г. Москва |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А41-22892/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Диаковской Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя - Главы КФХ Москвиной Юлии Александровны
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 августа 2020 года по делу N А41-22892/20,
по заявлению индивидуального предпринимателя - Главы КФХ Москвиной Юлии Александровны
к Сергиево-Посадскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель - Глава КФХ Москвина Юлия Александровна (далее - ИП - Глава КФХ Москвина Ю.А., заявитель, Глава) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Сергиево-Посадскому территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Административный орган, Управление Роспотребнадзора по Московской области) об отмене постановления от 19.03.2020 N 44/14, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2020 года по делу N А41-22892/20 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ИП - Глава КФХ Москвина Ю.А. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 АПК РФ.
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в Управление Московской областной таможни поступило информационное письмо (вх. N 50-11723-2019 от 16.12.2019), содержащее сведения о нарушении ООО "ССС РАША" требований Технических регламентов при декларировании соответствия продукции.
Управлением Роспотребнадзора по Московской области, с целью рассмотрения обращения граждан от 08.10.2019 N 30114/Ж-2019 о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровья граждан, которые допускает Глава КФХ Москвина Ю.А. по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Васьково, на основании распоряжения от 28.11.2019 N 14-7284-п, проведена внеплановая выездная проверка.
В ходе проверки установлено, Глава КФХ Москвина Ю.А. по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, д. Васьково, допустила нарушение обязательных требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880; главы IX п. 46 Технического регламента Таможенного союза у безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013):
- часть 2 статьи 10 при осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, не разработаны, не внедрены и не поддерживаются процедуры, основанные на принципах ХАССП;
- часть 2 статьи 11 не организован, не разработан в полной мере производственный контроль в рамках обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства;
- часть 6 статьи 11 лица, производящие молочную продукцию не имеют личных медицинских книжек, не проходили предварительных и периодических медицинских осмотров, обучение по программе гигиенической подготовки;
- часть 4 статьи 13 сырье, используемое при производстве продукции, хранится в условиях, не обеспечивающих предотвращение порчи и защиты этого сырья. Сырое молоко, а так же ель J хранятся в грязной холодильной камере в непосредственной близости с готовой продукцией и продуктами убоя, на полу.
- часть 3 статьи 16 в помещении, предназначенном для фильтрации и переработки молока не установлены закрываемые емкости для сбора отходов в соответствии с их категорией.
- часть 7 статьи 17 в холодильной камере на хранении находится продукция с видимыми признаками порчи, в контейнерах с сырыми сливками плесень.
Результаты проверки подробно поименованы и зафиксированы актом проверки от 20.12.2019 и посредством фотофиксации. Одновременно заинтересованному лицу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 20.12.2019 N СП.01-371 (т. 1 л. д. 62-100).
В тот же день по факту установления в действиях заявителя достаточных признаков события административного правонарушения, административным органом в отношении Главы КФХ Москвиной Ю.А. при ее участии, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (т. 1 л. д. 101-103).
19 марта 2020 года по результатам рассмотрения материалов дела, административным органом в отношении Главы КФХ Москвиной Ю.А. вынесено постановление N 44/14 по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб. (т. 1 л. д. 5-7)
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП - Главы КФХ Москвиной Ю.А. в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения, характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Под безопасностью товара (работы, услуги) понимается безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).
Согласно пункту 5 статьи 4 Закона N 2300-1, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Пунктом 46 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013) предусмотрено, что организация производственных помещений, в которых осуществляется процесс производства молока и молочной продукции, технологическое оборудование и инвентарь, используемые в процессе производства молока и молочной продукции, условия хранения и удаления отходов производства молока и молочной продукции, а также вся используемая в процессе производства молока и молочной продукции, должны соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР - Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
Согласно частям 1 и 2 статьи 11 ТР ТС 021/11 для целей обеспечения соответствия выпускаемой в обращение пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции изготовитель пищевой продукции обязан внедрить процедуры обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) такой пищевой продукции. Организация обеспечения безопасности в процессе производства (изготовления) пищевой продукции и проведения контроля осуществляется изготовителем самостоятельно и (или) с участием третьей стороны.
В силу части 6 статьи 11 ТР ТС 021/2011 работники, занятые на работах, которые связаны с производством (изготовлением) пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Частями 3 и 4 статьи 16 ТР ТС 021/2011 установлено, что отходы в соответствии с категорией должны быть раздельно помещены в промаркированные, находящиеся в исправном состоянии и используемые исключительно для сбора и хранения таких отходов и мусора, закрываемые емкости. Конструктивные характеристики указанных в части 3 настоящей статьи емкостей должны обеспечивать возможность их очищения и (или) мойки и их защиту от проникновения в них животных.
Частью 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 установлено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые, в том числе, не соответствуют требованиям нормативных документов; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности являет' обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из совокупности приведенных норм права следует, что на заявителя лежит обязанность и ответственность за исполнение требований законодательства Российской Федерации.
Наличие в действиях заявителя события вмененного правонарушения признается судом доказанным имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе: актом проверки и протоколом об административном правонарушении от 20.12.2019.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению заявителем обозначенных требований действующего законодательства РФ, заявителем в материалы дела не представлено, следовательно у последнего имелась возможность по соблюдению указанных выше требований, но им не было предпринято достаточных мер какие требовались от него с целью недопущения события вменяемого правонарушения.
С учетом приведенных норм права и фактических обстоятельств дела, наличие в действиях заявителя события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ является доказанным совокупностью представленных в материалы дела доказательств.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Размер штрафа назначен в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 августа 2020 года по делу N А41-22892/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22892/2020
Истец: Москвина Юлия Александровна
Третье лицо: УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области Сергиево-Посадский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Московской области