г. Ессентуки |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А20-1406/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Бейтуганова З.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апостоловой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Мухина Александра Александровича на определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2020 по делу N А20-1406/2015 по ходатайству собрания кредиторов открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго", утверждении конкурсным управляющим Меликсетову Ф.М. с участием в деле общества с ограниченной ответственностью "Страховое общество "Помощь" (191124 г. Санкт-Петербург, Синопская наб., д.50а, лит.А) в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" Черекского района Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1030700450417, ИНН 0706003388), при участии в судебном заседании арбитражного управляющего Мухина А.А. (лично), представителя ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" - Тербулатова О.Т. (доверенность от 23.12.2019); в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 09.06.2016 открытое акционерное общество "Черектеплоэнерго" (далее - общество "Черектеплоэнерго", должник) признано несостоятельным (банкротом); открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Котов Никита Андреевич.
Определением арбитражного суда от 28.02.2018 Котов Никита Андреевич освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника.
Определением суда от 27.03.2018 конкурсным управляющим утвержден Мухин Александр Александрович.
Определением суда от 27.07.2018 произведена замена кредитора и заявителя по делу общества с ограниченной ответственностью "Газпром Пятигорск" на его правопреемника общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик".
28.01.2020 от ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" поступила жалоба на действия (бездействие) конкурсного управляющего в которой кредитор просил:
признать ненадлежащим исполнение конкурсным управляющим ОАО "Черектеплоэнерго" Мухиным Александром Александровичем обязанностей конкурсного управляющего и неправомерными действия конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнего" Мухина А.А., выразившиеся:
- не проведении инвентаризации имущества должника в течение трех месяцев с момента назначения его конкурсным управляющим (п.2 ст. 129 'Закона о банкротстве);
- не опубликовании сведении о результатах инвентаризации имущества должника в ЕФРСБ в течение трех рабочих дней с даты ее окончания (п.2 ст. 129 Закона о банкротстве)
- не проведении оценки 13 сооружений, указанных в выписке из ЕГРН (ст. 130 Закона о банкротстве)
- не включение отчета об оценке имущества должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме (п.1 ст. 130 и п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве).
- непринятии действий по приведению оценки (состав, характеристики, идентифицирующие признаки объектов недвижимости) в надлежащий вид, опубликовании Отчета оценщика в ЕФРСБ с существенными нарушениями, ошибками;
- привлечении неспециализированной организации для организации и проведения торгов (п.8 ст. ПО Закона о банкротстве);
- не включении в сообщение о торгах о продаже права долгосрочной аренды 13 земельных участков рыночной стоимостью 14 415 779 рублей, о продаже двух зданий, расположенных в КБР, Черекский район, пгт. Кашхатау, ул. Мечиева д.ПОА: зданиясклада литер А1 площадью 36,0 кв.м. рыночной стоимостью 127 336 рублей и здания сарая литер Г площадью 28,8 кв.м. рыночной стоимостью 124019 рублей (п.10 ст. 110 Закона о банкротстве);
- нарушении периодичности представления собранию кредиторов отчета о своей деятельности (ст. 143 Закона о банкротстве).
- нарушении срока ознакомления кредиторов с материалами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов 14.01.2020 г.( п.3 ст. 13 Закона о банкротстве);
- нарушении срока предоставления собранию кредиторов для утверждения предложения о порядке продажи имущества должника (п.1.1 ст. 139 Закона о банкротстве).
2. Отстранить Мухина А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго".
3. Утвердить конкурсным управляющим ОАО "Черектеплоэнерго" Меликсетову Фатиму Мухамедовну, состоящую в Ассоциации "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Единство".
20.03.2020 через канцелярию арбитражного суда от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" поступило ходатайство собрания кредиторов открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" и об утверждении конкурсным управляющим ОАО "Черектеплоэнерго" Меликсетову Фатиму Мухамедовну.
Ходатайство мотивировано тем, что 18.03.2020 собранием кредиторов приняты следующие решения:
1. Обратиться в Арбитражный суд КБР с ходатайством об отстранении Мухина А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" в связи с ненадлежащим исполнением им обязанностей конкурсного управляющего.
2. Выбрать Меликсетову Фатиму Мухамедовну, члена Ассоциации "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Единство", для утверждения Арбитражным судом КБР конкурсным управляющим ОАО "Черектеплоэнерго".
Определением суда от 24.03.2020 указанное ходатайство собрания кредиторов об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" и утверждении конкурсным управляющим должника Меликсетовой Фатимы Мухамедовны принято к производству с указанием о рассмотрении его совместно с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" на действия (бездействие) конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Мухина Александра Александровича, отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника и утверждении конкурсным управляющим Меликсетовой Ф.М.
Определением арбитражного суда от 29.06.2020 ходатайство собрания кредиторов об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" и об утверждении конкурсным управляющим ОАО "Черектеплоэнерго" Меликсетовой Фатимы Мухамедовны выделено в отдельное производство.
Определением суда от 10.08.2020 ходатайство собрания кредиторов должника, оформленноепротоколом от 18.03.2020, удовлетворено частично. Суд отстранил конкурсного управляющего Мухина Александра Александровича от исполнения своих обязанностей. В остальной части в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" от 18.03.2020 отказано.
Не согласившись с принятым определением, арбитражный управляющий Мухин А.А. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт отказав в удовлетворении ходатайства собрания кредиторов открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго", оформленного протоколом от 18.03.2020 в полном объеме.
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", САУ "СРО "Дело" направили отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Мухин А.А. просил определение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, дополнения к жалобе, отзывов на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, должен действовать добросовестно и разумно, в интересах должника и кредиторов.
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов конкурсных кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего.
Основной круг обязанностей конкурсного (временного) управляющего определен в статьях 20.3, 129 Закона о банкротстве, неисполнение которых является основанием для признания действий и бездействия арбитражного управляющего незаконными и отстранения его от возложенных на него обязанностей. При этом предусмотренный в указанных нормах перечень не является исчерпывающим.
В соответствии со статьей 20.3 (пункт 4) Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов должника и должника. По смыслу указанной нормы права конкурсными кредиторами могут быть обжалованы лишь те действия (бездействие) арбитражного управляющего по неисполнению или ненадлежащему исполнению возложенных на него обязанностей, которые предусмотрены Законом о банкротстве.
Исходя из положений пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, конкурсным управляющим должны приниматься эффективные меры по защите конкурсной массы и прав кредиторов в целях достижения главной цели конкурсного производства - соразмерного удовлетворения требований кредиторов (статья 2 Закона о банкротстве). Права и обязанности конкурсного управляющего обусловлены целями конкурсного производства, которое применяется к должнику с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Закона о банкротстве конкурсный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей конкурсного управляющего в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов.
Как следует из протокола собрания кредиторов должника от 18.03.2020 основаниями для принятия решения об отстранении конкурсного управляющего должника Мухина А.А. от исполнения своих обязанностей и утверждении конкурсным управляющим Меликсетовой Ф.М. указаны нарушения, допущенные при составлении отчета о своей деятельности, а также нарушение очередности погашения требований кредиторов.
Общий размер требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов общества "Черектеплоэнерго" составляет 42 479 972 руб. 75 коп., в том числе основная задолженность общества "Черектеплоэнерго" перед ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", включенная в реестр, составляет 35 328 340,20 рублей или 95,1 % от всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Как следует из материалов дела, 18.03.2020 по инициативе конкурсного кредитора должника - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" проведено собрание кредиторов общества "Черектеплоэнерго" со следующей повесткой дня:
1. Об обращении в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с ходатайством об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества "Черектеплоэнерго".
2. О выборе конкурсного управляющего общества "Черектеплоэнерго" или саморегулируемой организации, из числе членов которой арбитражным судом будет утверждаться конкурсный управляющий общества "Черектеплоэнерго".
На собрании кредиторов принимали участие представители: ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" с суммой основного долга 35 328 340,20 руб. (95,1% голосов) и УФНС по КБР с суммой основного долга 1 854 074,45 руб. (4,9% голосов).
На указанном собрании приняты следующие решения:
1. Обратиться в Арбитражный суд КБР с ходатайством об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества "Черектеплоэнерго".
2. Выбрать Меликсетову Фатиму Мухамедовну, состоящую в Ассоциации "Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих" для утверждения конкурсным управляющим общества "Черектеплоэнерго".
За принятие указанных решений проголосовал представитель ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", которому принадлежат 95,1% голосов от числа голосов, включенных в реестр требований кредиторов, а также принимавших участие на собрании кредиторов.
Как следует из протокола собрания кредиторов от 18.03.2020, принятию таких решений послужили следующие обстоятельства:
- Отчеты конкурсного управляющего общества "Черектеплоэнерго" Мухина А.А. о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства" не соответствуют Типовой форме, утвержденной Минюстом РФ (приложение 4 к Приказу Минюста РФ от 14.08.2003 М 195). Отсутствие сведений в специальных разделах отчета конкурсного управляющего влечет нарушение прав кредиторов на получение информации о ходе конкурсного производства, свидетельствует о пренебрежительном отношении конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" Мухина А.А. к своим обязанностям при составлении отчета и игнорировании нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации, определяющих общие требования к составлению конкурсным управляющим отчетов (заключений), представляемых арбитражному суду и собранию (комитету) кредиторов;
- нарушение конкурсным управляющим общества "Черектеплоэнерго" Мухиным А.А. очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренную статьей 134 Закона банкротстве).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего" утверждены Общие правила подготовки отчетов.
В силу пункта 3 Общих правил подготовки отчетов, в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные данными Правилами, сведения, предусмотренные Законом о банкротстве, и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
Отчет (заключение) арбитражного управляющего составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции Российской Федерации, подписывается арбитражным управляющим и представляется вместе с прилагаемыми документами в сброшюрованном виде (пункт 4 Общих правил подготовки отчетов).
Типовая форма отчета (заключения) арбитражного управляющего утверждена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего" и предусматривает минимальный перечень сведений, подлежащих отражению арбитражным управляющим.
Согласно пункту 10 Общих правил подготовки отчетов, отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве, в частности, сведения о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества; о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам; о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц; о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника; о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства; о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах; о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства; иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда. Данный перечень не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 11 Общих правил подготовки отчетов, к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Пункт 12 Общих правил подготовки отчетов предусматривает, что отчет конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника должен содержать: реквизиты основного счета должника; сведения о размере средств, поступивших на основной счет должника; сведения о каждом платеже (с обоснованием платежа) и об общем размере использованных денежных средств должника.
Согласно пункту 13 названных правил, к отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в отчете сведения.
К отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
Типовые формы отчетов конкурсного управляющего о своей деятельности и об использовании денежных средств должника должны содержать исчерпывающий перечень информации, подлежащей отражению в отчетах конкурсного управляющего. Также типовыми формами определен строгий порядок изложения данной информации. Действующее законодательство не предусматривает самостоятельного изменения арбитражными управляющими типовых форм в части объема и порядка отражения в них информации.
Отчет конкурсного управляющего должен быть составлен по данной типовой форме, утвержденной Минюстом РФ (приложение 4 к Приказу Минюста РФ от 14.08.2003 N 195).
В соответствии с пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве в отчете конкурсного управляющего должны содержаться сведения:
о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника в случае привлечения оценщика для оценки такого имущества;
о размере денежных средств, поступивших на основной счет должника, об источниках данных поступлений;
о ходе реализации имущества должника с указанием сумм, поступивших от реализации имущества;
о количестве и об общем размере требований о взыскании задолженности, предъявленных конкурсным управляющим к третьим лицам;
о предпринятых мерах по обеспечению сохранности имущества должника, а также по выявлению и истребованию имущества должника, находящегося во владении у третьих лиц;
о предпринятых мерах по признанию недействительными сделок должника, а также по заявлению отказа от исполнения договоров должника;
о ведении реестра требований кредиторов с указанием общего размера требований кредиторов, включенных в реестр, и отдельно - относительно каждой очереди;
о количестве работников должника, продолжающих свою деятельность в ходе конкурсного производства, а также о количестве уволенных (сокращенных) работников должника в ходе конкурсного производства;
о проведенной конкурсным управляющим работе по закрытию счетов должника и ее результатах;
о сумме текущих обязательств должника с указанием процедуры, применяемой в деле о банкротстве должника, в ходе которой они возникли, их назначения, основания их возникновения, размера обязательства и непогашенного остатка;
о привлечении к субсидиарной ответственности третьих лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства;
иные сведения о ходе конкурсного производства, состав которых определяется конкурсным управляющим, а также требованиями собрания кредиторов (комитета кредиторов) или арбитражного суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, таким образом, лица, участвующие в деле, должны обосновать свою позицию в суде, предоставить доказательства в пользу правильности своей позиции.
Согласно ч. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном АПК РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Обязанность доказывания согласно ч.1 ст.65 АПК РФ возлагается на лиц, участвующих в деле, которые должны доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений (если иное не установлено законом).
Из материалов дела следует, что Отчет конкурсного управляющего о своей деятельности от 26.02.2019 в порядке ст. 41 АПК РФ и в нарушение ст. 9, 64, 65 АПК РФ заявителем жалобы не представлялся.
Как следует из материалов дела, сведений, размещенных в картотеке арбитражных дел, и не оспаривается сторонами, конкурсный управляющий в установленный пунктом 1 статьи 143 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" срок представлял собранию кредиторов и арбитражный суд отчеты о своей деятельности.
Кроме того, определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2020 по делу N А20-1406/2015, оставленным без изменения Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по настоящему делу по жалобе ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" на действия (бездействие) конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" Мухина Александра Александровича, отстранении его от исполнения своих обязанностей и утверждении конкурсным управляющим открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" Мелиексетовой Ф.М. установлены имеющие значение для дела обстоятельства.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судом дана оценка представленным в материалы дела доказательствам и установлены обстоятельства о не проведении собрания кредиторов по причине болезни, подтвержденной соответствующими документами, о чем конкурсный управляющий сообщал на сайте ЕФРСБ в сообщениях. В обоснование конкурсный управляющий представлял в материалы дела больничные листы и отчеты о своей деятельности, отчеты о движении денежных средств и реестры требований кредиторов, что исключает тот факт, что конкурсный управляющий нарушает статью 143 Закона о банкротстве. Кроме того, нельзя признать виновным поведением состояние болезни.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о банкротстве лицо, которое проводит собрание кредиторов, обязано обеспечить возможность ознакомления с материалами, представленными участникам собрания кредиторов для ознакомления и (или) утверждения, не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов, если иной срок не установлен настоящим Федеральным законом. Во всех публикациях на сайте ЕФРСБ о проведении собраний кредиторов конкурсный управляющий размещал информацию о возможности и порядке ознакомления с материалами дела. Также, определением Арбитражного суда КБР от 03.09.2019 по делу N А20-1406/2015 судебное заседание по рассмотрению отчета назначено на 14.10.2019, определением Арбитражного суда КБР от 14.10.2019 по делу N А20-1406/2015 судебное заседание по рассмотрению отчета назначено на 14.01.2020. Участвующие в деле лица вправе были ознакомиться с отчетом конкурсного управляющего о его деятельности и представленными документами. Таким образом, заявителем не доказаны ни факт совершения арбитражным управляющим действий (бездействия) противоречащих законодательству о банкротстве, ни факт нарушения прав и законных интересов заявителя и иных кредиторов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное. В данном случае собранием кредиторов иной срок представления отчета о деятельности конкурсного управляющего не установлено. Следовательно, отчет конкурсный управляющий должен был представлять собранию кредиторов не реже одного раза в три месяца. Нарушение конкурсным управляющим периодичности представления собранию кредиторов отчета о своей деятельности и нарушение срока ознакомления кредиторов с материалами, подлежащими рассмотрению на собрании кредиторов 14.01.2020, подлежит отклонению, поскольку из материалов дела следует, что он созывал собрание кредиторов в установленный Законом срок (Публикации на сайте ЕФРСБ).
Согласно пункту 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное. Таким образом, конкурсным управляющим соблюдены требования статьи 143 Закона о банкротстве
Вступившими в законную силу судебными актами установлено соответствие отчетов конкурсного управляющего всем предъявляемым законом требованиям. Оснований для переоценки верно установленных обстоятельств у апелляционной коллегии не имеется.
Согласно п. 2, 3 ст. 8 АПК РФ стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление арбитражному суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что в Отчете конкурсного управляющего о своей деятельности от 26.02.2019 имеются какие-либо нарушения, суд апелляционной инстанции считает не соответствующими материалам дела, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
При рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражного управляющего бремя доказывания должно распределяться следующим образом: лицо, обратившееся с жалобой, обязано доказать наличие незаконного, недобросовестного или неразумного поведения арбитражного управляющего и то, что такое поведение нарушает права и законные интересы этого лица, а арбитражный управляющий обязан представить доказательства отсутствия его вины в этом поведении или обосновать соответствие его действий требованиям добросовестности и разумности.
При проведении процедуры конкурсного производства, конкурсный управляющий допускал нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренную статьей 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Согласно пункту 4 статьи 134 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов (включенные в реестр) удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, реализация имущества должника до настоящего времени не завершена, денежные средства на удовлетворение требований кредиторов не направлялись.
В силу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве пени и штрафы (исполнительский сбор) оплачиваются после погашения основного долга перед кредиторами.
Согласно пункту 2 статьи 134 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;
в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);
в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Согласно пункту 2 статьи 142 Закона о банкротстве требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом для удовлетворения обеспеченных залогом имущества должника требований кредиторов.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" судам необходимо учитывать, что исходя из определения понятия обязательного платежа, содержащегося в статье 2 Закона о банкротстве, исполнительский сбор относится к обязательным платежам. Требования по уплате оставшейся не удержанной из выручки от продажи имущества должника суммы исполнительского сбора представляет в деле о банкротстве уполномоченный орган, которым является Федеральная налоговая служба. В силу того, что исполнительский сбор по своей природе носит характер штрафной санкции, такие требования удовлетворяются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Согласно пункту 3 статьи 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Согласно материалам дела конкурсным управляющим совершены мероприятия по анализу совершенных списаний со счета должника в безакцептном порядке.
28.12.2018 конкурсным управляющим направлен запрос-требование в Межрайонный отдел по ИОИП УФССП России по КБР, в котором просит предоставить:
- Сведения об исполнительном производстве, возбужденном в отношении ОАО "Черектеплоэнерго" 24.12.2018 с приложением соответствующих документов;
- Сведения о правомерности списания денежных средств в размере 1 062 035,25 руб. платежным поручением N 627128 от 26.12.2018 в пользу Межрайонного отдела по ИОИП УФССП России по КБР (с приложением соответствующих документов);
- Сведения о причинах неуведомления конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" о возбуждении исполнительного производства в отношении Должника;
- возвратить денежные средства в размере 1 062 035,25 руб., списанные с расчетного счета ОАО "Черектеплоэнерго" со следующим назначением платежа: "ИД взыск д.с. в пользу по ПостОбВз N 27649460/0720 от 24.12.2018 выд. Межрайонный отдел по ИОИП УФССП России по КБР по и/п/делу 26708/18/07020-СД от 14.09.2018, исп.сб".
В ответ на запрос поступил ответ от 15.01.2019 N 07020/19/228, согласно которому возвратить взысканные с расчетного счета должника и перечисленные взыскателям в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве денежные средства не представляется возможным.
Подателем жалобы ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" не доказано, что списанные в ходе исполнительного производства денежные средства по текущим платежам нарушили порядок удовлетворения требований кредиторов, ввиду того, что взыскателем по исполнительному производству являлся ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик".
Исходя из изложенного, возбуждение по заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" исполнительных производств и списание в безакцептном порядке со счета должника денежных средств в качестве удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам, не может нарушать права ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" как конкурсного кредитора в деле о банкротстве на получение удовлетворения требований, так как в силу статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" удовлетворение требований конкурсных кредиторов производится после удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам.
Довод кредитора о нарушении очередности удовлетворения требований кредиторов (ст. 134 Закона о банкротстве) в форме оплаты штрафов и пеней по обязательным платежам документально не подтвержден.
В силу пункта 7.4 Положения Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" применение инкассовых поручений при расчетах по инкассо осуществляется при наличии у получателя средств права предъявлять распоряжение к банковскому счету плательщика, предусмотренного федеральным законом или договором между плательщиком и банком плательщика.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства" при рассмотрении споров о правомерности операций кредитных организаций по счетам лиц, находящихся в процедурах банкротства, судам следует учитывать, что в силу абзацев второго и четвертого пункта 1 и пункта 2 статьи 63, абзацев второго и пятого пункта 1 статьи 81, абзацев седьмого и восьмого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 95, абзацев пятого - седьмого и десятого пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) при поступлении в кредитную организацию любого распоряжения любого лица о переводе (перечислении) или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства (далее - должник) (за исключением распоряжений внешнего или конкурсного управляющего этого должника), кредитная организация вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при условии, что в этом распоряжении либо в документах, прилагаемых к нему, содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования получателя денежных средств к текущим платежам (статья 5 Закона) или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры (абзац четвертый пункта 1 статьи 63, абзац пятый пункта 1 статьи 81, абзац второй пункта 2 и пункт 5 статьи 95 Закона) (далее - разрешенные платежи). Такая проверка осуществляется, в частности, в отношении платежных поручений и чеков должника (в процедурах наблюдения или финансового оздоровления), инкассовых поручений (в том числе налоговых органов) и исполнительных документов (поступивших как от судебного пристава, так и от взыскателя в порядке статьи 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). Кредитная организация не рассматривает по существу возражения должника против бесспорного списания, в том числе основанные на доводах о неверном указании взыскателем суммы задолженности или момента ее возникновения.
Доказательств незаконности требования налогового органа либо незаконности действий кредитной организации в материалы дела не представлено.
Проведенная по заявлению конкурсного управляющего прокурорская проверка от (информация от 30.01.2019 N 7-121-2019) пришла к выводу об отсутствии нарушений законодательства и необходимости принятия мер прокурорского реагирования.
Апелляционная коллегия отклоняет довод подателя жалобы ввиду исполнения должником обязанностей по уплате обязательных платежей, являющихся текущими.
Определением суда от 24.03.2020 указанное ходатайство собрания кредиторов открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" и утверждении конкурсным управляющим должника Меликсетовой Фатимы Мухамедовны принято к производству с указанием о рассмотрении его совместно с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" на действия (бездействие) конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Мухина Александра Александровича, отстранении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника и утверждении конкурсным управляющим Меликсетовой Ф.М.
Определением арбитражного суда от 29.06.2020 ходатайство собрания кредиторов открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" и об утверждении конкурсным управляющим ОАО "Черектеплоэнерго" Меликсетовой Фатимы Мухамедовны выделено в отдельное производство.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что денежные средства списаны в рамках исполнительного производства.
В соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В нарушение указанного положения Федерального закона судебными приставами-исполнителями не направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, на основании которого списаны денежные средства.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10, 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих", при рассмотрении заявления об отстранении конкурсного управляющего арбитражный суд может отказать в удовлетворении такого требования, если допущенные нарушения не являются существенными. Отстранение конкурсного управляющего должно использоваться в той мере, в какой оно позволяет восстановить нарушенные права или устранить угрозу их нарушения.
При наличии оснований для отстранения конкурсного управляющего суд вправе отказать в отстранении, если конкурсное производство фактически завершено и конкурсным управляющим представлен суду отчет о результатах проведения конкурсного производства, оснований для отказа в утверждении которого не имеется, так как в таком случае отстранение не будет способствовать восстановлению нарушенных прав или законных интересов.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзаца 3 пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве доказыванию по делу подлежат неисполнение (ненадлежащее исполнение) конкурсным управляющим своих обязанностей, наличие убытков (реальная возможность несения убытков) должника или кредиторов вследствие таких действий, а также факт нарушения прав и интересов заявителя жалобы.
При этом, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлены доказательства, которые подтвердили бы факты нарушения прав и законных интересов кредиторов должника действием (бездействием) конкурсного управляющего, а также причинение или возможности причинения убытков должнику либо его кредиторам.
Для отстранения арбитражного управляющего необходимо предоставить доказательства допущения нарушений конкурсным управляющим, которые ставили бы под сомнение возможность осуществления им возложенных на него обязанностей.
Отстранение управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей должно применяться тогда, когда допущенные им нарушения законодательства порождают обоснованные сомнения в способности данного управляющего к надлежащему ведению процедур банкротства (абзац четвертый пункта 56 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
В силу указанных норм права арбитражный управляющий может быть отстранен от исполнения обязанностей по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве (кредитора, должника), при наличии одновременно нескольких условий: доказанности фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим своих обязанностей, нарушения прав и законных интересов заявителя, причинения или возможности причинения убытков должнику или кредиторам.
Таким образом, принимая решение об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей, суд должен установить, нарушены ли им нормы Закона о банкротстве, могут ли повлечь допущенные нарушения убытки должнику и кредиторам. Указанные обстоятельства должны быть доказаны лицом, обращающимся с заявлением об отстранении арбитражного управляющего от исполнения им обязанностей.
Отстранение конкурсного управляющего должно использоваться в той мере, в какой оно позволяет восстановить нарушенные права или устранить угрозу их нарушения (абзац третий пункта 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих"). Принимая во внимание исключительность такой меры как отстранение от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, судом учитывается, что основанием для отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, нарушения, которые были устранены арбитражным управляющим.
Таким образом, принимая решение об отстранении конкурсного управляющего от исполнения обязанностей, суд должен установить, нарушены ли им нормы Закона о банкротстве, могут ли повлечь допущенные нарушения убытки должнику и кредиторам. Указанные обстоятельства должны быть доказаны лицом, обращающимся с заявлением об отстранении арбитражного управляющего от исполнения им обязанностей.
Помимо того, из содержания статей 25 и 145 Закона о банкротстве следует, что отстранение конкурсного управляющего является мерой ответственности. Мера ответственности подлежит применению при установлении фактов виновности и получении объяснений лица, к которому данная мера применима. К неисполнению или ненадлежащему исполнению конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей, в частности, относится невыполнение функций, предусмотренных статьей 129 Закона о банкротстве.
Аналогичная позиция также отражена в Определении Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10244/2011 от 03.06.2013, Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 по делу N А20-1512/2010.
Суд апелляционной инстанции считает, что собранием кредиторов не представлены доказательства незаконности действий (бездействий) конкурсного управляющего общества Мухина А.А. или нанесения убытков кредиторам, в связи с чем вывод суда первой инстанции, что незаконными действиями (бездействием) конкурсного управляющего ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" и кредиторам общества причинены значительные убытки и затрагиваются права и законные интересы является ошибочным.
Кроме того, решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 04.09.2020 по делу N А20-2170/2020 отказано в привлечении Мухина А.А. к административной ответственности по итогам рассмотрения жалобы ООО "Газпром Межрегионгаз Нальчик" в орган по контролю.
С учетом изложенного судебный акт в части отстранения Мухина А.А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектелоэнерго" подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении ходатайства об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго".
Поскольку оснований для отстранения Мухина А.А. от исполнения обязанностей не имеется, судом первой инстанции новый конкурсный управляющий не назначен, то в силу статьи 145 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", являющейся специальной по отношению к статье 20.4 указанного Федерального закона, судебный акт в части отказа в утверждении нового конкурсного управляющего подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2020 по делу N А20-1406/2015 в части отстранения конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Черектеплоэнерго" Мухина Александра Александровича от исполнения своих обязанностей отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении ходатайства об отстранении Мухина Александра Александровича от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО "Черектеплоэнерго" - отказать.
В остальной части определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2020 по делу N А20-1406/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1406/2015
Должник: ОАО "Черектеплоэнерго", ОАО "Черектеплоэнерго" - представ работников
Кредитор: ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск"
Третье лицо: Администрация Черекского района КБР- учредитель, МР ИФНС N 5 по КБР, НП "СРО независимых арбитражных управляющих "Дело", Управление Росреестра КБР, УФНС России по КБР, Котов Н. А. - а/у, Котов Н. А. а/у, УФ ССП по КБР, УФАС по КБР, Черекский районный суд
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9145/20
21.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
14.10.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
12.08.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
18.12.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11626/19
18.10.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
03.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2642/19
04.02.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
02.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4774/18
17.04.2018 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
15.06.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1740/16
09.06.2016 Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1406/15
22.07.2015 Определение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики N А20-1406/15