город Томск |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А27-14337/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-9115/2020) на решение от 14.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14337/2020 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Камышова Ю.С.) по заявлению открытого акционерного общества "Кузбассфарма" (650036, Кемеровская область, город Кемерово, улица Терешковой, дом 52, ОГРН 1074205001353, ИНН 4205121934) к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кузбассфарма" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительными решений от 12.05.2020 N 052S191200003200, N 052S191200003201, N 052S191200003202, N 052S191200003203 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 14.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, признаны недействительными решения Пенсионного фонда, с Пенсионного фонда в пользу Общества взысканы 12 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 14.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14337/2020 отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), указывает на правомерность привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в исходных отчетах, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Отзыв Общества во внимание не принимается ввиду отсутствия доказательств его направления другой стороне на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная":
- за июль 2019 года на 82 застрахованных лица - 08.08.2019, что подтверждается протоколом проверки отчетности от 08.08.2019;
- за сентябрь 2019 года на 79 застрахованных лиц - 07.10.2019, что подтверждается протоколом проверки отчетности от 07.10.2019;
- за октябрь 2019 года на 79 застрахованных лиц - 14.11.2019, что подтверждается протоколом проверки отчетности от 14.11.2019;
- за ноябрь 2019 года на 79 застрахованных лиц - 11.12.2019, что подтверждается протоколом проверки отчетности от 11.12.2019.
19.02.2020 Общество направило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, сведения о котором отсутствовали в формах СЗВ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.02.2020 N 052S18200002633, N 052S18200002634, N 052S18200002635, N 052S18200002636.
Пенсионным фондом вынесены решения от 12.05.2020 N 052S19200003200, N 052S19200003201, N 052S19200003202, N 052S19200003203 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 500 руб. по каждому решению.
Не согласившись с указанными решениями Пенсионного фонда, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Общество в целях исправления ошибок 19.02.2020 предоставило дополняющие ежемесячные отчеты по форме СЗВ-М, то есть до проведения Пенсионным фондом проверки.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды:
за июль 2019 года - не позднее 15 августа 2019 года, за сентябрь 2019 года - не позднее 15 октября 2019 года, за октябрь 2019 года - не позднее 15 ноября 2019 года, за ноябрь 2019 года - не позднее 16 декабря 2019 года (с учетом выходных дней).
Судом установлено, материалами дела подтверждено (отражено в актах проверки от 27.02.2019 N 052S18200002633, N 052S18200002634, N 052S18200002635, N 052S18200002636, в решениях Пенсионного фонда от 12.05.2020 N 052S19200003200, N 052S19200003201, N 052S19200003202, N 052S19200003203) представление Обществом сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в установленный законом срок.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на 1 застрахованное лицо выявлены, исправлены и формы СЗВ-М тип "дополняющая" за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года представлены Обществом самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание то, что формы СЗВ-М тип "исходная" за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года направлены Обществом с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно Обществом устранены, что не опровергнуто Пенсионным фондом, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды (июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года), откорректировав их путем представления в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М тип "дополняющая") за эти отчетные периоды до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку исходная форма отчетности была представлена в Пенсионный фонд своевременно, а уведомление об обнаружении ошибок в представленной страхователем форме отчетности в адрес Общества не направлялось, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае имеются правовые основания для освобождения страхователя от ответственности в виде взыскания финансовой санкции, установленной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Выводы суда первой инстанции согласуются с правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на 1 застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в исходных отчетах, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 1 застрахованного лица впервые и с нарушением срока, отклоняются как основанные на неверном толковании указанных норм права, которые предоставляют страхователю право дополнять и уточнять (исправлять) ранее переданные им сведения о застрахованных лицах до момента обнаружения ошибок Пенсионным фондом, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М при самостоятельном выявлении ошибки страхователем (статьи 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункт 39 Инструкции N 766н в редакции, действующий в спорный период), ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют, заявленные Обществом требования судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-14337/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14337/2020
Истец: ОАО "Кузбассфарма"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области межрайонное