г. Чита |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А58-3505/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская Жилищная Компания" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2020 года по делу N А58-3505/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская Жилищная Компания" (ОГРН 1061434017754, ИНН 1434033057, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, далее - управление, административный орган) о признании недействительным предписания от 12.03.2020 N 08-02-135-20-Л.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Товарищество собственников жилья "Жилой дом N 18 по ул. Ленина" (ОГРН 1101434001459, ИНН 1434041315, далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2020 года по делу N А58-3505/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что если управляющая компания не имела техническую и иную документацию, связанную с управлением МКД, то она не должна восстанавливать ее и передавать ее новой управляющей компании, либо в ТСЖ. Такую обязанность можно возложить на управляющую компанию только в том случае, если указанные документы ей когда-то передавались и ею же были впоследствии утрачены.
Управление и третье лицо в отзывах с доводами апелляционной жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 03.10.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на жалобу, пояснения, возражения на отзыв, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно распоряжению главы Нерюнгринского района от 14.03.2006 N 457-р многоквартирный дом N 18 по улице Ленина в городе Нерюнгри в управление заявителя был передан с 01.04.2006. Прием передача дома осуществлялась комиссией, созданной распоряжением Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района от 24.03.2006 N 83-р, без передачи технической или иной документации от МУП "Дирекция единого заказчика", прекратившего деятельность 01.03.2010.
30.08.2010 было создано Товарищество собственников жилья "Жилой дом N 18 по улице Ленина".
Заявителем представлены акт приема-передачи от 06.05.2019, акты приема-передачи документов от 06.05.2019 и от 27.12.2019, акт приема передачи документов, связанных с деятельностью ТСЖ "Жилой дом N 18 по улице Ленина" при проведении капитального ремонта от 30.12.2019, письма от 14 и 28 января 2020 года N 12 о передаче дополнительной документации (кадастровый паспорт, технический план здания, информация по индивидуальным приборам учета, и другое). На личную электронную почту председателя правления ТСЖ были направлены отчет управляющей компании ООО "Нерюнгринская Жилищная Компания" перед собственниками помещений о выполненной за 2019 год работе по содержанию общего имущества ТСЖ "Жилой дом N 18 по улице Ленина", свидетельство о поверке, акт проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 и другую документацию.
По результатам проверки, составив акт проверки от 12.03.2020, управление вынесло оспариваемое предписание от 12.03.2020 N 08-02-135-20-Л об устранении нарушений лицензионных требований, которым заявителю предписано передать третьему лицу техническую и иную документацию на многоквартирный дом N 18 по улице Ленина города Нерюнгри и иные, связанные с управлением таким домом документы, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в полном объеме по акту приема-передачи.
Оспариваемое предписание получено заявителем 19.03.2020.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, определен разделом V Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В пункте 18 Правил N 416 определено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В соответствии с пунктом 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно пункту 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Подлежащие передаче документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения о составе и состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы (акты) о приемке результатов работ; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
На основании пункта 26 Правил N 491 в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В пункте 27 Правил N 491 установлено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Кроме того, в пунктах 1.5.1 и 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, содержится перечень технической документации долговременного хранения и документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия.
Обязанность передать техническую документацию возникла у общества в результате создания товарищества в целях необходимости последнему осуществлять деятельность по обслуживанию многоквартирного дома.
В случае отсутствия такой документации по причине ее неоформления в период управления многоквартирным домом она должна быть изготовлена за счет заявителя и передана третьему лицу.
Выдав заявителю предписание об устранении нарушений жилищного законодательства, управление обоснованно исходило из нарушения заявителем Правил N 416. Таким образом, имелись правовые основания для выдачи предписания, поскольку общество допустило нарушение требований жилищного законодательства и создало препятствия третьему лицу в управлении многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах, доводы апеллянта о том, что обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту управляющую компанию, у которой данная документация имелась, а также о том, что, если управляющая компания не имела техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, то она не должна восстанавливать ее и передавать ее новой управляющей компании, либо в ТСЖ, такую обязанность можно возложить на управляющую компанию только в том случае, если указанные документы ей когда-то передавались и ею же были впоследствии утрачены, являются необоснованными и прямо противоречат положениям пункта 20 Правил N 416, пунктов 24, 26, 27 Правил N 491.
Ссылка апеллянта на определение Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2019 N 303-ЭС19-9889 отклоняется судебной коллегией, поскольку настоящее дело рассмотрено при иных фактических обстоятельствах. В частности, оспариваемое в настоящем деле предписание содержит указание на конкретные документы, подлежащие передаче.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что предписание является законным, обязанность на заявителя возложена обоснованно, вследствие чего предписание является исполнимым.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2020 года по делу N А58-3505/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3505/2020
Истец: ООО "Нерюнгринская Жилищная Компания"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ТСЖ "Жилой дом N18 по ул. Ленина"