город Москва |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А40-1850/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения "Жилищник Красносельского района" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июня 2020 года по делу N А40-1850/20
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красное село" (ОГРН 1067746642512, ИНН 7708600833)
к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник Красносельского района" (ОГРН 5137746187541, ИНН 7708803304)
о передаче технической документации,
при участии в судебном заседании:
от истца Нагайченко Е.О. по доверенности от 22.08.2020 б/н,
от ответчика Соловьев П.Ю. по доверенности от 05.06.2020 б/н,
УСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красное село" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Жилищник Красносельского района" (далее - ответчик) с требованиями (с учетом принятых судом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст.49 АПК РФ):
1. Обязать ГБУ г. Москвы "Жилищник Красносельского района" передать ООО "Управляющая Компания "Красное село" следующую техническую документацию:
1) Акты плановых (общих) и частичных осмотров элементов и помещений многоквартирного дома (пп. в п.24 Постановления N 491)
2) Акты выполненных работ, оказания услуг, о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пп. б п.24 Постановления N 491)
3) Акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета (пп. а.1 п. 24 Постановления N 491)
4) Паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование (пп. а. 1 п. 24 Постановления N 491)
5) Акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду (пп. в. 1 п. 24 Постановления N 491)
6) Копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (пп. а п. 26 Постановления, п. 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170).
7) Заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка) (пп. в п.26 Постановления N 491)
8) Реестр собственников МКД (пп. д.1 п. 26 Постановления N 491)
9) Договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пп. д.2 п. 26 Постановления N 491)
10) Оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном дом (пп. д.3 п. 26 Постановления N 491)
11) Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (пп. г п. 24 Постановления N 491)
12) Акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику (п. 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170);
13) Журналы заявок жителей (п. 1.5.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170)
14) Схемы вентиляционных каналов (Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. N 05-14-316/6)
15) Протоколы измерения вентиляции (п. 1.5.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170);
2. Взыскать с ГБУ г. Москвы "Жилищник Красносельского района" в пользу ООО "Управляющая Компания "Красное село" на основании ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ на случай неисполнения решения суда по настоящему делу в натуре денежную сумму в размере 10 000 рублей в день за каждый день неисполнения решения суда по настоящему делу;
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ГБУ г. Москвы "Жилищник Красносельского района" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда г. Москвы, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, поскольку не доказано, что в действиях ответчика имеются какие-либо нарушения, а у истца отсутствуют запрашиваемые им документы.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Протоколом от 23.11.2018 N 2018-1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Москва, 4-й Красносельский переулок, д. 5 была избрана управляющая организация - ООО "Управляющая компания" Красное село", на основании Протокола также было принято решение о расторжении договора управления с ГБУ "Жилищник Красносельского района" с 15.01.2019.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ, многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
26 ноября 2018 г. Мамонтовой Зинаидой Васильевной и Истцом был заключен Договор управления многоквартирным домом.
При передаче дома от ГБУ "Жилищник Красносельского района" в адрес ООО "УК "Красное село" не были переданы документы, необходимые для управления многоквартирным домом.
Согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплантацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации.
Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со ст. 397 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства изготовить и передать вещь в собственность, в хозяйственное ведение или в оперативное управление, либо передать вещь в пользование кредитору, либо выполнить для него определенную работу или оказать ему услугу кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Ст. 398 ГК РФ в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать изъятия вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
Следовательно, в случае предъявления новой управляющей компанией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (новой управляющей компании), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору.
В соответствии с п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" п. 4 Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
В силу п. 20 вышеуказанного Постановления, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Состав технической и иной документации на многоквартирный дом закреплен в пунктах 24, 26 Правил N 491, а также в пунктах 1.5.1, 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Кроме того, перечень технической и иной документации, подлежащей передаче вновь избранной управляющей организации, определенный в соответствии с пунктами 24 и 26 Правил является открытым и предусматривает также передачу иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом.
Согласно п. 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
30.04.2019ГБУ "Жилищник Красносельского района" актом приема-передачи технической документации многоквартирного дома по адресу: г. Москва, 4-й Красносельский переулок, д. 5 передало ООО "УК "Красное село" техническую документацию в количестве 44 шт.
Согласно пункту 21 Постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416, которыми утверждены "Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления.
Суд первой инстанции правильно указал, что отсутствие документации на дом у прежней управляющей организации не освобождает ее от исполнения обязанности передать техническую и иную документацию. В случае отсутствия необходимой документации управляющая организация обязана за свой счет восстановить утраченную документацию.
С учетом изложенного, требования об обязании передать перечисленную техническую документацию обоснованно удовлетворены в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).
Довод заявителя жалобы о том, что он не признавался виновным в совершении административного правонарушения, связанного с непередачей технической документации, не принимается во внимание, поскольку Истец основывает свои требования не на Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а на Жилищном кодексе Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. N 05-14-316/6, в которых определена обязанность Ответчика передать техническую документацию избранной управляющей компании.
Непередача поименованных ниже технических документов может стать причиной проверки ГосЖилИнспекции в случае передачи дома в управление другой управляющей компании.
Довод Ответчика о том, что Истцу для составления проекта договора управления необходимо было провести обследование технического состояния МКД и в связи с таким обследованием акты технического состояния жилого дома не подлежат передаче отклоняется, поскольку Истцу до составления проекта договора состояние МКД известно не было, обязанность по составлению актов технического состояния дома лежала на Ответчике.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о взыскании на основании ст. 308.3 Гражданского кодекса РФ на случай неисполнения решения суда по настоящему делу в натуре денежной суммы в размере 10 000 в день за каждый день неисполнения решения суда по настоящему делу с момента вступления решения суда в законную силу.
Пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства; суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 32 Постановления N 7, удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения. Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.
Таким образом, заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы 10 июня 2020 года по делу N А40-1850/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1850/2020
Истец: ООО "УК Красное село", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "КРАСНОЕ СЕЛО"
Ответчик: ГБУ "Жилищник Красносельского района", ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ЖИЛИЩНИК КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА"