21 октября 2020 г. |
дело N А40-10251/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кучерук А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2020 г. (резолютивная часть от 16.07.2020 г.) по делу N А40-10251/20
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284)
к АО "НПО ВЫСОКОТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН 1067746148843)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Лаврентьева М.С. по доверенности от 12.12.2018,
от ответчика: Князьков Н.А. по доверенности от 12.05.2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (Заказчик) предъявило АО "НПО ВЫСОКОТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ" (Исполнитель) иск о взыскании неустойки в размере 1 213 583 824 руб. 89 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 16.07.2020 г., изготовленным в полном объеме 17.08.2020 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд взыскал с АО "НПО ВЫСОКОТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ" в пользу Министерства обороны Российской Федерации неустойку в размере 15 000 000 руб. 00 коп. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу, в которой указал на несогласие с решением суда в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и Акционерное общество "НПО Высокоточные системы и технологии" (исполнитель) заключен государственный контракт от 4 мая 2016 г. N 1618187308301452208001375.
Цена Контракта согласована сторонами в пункте 6.1 Контракта.
Согласно подпункту 1 таблицы пункта 2.2. Контракта (в редакции дополнительного соглашения о 24.08.2016 г. N 1) Исполнитель обязан выполнить работы:
1. По этапу N 1 ОКР со дня заключения Контракта (4 мая 2016 г.) по 25 января 2017 г., то есть срок выполнения работ по 25 января 2017 г. включительно;
2. По этапу N 2 ОКР с 26 января 2017 г. по 1 октября 2017 г., то есть срок выполнения работ по 1 октября 2017 г. включительно.
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания Заказчиком (Представителем Заказчика) акта сдачи-приёмки выполненного этапа ОКР.
Работы по этапу N 1 ОКР на сумму 35 473 361,19 руб. выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненного этапа N 1 ОКР, подписанный Заказчиком 24 ноября 2017 г.
Работы по этапу N 2 ОКР на сумму 153 150 596,86 руб. выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненного этапа N 2 ОКР, подписанный Заказчиком 4 декабря 2018 г.
Просрочка исполнения обязательства:
1. По этапу N 1 ОКР за период с 26 января 2017 г. по 24 ноября 2017 г. составляет 303 дня;
2. По этапу N 2 ОКР за период с 3 октября 2017 г. по 4 декабря 2018 г. составляет 428 дней.
В соответствии с пунктом 8.3 Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки складывается из следующих показателей: (Цена Контракта - стоимость фактически исполненного обязательства по Контракту) х размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации) на дату уплаты пени (неустойки), определяемый с учетом коэффициента х количество дней просрочки.
При этом коэффициент (далее - К) складывается из следующих показателей: количество дней просрочки / срок исполнения обязательства по Контракту х 100.
Общая сумма неустойки по этапу N 1 ОКР составляет: 124 200 000,00 руб. + 72 657 000,00 руб. + 91 908 000,00 руб. + 169 533 000,00 руб. + 73 899 000,00 руб. + 44 401 500,00 руб. = 576 598 500,00 руб.
Общая сумма неустойки по этапу N 2 ОКР составляет: 45 064 159,08 руб. + 79 377 718,12 руб. + 85 219 368,37 руб. + 61 852 767,37 руб. + 249 129 201,90 руб. + 116 342 110,05 руб. = 636 985 324,89 руб.
Итоговая сумма неустойки по Контракту составляет: 636 985 324,89 руб. + 576 598 500,00 руб. = 1 213 583 824,89 руб.
В адрес ответчика были направлены претензии исх. от 23 мая 2019 г. N N 207/8/1243, 207/8/1243.1, 207/8/1244, 207/8/1244.1, однако требования истца были оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Так, порядок сдачи и приемки работ регулируется разделом 5 Контракта.
Согласно п. 5.10 Контракта продолжительность приемки результата ОКР (этапа ОКР) определяется временем, необходимым для проверки результата ОКР (этапа ОКР) в объеме требований, установленных Контрактом и ТТЗ. При этом время приемки не должно превышать время приемки, указанное в ГОСТ РВ 15.203-2001.
Согласно п. 1 ГОСТ РВ 15.203-2001, он распространяется на опытно- конструкторские работы по созданию (модернизации) систем, комплексов, образцов военной техники, выполняемые в интересах обороноспособности и безопасности Российской Федерации, подлежит применению расположенным на территории Российской Федерации организациями, предприятиями независимо от форм собственности, участвующими в выполнении ОКР, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 5.3.2 ГОСТ РВ 15.203-2001 целью этапа разработки ТП является выявление окончательных технических решений по изделию ВТ, дающих полное представление о конструкции изделия ВТ (СЧ изделия ВТ) и принципиальных технологических решениях по его изготовлению в промышленных условиях.
В силу п. 5.3.5 ГОСТ РВ 15.203-2001 рассмотрение, согласование и утверждение документов ТП осуществляют с учетом требований ГОСТ 2.902.
Так согласно п. 4.6 ГОСТ 2.902-2005 этап ТП включает в себя:
- рассмотрение и выдача заключения по ТП (макету) представительством заказчика при ГИ ОКР (исполнителе СЧ ОКР) в объеме требований 4.10, перечисления а, в, г, з, ил, р, ц, ч-я;
- рассмотрение ТП комиссией заказчика (или по его решению - НПО заказчика, представителями заказчика) в объеме требований 4.10, перечисления а, в, г, з, и-л, р, ц, ч-я в порядке, установленном ГОСТ РВ 15.203;
- утверждение ТП изделия ВТ заказчиком в порядке, установленном ГОСТРВ 15.203;
- присвоение ТП литеры "Т".
В соответствии с п. 5.3.6 ГОСТ РВ 15.203-2001 порядок разработки, согласования, рассмотрения, представления на утверждение, утверждения, приемки и рассылки документации ТП аналогичен порядку, установленному для ЭП.
ТП, выполняемый в процессе ОКР, на рассмотрение для выдачи отзыва, заключения, экспертного заключения должен быть представлен с документами, указанными в 5.2.8.1-5.2.8.3, и копией заключения заказчика на ЭП.
Согласно п. 5.3.9 ГОСТ РВ 15.203-2001 основанием для закрытия данного этапа ОКР служат заключение заказчика об утверждении ТП, а также документы, оформляемые по аналогии с 5.2.14.
Согласно п. 5.2.12 ГОСТ РВ 15.203-2001 для приемки ЭП заказчик создает комиссию. ЭП при приемке защищает главный конструктор (генеральный конструктор, совет главных конструкторов). В отдельных случаях заказчик может поручить приемку ЭП своим представителям без создания комиссии или поручить приемку ЭП подчиненной НПО заказчика.
Защиту и приемку ЭП, выполняемого в процессе СЧ ОКР, производят до представления заказчику ЭП, выполняемого в процессе ОКР. При необходимости исполнитель СЧ ОКР производит доработку выполняемого им ЭП по заключению головного исполнителя ОКР или по заключению ПЗ об отклонении от приемки ЭП, после чего головной исполнитель ОКР совместно с ПЗ при исполнителе СЧ ОКР принимает его и может включать в состав ЭП, выполняемого в процессе ОКР.
По результатам приемки ЭП заказчик выдает заключение об утверждении или отклонении проекта в срок не более 30 дней со дня получения материалов ЭП.
Таким образом, учитывая положения Контракта, ГОСТ РВ 15.203-2011 и ГОСТ 2.902-2005, АО "НПО "ВСТ" обязано было направить Минобороны России материалы эскизного и технического проекта с заключением военного представительства, положительными отзывами экспертных заключений не позднее чем за 30 дней до окончания срока выполнения работ по этапу ОКР.
Судом установлено, что работы по этапу ОКР N 1 были предъявлены к приемке 1 сентября 2017 г., т.е. уже за сроками сдачи этапа ОКР N 1 (срок сдачи по Контракту - 25 января 2017 г.).
Таким образом, ответчик, с учетом предусмотренного ГОСТ РВ 15.203- 2001 30-дневного срока на приемку, нарушил обязанность по направлению материалов эскизного и технического проекта в срок до 25 декабря 2016 г.
Также учитывая п. 5.2.12 ГОСТ РВ 15.203-2001 Минобороны России принимает этап "Разработка эскизного и технического проекта" в срок не более 30 дней с даты предъявления результатов. Заказчик может приступить к приемке результатов работ по этапу только после получения всего комплекта документов, предусмотренного ГОСТ, ТТЗ и Контрактом.
Первое извещение о приемке работ по этапу ОКР N 1 было получено Минобороны России 1 сентября 2017 г., однако предъявленные к приемке результаты работ были с недостатками и возвращались ответчику.
Полный комплект документов после устранения недостатков был повторно предъявлен ответчиком к приемке извещением от 20 октября 2017 г. N 94, на основании которого начальником 705 ВП МО РФ было выдано удостоверение от 20 октября 2017 г. N 64 о технической приемке работ.
При этом техническая приемка Военным представительством Минобороны России и выдача удостоверения N 64 от 20 октября 2017 г. не является окончательной приемкой.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 11.08.1995 N 804 "О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Постановление) Руководители организаций представляют военному представительству на согласование и (или) заключение: проекты тактико-технических (технических) заданий на разработку военной продукции и комплектующих изделий, программы их испытаний, отчеты по результатам этих испытаний, планы мероприятий по устранению недостатков и дефектов, выявленных при испытаниях, конструкторскую (а при необходимости и технологическую) документацию, необходимую для производства военной продукции, а также все изменения, вносимые в эту документацию; планы выполнения аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; планы работ по замене составных частей эксплуатируемых изделий военной продукции, имеющих меньшие гарантийные сроки, чем указанные изделия; научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы (их этапы), а также составные части указанных работ, выполняемые в порядке кооперации.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени Заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с положением п. 5.2 Контракта техническая приемка результатов Работ производится ВП по получению от Исполнителя извещения, удостоверяющего окончание Работ и их соответствие условиям Контракта. Техническая приемка ВП не является окончательной приемкой результатов выполненных Работ. Акт сдачи-приемки работ по этапу ОКР N 1 был подписан Минобороны России 4 декабря после устранения ответчиком всех выявленных недостатков.
Согласно ст. 773 ГК РФ исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы.
В соответствии с ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на. своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Согласно ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Однако ответчик не уведомлял Минобороны России об обстоятельствах, препятствующих сдаче работ по этапу ОКР N 1, 2 в срок.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Суд первой инстанции признал данное заявление Ответчика обоснованным и снизил взыскиваемую неустойку до 15 000 000 руб.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
В апелляционной жалобе не приведены обстоятельства, которые, по мнению Заявителя апелляционной жалобы, влияют на размер подлежащей взысканию неустойки, но не учтены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.
Условия Договора и фактические обстоятельства, характеризующие взаимоотношения сторон по его исполнению, свидетельствуют о том, что все примененные к Ответчику меры ответственности, за приведенные в иске нарушения, за приведенные в иске периоды, подлежат ограничению суммой суммой 15 000 000 руб.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что размер неустойки, взысканной судом первой инстанции, определен неправильно.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2020 г. (резолютивная часть от 16.07.2020 г.) по делу N А40-10251/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10251/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "НПО ВЫСОКОТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ"