г. Ессентуки |
|
09 октября 2017 г. |
Дело N А18-293/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.А., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Швицовой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.07.2017 по делу N А18-293/2017 (судья Аушев М.А.)
по иску Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
к Правительству Республики Ингушетия,
к Министерству финансов Республики Ингушетия,
о взыскании 5 178 096 рублей,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия, Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, Министерства экономического развития Республики Ингушетия,
при участии в судебном заседании представителя Министерства финансов Республики Ингушетия - Алмазова А.М. (доверенность N 704/17 от 20.02.2017), Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Лучкиной А.В. (доверенность NП-19-5 от 09.01.2017),
УСТАНОВИЛ:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее -Минтруд России) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Правительству Республики Ингушетия (далее - Правительство РИ) и к Министерству финансов Республики Ингушетия (далее - Минфин РИ), о взыскании денежных средств (субсидий) в размере 5 178 096 рублей, предоставленных в 2015 году из федерального бюджета, бюджету Республики Ингушетия по соглашению от 14.07.2015 N 15-С-20-117.
Определениями суда от 02.05.2017 и от 05.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство труда, занятости и социального развития Республики Ингушетия (далее - Минтруд РИ), Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее - Управление) и Министерство экономического развития Республики Ингушетия (далее - Минэкономики РИ).
Решением суда от 26.07.2017 в иске отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права и не полостью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, считая, что судом первой инстанции сделаны необоснованные выводы об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу Минтруда России денежных средств - субсидии, предоставленной на мероприятия федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы" в части реконструкции и расширения детского оздоровительного лагеря "Эрзи" в с. Лейми Джейрахского района Республики Ингушетия, в размере 5 178 096,00 руб., подлежащих возврату в федеральный бюджет, поскольку, суд посчитал, что основания, свидетельствующие об ухудшении показателей результативности использования субсидии, в результате неполного финансирования бюджетом Республики Ингушетия данного мероприятия Программы, отсутствуют. Судом не дана должная правовая оценка доводам Минтруда России о нарушении Правительством Республики Ингушетия условий Соглашения, в части достижения показателей результативности, в связи с чем в соответствии с пунктом 8.9 Соглашения Правительство Республики Ингушетия должно обеспечить возврат в федеральных бюджет части субсидии в размере 5 178 096,00 рублей.
В отзыве Минфин РИ просил отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266 - 269 АПК РФ, проверяет законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права.
Изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд находит решение от 26.07.2017 подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 года N 1087 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" была утверждена Целевая программа, направленная на стабилизацию социально-экономического положения Республики Ингушетия, развитие жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, образования, системы здравоохранения и обеспечения социальной защиты.
Одним из государственных заказчиков Целевой программы и главным распорядителем бюджетных средств направляемых из федерального бюджета в бюджет республики на выполнение соответствующих мероприятий являлось Минтруд России.
В рамках выполнения задач Целевой программы по разделу "Развитие системы здравоохранения и обеспечение социальной защиты" (Приложение N 3), предусмотрены мероприятия Минтруда России в виде капитальных вложений в реконструкцию и расширение детского оздоровительного лагеря "Эрзи" в селе Лейми Джейрахского района Республики Ингушетия в общей в сумме 107 200 000 руб., в том числе в 2015 году в размере 47 600 000 руб.
При финансировании из федерального бюджета в полном объеме, софинансирование за счет средств Республики Ингушетия в 2015 году осуществлено размере 2 505 300 рублей, то есть в меньшем размере, предусмотренного Целевой программой, что в свою очередь, по мнению истца, привело к ухудшению значений, показателей результативности использования субсидий.
В связи с тем, что Правительством РИ при реализации мероприятий ФЦП СЭР РИ не были достигнуты показатели результативности использования субсидий, истец обратился в суд с иском о взыскании с Минфина РИ за счет средств казны Республики Ингушетия денежные средства в размере 5 178 096 руб. 00 коп.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 настоящего Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Как установлено судом, для реализации Целевой программы, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", Целевой программой и приказом Минтруда России от 07.07.2015 N 442 "Об утверждении адресного (пообъектного) распределения субсидии из федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов по объектам капитального строительства, включенным в федеральную целевую программу "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" между Минтрудом России и Правительством РИ заключено соглашение N15-с-20-117 от 14.07.2015 о предоставлении в 2015 году из федерального бюджета субсидии бюджету Республики Ингушетия на софинансирование мероприятий федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы" (далее - соглашение).
Пунктом 1 соглашения предусмотрено, что Минтруд России обязуется предоставить в 2015 году из федерального бюджета субсидию бюджету Республики Ингушетия на софинансирование мероприятий Программы, направленных на реализацию задачи развития системы обеспечения социальной защиты, в целях стабилизации социально-экономического положения Республики Ингушетия, включающих строительство (реконструкцию) объектов социальной защиты, предусмотренных приложением N 1 к настоящему соглашению (далее-объект), в размере 47 601 200 рублей. Денежные средства должны быть использованы по целевому назначению, при этом необходимо обеспечить финансирование за счет средств Республики Ингушетия в размере 13 736 600 рублей.
Стороны соглашения определили уполномоченного органа республики, порядок, сроки и коды по которым направляются субсидии.
В бюджет Республики Ингушетия поступили денежные средства в сумме 47 601 200 рублей. Кассовое исполнение составила эта же сумма.
Исполнение Республикой Ингушетии составило 2 505 300 рублей, что на 11 224 700 рублей меньше, предусмотренного Целевой программой и соглашением.
Пунктом 20 соглашения предусмотрено, что внесение в настоящее соглашение и приложения к нему изменений в связи с изменениями законодательства Российской Федерации, а также актов Правительства Российской Федерации осуществляется Минтрудом России в одностороннем порядке путем направления Правительству РИ соответствующего письменного уведомления в месячный срок со дня вступления в силу изменений законодательства Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации. Внесенные изменения в настоящее соглашение вступают в силу для сторон со дня вступления в силу соответствующих изменений законодательства Российской Федерации.
Иные изменения вносятся в настоящее соглашение по согласованию сторон путем оформления дополнительного соглашения, подписанного уполномоченными представителями сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года N 792 в Целевую программу были внесены изменения касающиеся сокращения финансирования мероприятий по реконструкции и расширению детского оздоровительного лагеря "Эрзи" в селе Лейми Джейрахского района РИ (раздел 2 "Капитальное строительство", "Минтруд России") из федерального бюджета на 10 %, что составило 47 601 200 рублей - из федерального бюджета, и 2 505 300 рублей - из бюджета Республики Ингушетия на 5 % меньше изначально предполагаемой суммы финансирования из регионального бюджета.
Указанные изменения Минтрудом России в соглашение от 14.07.2015 не вносились.
Материалами дела подтверждается исполнение Республикой Ингушетии своих обязательств по финансированию Целевой программы, с учетом сокращения доли финансирования мероприятий данной программы за счет средств республиканского бюджета с 10% до 5 %.
В суммарном эквиваленте средства республиканского бюджета составили 2 505 300 рублей, что подтверждается расходными расписаниями от 19.11.2015 N 3112, от 25.11.2015 N3161 и от 03.12.2015 N 3372.
Изменения размеров финансирования закреплены Законом Республики Ингушетия от 26.12.2014 N 70-РЗ "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", согласно которому средства бюджета Республики Ингушетия на вышеуказанные цели предусмотрены в размере 2 505 300 рублей.
Суд счел, что республикой в лице Минфина РИ в 2015 году софинансирование мероприятий Целевой программы по объекту "Реконструкция и расширение оздоровительного лагеря "Эрзи" в с. Лейми Джейрахского района" осуществлено в пределах изменений внесенных Постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 N 792, предусматривающих сокращение предельных объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал, что основания, свидетельствующие об ухудшении значений, показателей результативности использования субсидий, в результате неполного финансирования бюджетом Республики Ингушетия Целевой программы, отсутствуют.
Доводов, основанных на доказательствах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы от уплаты государственной пошлины освобождены, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы с министерства не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 26.07.2017 по делу N А18-293/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-293/2017
Истец: Министерство труда и социальной защиты РФ
Ответчик: Министерство финансов Республики Ингушетия, Правительство РИ
Третье лицо: Министерство труда,занятости населения и социального развития РИ, МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ, Управление Федерального казначейства по РИ
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10861/17
09.10.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3936/17
09.10.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3936/17
26.07.2017 Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия N А18-293/17