Постановления N 1027 за предыдущий период: на основании представленных исполнителем в отчетном и предыдущих годах актов выполненных работ (оказанных услуг), вступивших в законную силу решений суда по взысканию в пользу исполнителя средств федерального бюджета сверх лимита, выделенного на исполнение Постановления N 1027, а также основываясь на фактических расценках предыдущих годов и анализа уже находящихся на хранении объемов изъятого имущества.
Однако ежегодное заключение государственных контрактов (в том числе на 2019 год) осуществляется Росалкогольрегулированием исключительно в пределах, доведенных на установленные цели лимитов средств федерального бюджета на финансовый год.
Росалкогольрегулированию неизвестно количество имущества, подлежащего изъятию, так как согласно Постановлению N 1027 уполномоченные органы или должностные лица, по решению которых произведено изъятие имущества, направляют в территориальный орган Росалкогольрегулирования уведомление о готовности передать изъятое имущество на хранение либо для уничтожения (утилизации).
Спрогнозировать и запланировать точный объем передаваемых для вывоза, уничтожения или утилизации имущества в рамках государственных контрактов не представляется возможным, поскольку этот объем напрямую зависит от результатов контрольных мероприятий, проводимых уполномоченными органами.
При этом планирование объемов при формировании начальной максимальной цены контракта на 2019 год производилось Росалкогольрегулированием на основании фактических данных за предыдущие годы, а также строго в рамках доведенных лимитов на реализацию Постановления N 1027 на финансовый год с учетом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Меры по заключению нового государственного контракта могли быть предприняты службой исключительно в пределах средств доведенных лимитов федерального бюджета (в данном случае новый государственный контракт действует с 01.01.2020).
Заключение нового государственного контракта в 2019 году в отсутствие предусмотренных бюджетных ассигнований являлось бы грубым нарушением бюджетного законодательства.
По положениям Постановления N 1027 Росалкогольрегулирование обязано исполнять полученные от уполномоченных органов уведомления о готовности к передаче изъятого имущества на хранение (уничтожение) путем направления соответствующих заявок исполнителю государственного контракта вне зависимости от наличия или отсутствия средств федерального бюджета на осуществление таких полномочий, а исполнитель обязан исполнять полученные заявки, в то время как приостановка направления заявок (то есть неисполнение уведомлений уполномоченных органов на всей территории Российской Федерации) Постановлением N 1027 не предусмотрена.
Сторонами дополнительное соглашение к государственному контракту, которым бы была увеличена его цена, не заключалась.
Между тем согласно п.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" цена государственного контракта является твердой и определяется на весь период его действия.
Истцу не могло не быть известно, что установленная государственным контрактом цена является предельной.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что услуги, оплаты которых требует истец, соответствовали условиям контракта и приняты ответчиком.
В соответствии с п.1 ст.779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статьей 781 Гражданского кодекса РФ установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно ст.783 Гражданского кодекса РФ общие положения о подряде (ст.ст.702 - 729 Гражданского кодекса РФ) и положения о бытовом подряде (ст.ст.730 - 739 Гражданского кодекса РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст.ст.779 - 782 Гражданского кодекса РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с п.п.1, 2 ст.720 Гражданского кодекса РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.
В соответствии с п.4 ст.753 Гражданского кодекса РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Соответствующие акты и доказательства их передачи ответчику в материалы дела не представлены.
Между тем согласно ст.68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представленные в дело реестры передачи заявок на оказание услуг сами по себе не подтверждают факт их оказания.
Также суд учитывает тот факт, что из данных реестров не усматривается ни объем, ни стоимость услуг, которые ответчик заказывал у истца.
Таким образом, совокупность вышеизложенных обстоятельства исключает возможность оплаты истцу услуг, факт оказания которых надлежащим образом не доказан, а также стоимость которых не входит в заранее установленную цену государственного контракта.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.06.2020 по делу N А40-313224/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-313224/2019
Истец: АО "РОССПИРТПРОМ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА