г. Вологда |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А13-2860/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Люсковой Ю.А.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Комиссаровой А.В. по доверенности от 10.09.2020 N 59,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2020 года по делу N А13-2860/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (ОГРН 1027809237796, ИНН 7825706086; адрес: 191025, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 90/92; далее - общество, ООО "Агроторг") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; адрес: 1600001, Вологодская область, город Вологда, улица Челюскинцев, дом 3; далее - управление, Росреестр) о признании незаконным уведомления от 29.01.2020 N 35/000/777/2020-6488.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2020 года указанное уведомление признано не соответствующим положениям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). На управление возложена обязанность в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в установленном законом порядке. С управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает, что соглашение об изменении и дополнении к договору аренды является сделкой, изменяющей отношения сторон, возникшие на основании ранее заключенного договора аренды, в связи с этим в случае государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, который, в свою очередь, зарегистрирован в установленном порядке, подлежат применению положения подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действующего с 01.01.2020 в редакции Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ), предусматривающие уплату государственной пошлины в размере 22 000 руб. за государственную регистрацию любых сделок, подлежащих государственной регистрации.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
ООО "Агроторг" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направило, заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 15.09.2016 управлением осуществлена государственная регистрация ограничения в виде аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности ООО "Вена" на основании долгосрочного договора аренды нежилого помещения от 05.11.2015 N 4684 (арендатор - ООО "Агроторг").
Общество 22.01.2020 обратилась в управление с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.12.2019 N 5 к названному договору аренды, касающегося изменения порядка расчета между сторонами договора, в том числе размера арендной платы.
За государственную регистрацию указанных изменений, руководствуясь подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК, общество уплатило государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Управление уведомлением от 29.01.2020 N 35/000/777/2020-6488 не приняло к рассмотрению и возвратило представленные документы на основании пункта 3 статьи 25 Закона N 218-ФЗ в связи с отсутствием в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ - 22 000 рублей, и отсутствием документа об уплате государственной пошлины в указанном размере.
Не согласившись с таким уведомлением Росреестра, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие таких актов закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение ненормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН, реестр) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Согласно статье 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК РФ.
В пункте 1 статьи 333.16 НК РФ определено, что государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 названного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за совершение прочих юридически значимых действий установлены статьей 333.33 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
По мнению управления, при обращении 22.01.2020 с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 02.12.2019 N 5 к долгосрочному договору аренды нежилого помещения от 05.11.2015 N 4684 об изменении арендной платы общество обязано уплатить государственную пошлину по подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (действующему с 01.01.2020 в редакции Закона N 325-ФЗ) в размере 22 000 рублей.
Действительно, согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, действующему с 01.01.2020 в редакции Закона N 325-ФЗ, за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, организации уплачивают государственную пошлину в размере 22 000 рублей.
В свою очередь, подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в той же редакции) за внесение изменений в записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 28.1 настоящего пункта, размер государственной пошлины для организаций установлен в размере 1 000 рублей.
Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества определены статьей 51 Закона N 218-ФЗ, согласно части 1 которой государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Вопрос о необходимости государственной регистрации изменений и дополнений к подлежащим регистрации сделкам с недвижимостью в гражданском законодательстве не урегулирован.
Вместе с тем, обязательства сторон считаются измененными с момента заключения соглашения о внесении изменений в договор, который должен определяться по правилам, установленным для заключения самого договора.
Согласно пункту 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным и вступает в силу с момента регистрации (если иное не установлено законом).
Таким образом, и дополнительное соглашение о внесении изменений в договор считается вступившим в силу с момента государственной регистрации его как сделки.
Согласно пункту 95 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 (далее - Приказ N 943), сведения о размере арендной платы (цене сделки) вносятся в запись о сделке - государственной регистрации договора аренды.
Согласно пункту 97 Приказа N 943 при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносятся: запись о сделке - государственной регистрации соглашения; в порядке, предусмотренном пунктом 15 Порядка, изменения в существующие запись о сделке - государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой, в случае если условия соглашения об изменении договора аренды приводят к изменению существующих записей о сделке и об ограничении (обременении).
Следовательно, при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора не во всех случаях необходимо внесение записи о сделке.
Из материалов дела следует, что исходя из условий дополнительного соглашения, в данном случае изменяются лишь сведения о размере арендной платы, согласованные в ранее зарегистрированном договоре аренды недвижимого имущества.
Вопреки доводам подателя жалобы, в рассматриваемом случае дополнительное соглашение к договору не является самостоятельным основанием возникновения права аренды и, как следствие, возникновения в отношении объекта недвижимости обременения в виде аренды, а его заключение к уже действующему договору аренды недвижимого имущества влечет только необходимость внесения изменений в записи ЕГРН.
С учетом вышеприведенных положений пунктов 95, 97 Приказа N 943, государственная регистрация рассматриваемого дополнительного соглашения сводится исключительно к изменению существующей записи о сделке - государственной регистрации договора аренды (в части размера арендной платы). Поскольку на основании дополнительного соглашения не требуется государственной регистрации сделки в отношении объекта недвижимости, внесение в реестр указанной в пункте 97 Приказа N 943 новой записи о сделке - государственной регистрации соглашения, не осуществляется.
Суд первой инстанции с учетом анализа норм подпунктов 22, 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ верно отметил, что положения подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ не подлежат применению в случае внесения изменений исключительно в существующие записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества. В этом случае применению подлежат положения подпункта 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Следовательно, государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды об изменении арендной платы должна оплачиваться государственной пошлиной в размере, определенном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Также судом правомерно учтено, что на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости" размещен Порядок уплаты государственной пошлины и размеры государственной пошлины (далее - Порядок) за совершаемые Росреестром юридически значимые действия. Данный Порядок согласован с Минфином России.
Пунктом 18 этого Порядка предусмотрено, что за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды (за исключением сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения) государственная пошлина уплачивается организацией в размере, установленном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 04.03.2020 N 03-05-06-03/16051.
При этом, как усматривается в материалах дела, при обращении в управление с соответствующим заявлением о регистрации дополнительного соглашения к договору аренды государственная пошлина в указанном размере уплачена обществом платежным поручением от 17.01.2020 N 60130.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правомерно признал недействительным уведомления управления о возврате документов от 29.01.2020 N 35/000/777/2020-6488.
Способ устранения нарушенных прав и законных интересов общества определен судом с учетом требований пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Выводы суда, изложенные в решении от 05.08.2020, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05 августа 2020 года по делу N А13-2860/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2860/2020
Истец: ООО "Агроторг"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области