19 октября 2020 г. |
А79-9108/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (429220, Чувашская Республика, пгт. Вурнары, ул. Комсомольская, д. 54; ОГРН 1102133000133, ИНН 2104007886) Стексова Алексея Васильевича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020
по делу N А79-9108/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании незаконным решения администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики от 03.07.2019 N 980,
без участия лиц,
и установил:
конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал", Общество, Конкурсный управляющий) Стексов Алексей Васильевич обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики (далее -Администрация) от 03.07.2019 N 980 об отказе в предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 21:09:000000:2566 для размещения линейного объекта - теплотрассы протяженностью 1139 м, расположенной от котельной N 3 ЦРБ по ул. Ж.Илюкина, д.29 до ЦТП N2 по ул. Ленина, д.42б поселка Вурнары Чувашской Республики.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Теплокомфорт" (далее - ООО "Теплокомфорт").
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Водоканал" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что заявление Общества соответствовало всем требованиям действующего законодательства. У уполномоченного органа отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 39.6, 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность оспариваемого решения.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настящей статьи.
Согласно части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
Из указанных положений следует, что правом на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов обладают юридические лица, являющиеся правообладателями объектов, в целях использования которых необходим испрашиваемый земельный участок.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Установлено по делу, что муниципальное образование Вурнарское городское поселение Вурнарского района Чувашской Республики является собственником земельного участка площадью 201 кв.м, кадастровый номер 21:09:000000:2566, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для содержания теплотрассы от котельной ЦРБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.11.2014 N 21АБ 183587 и выпиской из ЕГРН от 28.01.2019 (том 1 л.д.55-66).
Также муниципальное образование Вурнарское городское поселение Вурнарского района Чувашской Республики является собственником теплотрассы протяженностью 1074 м, кадастровый номер 21:09:000000:2606, расположенной по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, пгт. Вурнары, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 24.10.2019 (том 1 л.д.67-68).
05.05.2012 Администрация выдала Обществу разрешение N RU 21504101-20/1 на строительство/реконструкцию объекта капитального строительства - теплотрассы от котельной N 3 до ЦТП N 2 протяженностью 1139 метров.
25.03.2013 Приволжское управление Ростехнадзора выдало Обществу разрешение N 014/022-т, которым установлено, что магистральные тепловые сети в двухтрубном исчислении протяженностью 1120 м диаметром 273 мм, поселок Вурнары Чувашской Республики, от котельной N 3 ЦРБ по ул.Ж.Илюкина д.29 до ЦТП N 2 по ул.Ленина, 42б соответствуют техническим условиям, требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам, и допускаются в эксплуатацию.
В соответствии с заключением комиссии (составлено в сентябре 2014 года) реконструированная тепловая сеть от котельной N 3 ЦРБ по ул.Ж.Илюкина д.29 до ЦТП N 2 по ул.Ленина, 42б поселка Вурнары, возведенная в оговоренный срок в 2012 году по поручению администрации Вурнарского городского поселения с согласия администрации Вурнарского района Чувашской Республики, используемая для обеспечения теплом 14 многоквартирных жилых дома (630 квартир с числом жителей 1322 человека) поселка Вурнары, выполнена согласно проектно-сметной документации, силами и средствами ООО "Водоканал" в двухтрубном исполнении протяженностью 1120 метров диаметром 273 мм.
Согласно решению комиссии реконструированная тепловая сеть от котельной N 3 ЦРБ по ул.Ж.Илюкина д.29 до ЦТП N 2 по ул.Ленина, 42б поселка Вурнары со дня ее возведения является составной частью общих тепловых сетей, используемых для обеспечения тепла в многоквартирные дома поселка Вурнары.
Реконструированная тепловая сеть необходима ООО "Теплокомфорт" для осуществления деятельности по обеспечению качественной тепловой энергией жителей поселка Вурнары.
30.12.2016 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике сообщением N 21/009/001/2016-4571 отказало ООО "Водоканал" в государственной регистрации права собственности на теплотрассу от котельной N 3 до ЦТП N 2 протяженностью 1139 м с кадастровым номером 21:09:000000:2606, расположенную по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Вурнарский район, п.г.т. Вурнары в связи с непредставлением правоустанавливающих документов на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.01.2019 по делу N А79-7246/2016 ООО "Водоканал" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим юридического лица назначен Стексов Алексей Васильевич.
20.06.2019 Конкурсный управляющий обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:09:000000:2566 в аренду на срок 49 лет для размещения линейного объекта - теплотрассы протяженностью 1139 м от котельной N 3 по ул.Ж.Илюкина д.29 до ЦТП N 2 по ул.Ленина, 42б поселка Вурнары (т.1 л.д.13).
03.07.2019 письмом N 980 Администрация сообщила Обществу об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:09:000000:2566, указав, что на нем размещена тепловая сеть, принадлежащая администрации Вурнарского городского поселения (том 1 л.д.15).
В соответствии с пунктом 14.1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В рассматриваемой ситуации ООО "Водоканал" выполнило работы по реконструкции существующей теплотрассы, а не по созданию нового объекта теплоснабжения.
Представленные в материалы дела документы о выполнении Обществом работ по реконструкции тепловых сетей от котельной N 3 до ЦТП N 2 поселка Вурнары не свидетельствуют о возникновении у ООО "Водоканал" прав на реконструированный объект.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующее.
С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 28.1 Федерального закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Пунктом 1 статьи 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) предусмотрено, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
По смыслу пунктов 3 и 6 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ целью обременения имущества эксплуатационным обязательством является также защита потребителей энергии.
Таким обременением устанавливается обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3); а также указывается максимальный период прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества (пункт 6).
В силу пункта 13 статьи 30.1 Федерального закона N 178-ФЗ инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 той же статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.
Данные ограничения обусловлены спецификой отчуждаемого имущества и необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц - потребителей (особой значимостью обеспечения их тепловой энергией), а не защитой имущественных интересов публично-правового собственника приватизируемого имущества.
В данном случае вопреки требованиям статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Водоканал" не представило доказательства, подтверждающие какие-либо права на теплотрассу протяженностью 1139 м от котельной N 3 по ул.Ж.Илюкина д.29 до ЦТП N 2 по ул.Ленина, 42б поселка Вурнары.
Кроме того, суд отмечает, что целью конкурсного производства в отношении хозяйствующего субъекта является формирование конкурсной массы должника, реализация имущества и окончание расчетов с кредиторами при наличии у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на проведение процедур банкротства, а не осуществление производственной деятельности.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному заключению о том, что у Администрации имелись правовые основания для принятия в соответствии со статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации решения об отказе Обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, поскольку оно не доказало, что в соответствии с земельным законодательством имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует земельному законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "Водоканал" в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Неверный вывод суда первой инстанции о несоответствии заявления Общества требованиям действующего законодательства не привел к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не является основанием к отмене решения суда.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО "Водоканал" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 по делу N А79-9108/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 11.08.2020 по делу N А79-9108/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" Стексова Алексея Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-9108/2019
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Администрация Вурнарского городского поселения Вурнарского района Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "Теплокомфорт", Вурнарский районный суд Чувашской Республики, ООО "Управляющая компания", ООО Конкурсный управляющий "Водоканал" Стексов Алексей Васильевич, Первый арбитражный апелляционный суд