г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2020 г. |
Дело N А56-101173/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.,
судей Изотовой С.В., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самсоновой Е.В.,
при участии:
от истца: представитель Соколов М.А. по доверенности от 27.05.2020;
от ответчика: представитель Дегай Т.Е. по доверенности от 13.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15381/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу А56-101173/2019, принятое по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Митридат" (188304, Россия, Ленинградская обл., Гатчинский р-он, пос.Торфяное, ул. Ст.Фрезерная, д.9-А, пом.6-А, ОГРН: 1177847271690, ИНН: 7840069160)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Россия, Санкт-Петербург, ул.Смольного, д.3, ОГРН: 1037843045734, ИНН: 7815027624);
о признании незаконным решения об отказе и обязании осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вновь образованные земельные участки
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Митридат" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Ответчик, Управление) о признании решения Управления от 27.06.2019 N 47/19-56098 об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным и обязании Управления осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вновь образованные земельные участки в соответствии с межевым планом от 20.02.2019.
Решением от 30.01.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 27.06.2019 N 47/19-56098, обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию прав ООО "Митридат" на вновь образованные земельные участки в соответствии с межевым планом от 20.02.2019.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ее податель указывает на то, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены; возможность дачного, либо иного строительства, противоречащего целям предоставления земельного участка на таких участках законом не предусмотрена; вид разрешенного использования "для дачного строительства" не предусмотрен действующим законодательством применительно к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, в осуществлении кадастрового учета и в государственной регистрации прав на спорные земельные участки отказано правомерно.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представленные Управлением по запросу апелляционного суда документы приобщены к материалам дела в целях всестороннего исследования обстоятельств дела.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о характеристиках объекта недвижимости Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:23:1208002:9 общей площадью 465250 кв.м., расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д.Ольховец, уч. б/н, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - Участок).
Внесенные в ЕГРН сведения о виде разрешенного использования Участка - (ведение дачного хозяйства) согласно информации, изложенной в графе "Особые отметки", имеют статус "актуальные незасвидетельствованные", право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на данный объект недвижимости с видами разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Ранее согласно выписке из ЕГРН о переходе прав на объект указанный земельный участок принадлежал на праве собственности Святову А.Д. (дата государственной регистрации права собственности: 28.08.2009).
Как следует из материалов дела по отводу земельного участка, испрашиваемого для организации крестьянского хозяйства Святова А.Д. вблизи д.Ольховец, постановлением Главы администрации Новинского сельского Совета Гатчинского района Ленинградской области от 27.08.1993 N 14 Святову Александру Дмитриевичу разрешена организация крестьянского хозяйства в деревне Ольховец на площади 46,5 га. Из Акта технического состояния от 02.09.1993 следует, что земельный участок находится вблизи д.Ольховец и представляет из себя вытянутый вдоль реки земельный массив с находящимися на нем сельхозугодьями.
Постановлением Главы администрации Гатчинского района Ленинградской области от 06.09.1993 N 517 Святову Александру Дмитриевичу предоставлен для организации крестьянского хозяйства растениеводческо-животноводческого направления из фонда районного Совета земельный участок общей площадью 46,25 га: 17,8 пашни, 5,45 га сенокоса частного, 9,06 га сенокоса закустаренного, 2,53 га кустарника, 10,99 га леса, 0,42 га под водой в пожизненно-наследуемое владение вблизи д.Ольховец.
Впоследствии Решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения N 328 от 25.06.2014 утверждены Правила землепользования и застройки Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, которыми земельный участок с кадастровым номером 47:23:1208002:9 площадью 465250 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский муниципальный район, Вырицкое городское поселение, вблизи дер. Ольховец, уч. б/Н, отнесен к зоне СХ-4 (зона для ведения дачного хозяйства).
25.02.2019 Общество обратилось в Управление с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 47:23:1208002:9 на 203 земельных участка, представило межевой план от 20.02.2019.
Уведомлением от 19.03.2019 Управление сообщило Обществу о приостановлении до 19.06.2019 государственной регистрации перехода права собственности на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" в связи с несоответствием формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, законодательству Российской Федерации.
Решением от 27.06.2019 N 47/19-56098 на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 "О государственной регистрации недвижимости" Управлением отказано в осуществлении кадастрового учета образованных участков с указанием на то, что Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07 2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ, тогда как документы о переводе земельного участка в другую категорию, предусмотренные указанным законом в Управление не представлены.
Полагая отказ в осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки незаконным и нарушающим права в области экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, указав на то, что Правила землепользования и застройки Вырицкого городского поселения гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденные решением Совета депутатов Вырицкого городского поселения N 328 от 25.06.2014, которыми был изменен вид разрешенного использования Участка не оспорены в соответствующей части, признал решение Управления об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным и необоснованным, исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26, статье 27 Закона N 218-ФЗ непредставление необходимых для кадастрового учета документов, несоответствие формы и (или) содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации и неустранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, по истечении срока приостановления являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.
Как следует из содержания оспариваемого Обществом решения Управления от 27.06.2019, основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельных участков послужила невозможность в соответствии с действующим законодательством изменения вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в том числе сельскохозяйственные угодья (пункт 2 статьи 77 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
При этом, как указано в части 6 статьи 36 ГрК РФ, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются.
В соответствии с частью 7 статьи 36 ГрК РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Доказательства перевода Участка в установленном законом порядке из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в материалы дела не представлены.
Вопреки доводам Общества в решении Ленинградского областного суда от 16.04.2019 по делу N 3а-33/19 только установлен факт регистрации права собственности Общества на земельный участок с кадастровым номером 47:23:1208002:9 с указанием на вид разрешенного использования по данным ЕГРН.
Ссылки Общества на изменение вида разрешенного использования Участка Правилами землепользования и застройки Вырицкого городского поселения гатчинского муниципального района Ленинградской области, не оспоренными в судебном порядке, отклоняются апелляционным судом, поскольку согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 06.12.2017 N 37-П, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в данном гражданском деле (включая утративший юридическую силу), на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия - вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания оспариваемого решения Управления незаконным.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-101173/2019 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101173/2019
Истец: ООО "МИТРИДАТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
Третье лицо: 13 ААС, Арбитражнй суд Северо-Западного округа
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13164/2023
26.09.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15381/20
04.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16410/20
20.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15381/20
30.01.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-101173/19