г. Самара |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А55-1505/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июля 2020 года по делу N А55-1505/2019 (судья Филатов М.В.),
по заявлению акционерного общества "Самаранефтегаз" (ОГРН 1026300956990, ИНН 63152291), г. Самара,
к Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица: ООО "Вавилон", ООО "Плато", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара,
об оспаривании отказа,
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества "Самаранефтегаз" - представитель Ефремова А.В. (доверенность от 01.09.2020),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Самаранефтегаз" (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту управления имуществом городского округа Самара (далее - ответчик, Департамент), в котором просило признать незаконным решение Департамента, изложенное в письме от 22.10.2018 N 15-07-26-36242 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9, площадью 24127 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Октябрьский район, ул. Санфировой, 95В.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019, оставленным без изменений постановлением суда апелляционной инстанции 07.10.2019, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 30.01.2020 Арбитражный суд Поволжского округа отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 26.06.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2019, направил вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований АО "Самаранефтегаз" в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает на то, что письмо Департамента от 22.10.2018 N 15-07-26/36242 по сути не является отказом в утверждении схемы расположения земельных участков.
Податель жалобы считает, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в случае нарушения прав заявителя, они подлежали восстановлению путем повторного рассмотрения Департаментом заявления, которое ранее последним по существу разрешено не было.
От Общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 28.07.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя АО "Самаранефтегаз", проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0643004:9 находятся объекты недвижимости, принадлежащие АО "Самаранефтегаз" на праве собственности: Нежилое здание (склад 7Д лакокрасок), литера Е, кадастровый номер 63:01:0643004:411, свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2002 серии 63-АА N 649344, Нежилое здание (склад 1-5-8), литера Ю. кадастровый номер 63:01:0643004:405, свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2002 серии 63-АА N 649343, Нежилое здание (склад временного хранения 6а, 7а, 7б), литера Щ1, кадастровый номер 63:01:0643004:415, свидетельство о государственной регистрации права от 19.09.2002 серии 63-АА N 649345, Нежилое здание (здание материальный склад 5,6), литера Щ, кадастровый номер 63:01:0643004:400, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572272, Нежилое здание (материальный склад красок), литера Ч, кадастровый номер 63:01:0643004:408, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572282, Нежилое здание (Материальный склад пропан), литера Ц, кадастровый номер 63:01:064304:1379, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572280, Нежилое здание (Гараж на 15 стоянок автомашин), литеры Х,Х1, кадастровый номер 63:01:0643004:397, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572279, Нежилое здание (Кузница с заплетным отделом), литера Ф, кадастровый номер 63:01:0643004:416, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572276, Нежилое здание (Здание пожарно-насосный пост), литеры С,О, кадастровый номер 63:01:0643004:1378, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572273, Сооружение, литера I, II, кадастровый номер 63:01:0643004:1382, свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о государственной регистрации права от 04.02.2003 серии 63-АЛ N 790881, Нежилое здание (материальный склад химической посуды), литера Р, кадастровый номер 63:01:0643004:412. свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о государственной регистрации права от 22.07.2002 серии 63-АА N 581679, Нежилое здание (сварочная мастерская), литеры В, Bl, В2, кадастровый номер 63:01:0643004:396, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572277, Нежилое здание (токарская мастерская), литера Д, Д1, Д2, Д3, кадастровый номер 63:01:0643004:421, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572275, Нежилое здание (материальный склад N 3), литера Ж, кадастровый номер 63:01:0643004:402, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572281, Нежилое здание (Душевая), литера И, кадастровый помер 63:01:0643004:407, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572278, Нежилое здание (Здание конторы), литера П, П1. кадастровый номер 63:01:0643004:395, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572283, Нежилое здание (кирпичный склад N 2), литера Я, Я1, кадастровый номер 63:01:0643004:1383, свидетельство о государственной регистрации права от 16.07.2002 серии 63-АА N 572274 (т.1, л.д. 16-32).
Данный земельный участок принадлежала праве постоянного (бессрочного) пользования Куйбышевской базе управления производственно-технического обслуживания и комплектации оборудованием объединения "Куйбышевнефть" на основании свидетельства N 678 от 03.08.1992, правопреемником которого является АО "Самаранефтегаз". Постановлением Главы г.о. Самара от 29.12.2005 N 4045 были уточнены границы земельных участков, принадлежащих АО "Самаранефтегаз" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
АО "Самаранефтегаз" как собственник объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в целях реализации своего права, предусмотренного п.1 ст.39.20 ЗК РФ, обратилось с заявлением N СНГ 43-0875 от 12.03.2018 (т.1 л.д. 9, 10) за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Данное заявление для рассмотрения направлено в Департамент управления имуществом г.о. Самара, которое в последующем, оспариваемым письмом N 15-07-26/36242 от 22.10.2018 (т.1 л.д. 12-15), возвратило АО "Самаранефтегаз" представленный вместе с заявлением N СНГ 43-0875 от 12.03.2018 пакет документов и сообщило, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.
Изложенные обстоятельства послужили для общества "Самаранефтегаз" основанием обратиться в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ определено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
В ходе рассмотрения дела суду представлена выписка из ЕГРН, из которой следует, что в границах исходного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9 расположено недвижимое имущество - сооружения, принадлежащее на праве собственности ООО "Вавилон", ООО "Плато".
Департамент управления имуществом в обоснование своей позиции при новом рассмотрении дела указал следующее.
В соответствии пп. 3 п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановление Администрации городского округа Самара от 29.03.2017 N 170 (далее - Административный регламент) для получения муниципальной услуги заявитель самостоятельно представляет в Департамент согласие в письменной форме землепользователя (землепользователей), землевладельца (землевладельцев), арендатора (арендаторов), залогодержателя (залогодержателей) исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, а также собственника (собственников) объекта (объектов) недвижимости, расположенного на данных земельных участках (в случае, если у исходного земельного участка или земельных участков, из которого (которых) образуется земельный участок, имеются землепользователь (землепользователи), землевладелец (землевладельцы), арендатор (арендаторы), залогодержатель (залогодержатели) и указанное согласие требуется в соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, либо на исходном земельном участке или земельных участках расположен объект (объекты) недвижимости).
Согласно пп. 3 п. 2.11 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного пунктом 2.6 Административного регламента.
При этом согласно п. 3.5 Административного регламента, если при проверке комплектности представленных заявителем документов, исходя из требований пункта 2.6 Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием заявления и документов, выявляет, что документы, представленные заявителем для получения муниципальной услуги, не соответствуют установленным указанным пунктом Административного регламента требованиям, оно уведомляет заявителя о недостающих документах и предлагает повторно обратиться, собрав необходимый пакет документов.
Вместе с тем, собственниками объектов недвижимости ООО "Плато", ООО "Вавилон" в Департамент направлены обращения от 08.10.2018, содержащие возражения относительно раздела исходного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9.
Таким образом, в силу указанных норм законодательства для раздела земельного участка требуется согласие собственников объектов недвижимости, расположенных на исходном земельном участке.
В соответствии с п.3.5 Административного регламента Департамент письмом от 22.10.2018 N 15-07-26/36248 возвратил заявителю пакет документов.
Кроме того, Департамент в обоснование своей позиции указал, что согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниваю, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ следует, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что уполномоченный орган местного самоуправления вправе отказать заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка, если она нарушает требования действующего законодательства, в том числе п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ.
Формирование земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию ("Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ, 2016).
Судом первой инстанции верно отмечено, что в материалах дела имеются выписки из ЕГРН, согласно которым ООО "Плато", ООО "Вавилон" являются собственниками сооружений, а не линейных объектов.
В соответствии с пунктами 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 ГрК РФ линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что законодатель разделяет понятия сооружение и линейный объект.
Кроме того, заявление АО "Самаранефтегаз" по существу рассмотрено не было, в связи с чем ссылку заявителя на необоснованный отказ в утверждении схемы расположения земельного участка нельзя признать соответствующей закону.
Муниципальный орган указал, что в данном случае согласно п. 3.5 Административного регламента имелось основание для возврата представленного заявителем пакета документов.
В случае устранения причин возврата документов Заявитель в праве повторно обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления с данным заявлением.
С точки зрения законодательства на орган местного самоуправления возложены полномочия по принятию решений о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельных участков государственная собственность, на которые не разграничена. Суд не вправе подменять органы власти и органы местного самоуправления, вынося решение по существу.
Вместе с тем, Департаментом при рассмотрении спорного обращения АО "Самаранефтегаз" не приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно статье 5 ЗК РФ:
- землепользователи это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
- землевладельцы - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Суд первой инстанции верно учтен тот факт, что ООО "Вавилон" и ООО "Плато" не являются ни землепользователями, ни землевладельцами, ни арендаторами спорного земельного участка, и их права планируемым разделом не затрагиваются.
Определен специальный порядок размещения линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком).
Такой сервитут устанавливается на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления без изъятия земельного участка.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее - Закон N 341-ФЗ) предусмотрено, помимо прочего, что юридические лица, имеющие на праве собственности, праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, имеют право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут, при условии, что право собственности, право оперативного управления или право хозяйственного ведения на указанные сооружения возникло до 01.09.2018.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство включены в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень, Постановление N 1300) (пункты 1, 2 Перечня).
В обжалуемом решении верно отмечено, что факт отнесения подземных линий электропередач и тепловых сетей к указанным в Постановлении N 1300 объектам подтвержден материалами дела: в отношении ЛЭП с кадастровым номером 63:01:0643004:226 в материалы дела представлены следующие документы:
- технический паспорт на ЛЭП, предоставленный ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области. Из данного технического паспорта следует, что данные ЛЭП имеют уровень напряжения 0,4 кВ. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. В отношении указанных земельных участков собственники объектов недвижимости, перечисленных в Постановлении N 1300, не обладают какими-либо вещными правами, а, следовательно, их права не могут быть нарушены планируемым разделом земельного участка. В перечень таких объектов недвижимости, согласно п. 5 Постановления, входят линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство. Согласно ст. 3.1 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" получение разрешения на строительство не требуется при строительстве, реконструкции линий электропередач классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование. Таким образом, ЛЭП с кадастровым номером 63:01:0643004:226 с уровнем напряжения, равным 0,4 кВ, относятся к объектам, которые поименованы в п. 5 Постановления N 1300, и, следовательно, согласие собственника ЛЭП ООО "Вавилон", для целей утверждения схемы, не требуется, поскольку права такого собственника не затрагивается планируемым разделом спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9.
- акт осмотра от 15.05.2019, подтверждающий факт нахождения принадлежащих ООО "Вавилон" линий электропередач под землей. В силу сложившейся правоприменительной практики собственники подземных инженерных коммуникаций не обладают какими-либо вещными правами на земельный участок. Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе под их поверхностью. Данные подземные линии электропередач с кадастровым номером 63:01:0643004:226 имеют протяженность 3832 м (согласно представленной ранее выписке из ЕГРН), и соответственно, могут проходить через значительное количество иных земельных участков без каких-либо договорных отношений с их собственниками.
В отношении тепловых сетей с кадастровым номером 63:01:0643004:233 в материалах дела имеются следующие доказательства: ответ Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) N 01-15/13823 от 21.05.2019, в соответствии с которыми тепловые сети, принадлежащие ООО "Плато", в качестве опасных производственных объектов не зарегистрированы.
Суд первой инстанции правильно указал на то, что в соответствии с п.7 указанного Постановления N 1300 к таким объектам, в частности, относятся тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Согласно ст.3.1 Закона Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" к таким тепловым сетям, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, относятся тепловые сети, транспортирующие водяной пар с рабочим давлением до 0,07 мегапаскаля включительно или горячую воду с температурой до 115 градусов Цельсия.
В соответствии с приложением N 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля пара, газа либо воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Суд первой инстанции верно указал на то, что отсутствие указанных тепловых сетей в реестре опасных производственных объектов свидетельствует об отнесении данных тепловых сетей к тем объектам, которые поименованы в п. 7 Постановления N 1300.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал верный вывод, что ООО "Плато" не требуется оформление прав на спорный земельный участок, и потому, его права никак не могут быть затронуты планируемым разделом.
Из имеющихся в материалах дела письмах ООО "Вавилон" и ООО "Плато" об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка следует, что отказ мотивирован только тем, что ООО "Вавилон" и ООО "Плато" являются собственниками линейных объектов, расположенных в границах спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9, и что в силу п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ такое согласие необходимо.
Между тем, согласно сложившейся правоприменительной практике нахождение в пределах земельного участка подземных и иных инженерных коммуникаций не является основанием для его предоставления их собственникам на каком-либо праве.
Суд первой инстанции верно указал на то, что других доводов, обосновывающих отказ в предоставлении согласия в утверждении схемы, ООО "Вавилон" и ООО "Плато" не приведено.
Более того, при рассмотрении настоящего дела указанные общества не выразили возражений против удовлетворения заявления АО "Самаранефтегаз".
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обязательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, суд должен сам выбрать способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статьи 2 АПК РФ, судебные акты арбитражного суда не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации, о чем указал в своем отзыве Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Вместе с тем, определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.
С учетом установленных судом в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно избрал способ восстановления нарушенного права АО "Самаранефтегаз" в виде принятия мер направленных на утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:01:0643004:9, площадью 24 127 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Октябрьский район, ул. Санфировой, 95В.
Довод подателя жалобы о том, что письмо Департамента от 22.10.2018 N 15-07-26/36242 не является отказом в утверждении схемы расположения земельных участков, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку в данном письме сообщалось, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представляется возможным.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявление общества, направленное 12.03.2018, Департамент рассматривал 7,5 месяцев, а в своем отзыве на исковое заявление Департамент указал, что в целях рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, он направил письмо с требованием предоставить согласие ООО "Вавилон" и ООО "Плато".
Ссылку подателя жалобы на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в случае нарушения прав заявителя, они подлежали восстановлению путем повторного рассмотрения Департаментом заявления, арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной, поскольку заявитель, воспользовавшись своим правом, согласно нормам процессуального законодательства обратился в суд.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, применив при этом соответствующие нормы материального права.
С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июля 2020 года по делу N А55-1505/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1505/2019
Истец: АО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент градостроительства городского округа Самара, ООО "Вавилон", ООО "ПлатО", Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-69656/20
27.10.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12612/20
28.07.2020 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1505/19
30.01.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57225/19
07.10.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13748/19
26.06.2019 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-1505/19