г. Пермь |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А60-432/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.,
судей Васильевой Е. В., Гуляковой Г. Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бондаренко Н. М.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "Транснефть-Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340): Родин Д. А., предъявлен паспорт, диплом, доверенность от 23.12.2019
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (ОГРН 1126615000016, ИНН 6681000016): Щетникова Н. А., предъявлено удостоверение, диплом, доверенность от 15.10.2020
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июля 2020 года по делу N А60-432/2020
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области
о признании недействительным решения от 08.04.2019 N 938,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - заявитель, общество, АО "Транснефть-Прикамье") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 27 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция, Межрайонная ИФНС России N 27 по Свердловской области) от 08.04.2019 N 938 об отказе в возврате суммы налога, об обязании инспекцию осуществить возврат суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 1 929 611 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2020 (резолютивная часть от 20.07.2020) по делу N А60-432/2020 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение налогового органа признано недействительным, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 1 929 611 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Межрайонная ИФНС России N 27 по Свердловской области обжаловала его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо настаивает на правильности своей позиции, обозначенной также суду первой инстанции, о том, что основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год. Учитывая, что первичная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2015 г. была представлена обществом 25.02.2016, следовательно, об излишне уплаченных суммах налога обществу стало известно с 25.02.2016 и именно с указанной даты следует исчислять трехлетний срок в целях обращения с заявлением о возврате. Поскольку общество обратилось в налоговый орган с заявлениями о возврате лишь 27.03.2019 и 16.07.2019, соответствующий срок следует считать пропущенным. Полагает, что судом допущено неверное толкование норм права, а также разъяснений, приведенных в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, из которых, по мнению инспекции, следует, что течение срока исковой давности поставлено в зависимость от фактической даты представления налоговой декларации, поскольку именно этой датой определен окончательный финансовый результат налогоплательщика и размер налоговой обязанности и лишь в случае, если декларация представлена позже установленного срока, либо не представлена вообще, то срок следует исчислять со срока, установленного для ее предоставления. В обоснование правомерности своей позиции ссылается также на судебную практику.
АО "Транснефть-Прикамье" против удовлетворения жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель инспекции в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Представитель заявителя поддерживал доводы письменного отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, установлено судом, АО "Транснефть-Прикамье" (ИНН 1645000340, ОГРН 1021601763820) поставлено на учет в Межрайонную инспекцию ФНС России N 27 по Свердловской области по месту нахождения обособленного подразделения НПС "Арбатская", зарегистрированного 10.01.2001.
В течение 2015 года общество уплачивало авансовые платежи по налогу на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения НПС "Арбатская".
Последняя оплата по налогу на прибыль за 2015 год произведена обществом 28.12.2015, что подтверждается платежным поручением N 221026 от 28.12.2015 в сумме 13 047 042 руб. (ежемесячный авансовый платеж за ноябрь 2015 года) (представлено в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
По состоянию на 01.01.2016 у общества сформировалась излишняя уплата налога на прибыль в сумме 8 235 304,29 руб., что подтверждается актом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам N 6270 за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 (представлен в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
24.02.2016 обществом представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2015 год по обособленному подразделению НПС "Арбатская" с указанием налога к доплате в размере 1 537 303 руб. (представлена в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
В связи с наличием переплаты в сумме 8 235 304,29 руб. доплата налога за 2015 год обществом не производилась.
На основании заявления общества сумма излишне уплаченного налога на прибыль в размере 6 698 001,29 руб. (8 235 304,29 руб. - 1 537 303 руб.) возвращена инспекцией платежным поручением от 05.04.2016 N 423152 (представлено в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
По итогам представления обществом уточненных налоговых деклараций за 2013-2015 гг. по состоянию на 01.01.2018 сальдо расчетов по налогу на прибыль по обособленному подразделению НПС "Арбатская" было равно нулю, что подтверждается актом сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 9416 за период с 01.01.2017 по 30.12.2017 (представлены в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
25.03.2019 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2015 год (корректировка N 4) с суммой налога к уменьшению в размере 3 862 321 руб., которой сумма налога по сравнению с предыдущей уточненной налоговой декларацией дополнительно уменьшена на 1 929 611 руб. (представлена в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
27.03.2019 АО "Транснефть-Прикамье" обратилось в инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2015 год в размере 1 929 611 руб. (представлено в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
По результатам рассмотрения заявления Межрайонной ИФНС России N 27 по Свердловской области вынесено решение от 08.04.2019 N 938 об отказе в возврате суммы налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа). Отказ мотивирован инспекцией ссылками на положения п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ и обоснован тем, что заявление о возврате подано по истечении трех лет со дня уплаты налога, а именно, по платежному поручению N 221026 от 28.12.2015 в сумме 13 047 042 руб. (представлено в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
Излишняя уплата налога в размере 1 929 611 руб. подтверждена инспекцией в актах сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 13172 за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 по состоянию на 01.07.2019, N 3П2233 за период с 01.01.2019 по 31.10.2019 по состоянию на 01.11.2019 (представлены в электронном виде с заявлением об оспаривании решения инспекции).
16.07.2019 общество повторно обратилось в инспекцию с заявлением N 2 о возврате излишне уплаченной суммы в размере 1 929 611 руб., по результатам рассмотрения которого вынесено решение от 30.07.2019 N948 об отказе в возврате с аналогичной причиной отказа (документы представлены в электронном виде 19.02.2020 с отзывом инспекции на заявление).
28.08.2019 обществом подана жалоба в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области на решения инспекции от 08.04.2019 N 938 и N 948 от 30.07.2019.
Решением от 14.10.2019 N 1346/19 УФНС России по Свердловской области оставило жалобу заявителя без удовлетворения.
Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России N 27 по Свердловской области N 938 от 08.04.2019 не соответствует положениям налогового законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из наличия совокупности правовых оснований для признания оспариваемого решения инспекции недействительным.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 и статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 и статье 78 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, пеней, штрафа.
Статья 78 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя ему возможность подать заявление о возврате названных сумм либо о их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение.
Как предусмотрено пунктом 3 статьи 78 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
На основании пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 287 Налогового кодекса РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 80 Налогового кодекса РФ налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п. 4 ст. 289 Налогового кодекса РФ налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 5 ст. 289 Налогового кодекса РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
Порядок исчисления налога на прибыль установлен статьей 286 Налогового кодекса РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам каждого отчетного периода, если иное не предусмотрено указанной статьей Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.
Уплата ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.
Таким образом, названные положения статьи 287 Налогового кодекса РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 17750/10, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 по делу N 306-КГ15-6526/2014 в случае, когда налогоплательщиком не было заявлено требование о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода. Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу в этом случае производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу, представляемой по итогам налогового периода.
В этой связи юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока для ее представления в налоговый орган.
Налоговым законодательством срок представления налоговой декларации на прибыль по итогам налогового периода определен не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщик обратился в инспекцию с вышеуказанным заявлением 27.03.2019, т.е. в пределах трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, у налогового органа не имелось правовых оснований для отказа в возврате спорной суммы налога на прибыль в порядке ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Доводы заявителя, основанные на иной трактовке разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10, апелляционным судом не принимаются, поскольку сделаны в отрыве от общего смысла и содержания указанного постановления.
Кроме того, отклоняя доводы налогового органа, настаивающего на том, что течение срока исковой давности необходимо исчислять исходя из фактической даты представления первичной налоговой декларации - в рассматриваемом случае 25.02.2016, поскольку именно этой датой определен окончательный финансовый результат налогоплательщика и размер налоговой обязанности, именно с указанного момента налогоплательщик узнал свои реальные налоговые обязательства, апелляционный суд исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается и не является спорным, что заявленная к возврату переплата по налогу на прибыль образовалась в результате подачи обществом 25.03.2019 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 г. (корректировка N 4), с указанием суммы налога "к уменьшению".
В первичной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год, представленной 24.02.2016, обществом была отражена сумма налога "к доплате", а не "к уменьшению". Таким образом, вопреки доводам инспекции, с даты представления первичной декларации (25.02.2016) общество не было осведомлено о своих реальных налоговых обязательствах.
Ссылки заявителя жалобы на судебные акты по иным делам являются безосновательными, указанные заявителем судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела, суд исходит из фактических обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения настоящего дела, являющихся отличными от установленных в рамках приведенных заявителем судебных дел.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, поскольку срок представления декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год установлен не позднее 28.03.2016 (пункт 4 статьи 289 Налогового кодекса РФ), именно с указанной даты и подлежит исчислению трехгодичный срок на возврат излишне уплаченного налога.
Таким образом, заявление от 27.03.2019 о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль за 2015 год в размере 1 929 611 руб. подано обществом в пределах трех лет с момента возникновения права на возврат (28.03.2016).
С учетом изложенного, оспариваемое решение инспекции от 08.04.2019 N 938 об отказе в возврате суммы налога правомерно признано недействительным судом, как несоответствующее действующему налоговому законодательству и нарушающее права и законные интересы заявителя.
В порядке восстановления нарушенных прав заявителя, суд правомерно возложил на инспекцию обязанность обеспечить возврат заявителю суммы излишне уплаченного налога на прибыль в размере 1 929 611 руб.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы налогового органа следует отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ Межрайонная ИФНС России N 27 по Свердловской области освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июля 2020 года по делу N А60-432/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-432/2020
Истец: АО ТРАНСНЕФТЬ - ПРИКАМЬЕ
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 27 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ