город Москва |
|
26 октября 2020 г. |
дело N А40-68518/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 20.10.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.10.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (АО "Концерн Росэнергоатом")
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-68518/20
по заявлению АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (АО "Концерн Росэнергоатом") (ОГРН 5087746119951)
к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (ОГРН 1047743056030)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Губин Н.П. по доверенности от 01.04.2019;
от заинтересованного лица - Валитова В.В. по доверенности от 09.01.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 в удовлетворении заявленных АО "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" требований о признании незаконным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 26.09.2019 N 15-07/34667031 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 2.2.1 по доначислению налога на имущество организаций в сумме 155.856.754 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам, изложенным в жалобе и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представители общества и налогового органа поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка АО "Концерн Росэнергоатом" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты, удержания и перечисления в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2016 по 30.09.2018, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 17.07.2019 N 15-07/30979514 и вынесено решение от 26.09.2019 N 15-07/34667031 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", согласно которому общество привлечено к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафов в общем размере 76.792.445 руб. (из которого 27.546.693 руб. по налогу на имущество), ему начислены налог на имущество организаций на сумму 156.999.339 руб. (за 2016 год - 127.323.344 руб., 2017 год - 29.675.995 руб.) и пени за его несвоевременную уплату в размере 22.753.202 руб., предложено уплатить доначисленные налоги, пени и штрафы, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись с указанным решением в части доначисления налога на имущество организаций в сумме 155.856.754 руб., соответствующих сумм пени и штрафа (по основаниям п. 2.2.1 мотивировочной части), заявитель в порядке, предусмотренном ст. 139.1 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий орган.
Решением Федеральной налоговой службы от 21.01.2020 N СЛ-4-9/891@ решение инспекции от 26.09.2019 N 15-07/34667031 оставлено без изменения.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса.
На основании п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2016 году - 1,3 %, в 2017 году - 1,6 %.
Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов".
Объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми
приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х00000000 - раздел, XX 0000000 -подраздел XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX ХХХХХХХ - вид.
Таким образом, в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание", состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ) является объект со всеми
приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ. независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на применение льготы связано с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; - имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета; налогоплательщиком представлены документы, подтверждающие применение льготы.
Из обстоятельств дела следует, что в 2016 году по месту нахождения филиалов общества Балаковская АЭС, Белоярская АЭС, Билибинская АЭС, Калининская АЭС, Кольская АЭС, Курская АЭС, Ленинградская АЭС,
Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС, Смоленская АЭС, дирекция строящейся Костромской АЭС применена пониженная налоговая ставка - 1,3 % (том 2 л.д. 43, 48-49); в 2017 году по месту нахождения филиалов Балаковская АЭС, Белоярская АЭС, Билибинская АЭС, Калининская АЭС, Кольская АЭС, Курская АЭС, Ленинградская АЭС, Нововоронежская АЭС, Ростовская АЭС, Смоленская АЭС, дирекция строящейся Костромской АЭС применена пониженная налоговая ставка - 1,6 % (том 2 л.д. 43, 48-49).
Обществом представлены перечни имущества, по которым применены налоговые ставки по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (том 5 л.д. 69), оценив которые суд пришел к выводу о том, что перечисленные в нем объекты не могут быть признаны относящимися к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, предусмотренным Перечнем имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 504.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
Субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе: производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажа электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности), организация купли-продажи электрической энергии и мощности.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" экономической основой функционирования электроэнергетики является обусловленная технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии на оптовом и розничных рынках.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 N 648 и от 26.01.2006 N 41.
При этом к таким участникам по смыслу отраслевого законодательства относятся непосредственно сетевые организации.
Основным видом деятельности общества является выработка энергии.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Закона "Об электроэнергетике" предусмотрено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, в целях выполнения воли законодателя о разграничении монопольных и конкурентных видов деятельности в энергетике, генерация выделилась в отдельное юридическое лицо.
В соответствии с основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными постановлением Российской Федерации от 11.07.2001 N 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации", предусмотрено обособление различных видов деятельности в энергетической сфере: генерации (производства энергии), оказания услуг по передаче энергии, сбыта энергии, оперативно-диспетчерского управления, а также определено понятие "производство энергии (генерация)" и "передача электрической энергии (мощности)".
Производство энергии (генерация) - коммерческая деятельность организаций независимо от организационно-правовой формы по производству и продаже (поставке) электрической энергии (мощности) и (или) тепловой энергии (мощности) на оптовый или розничные рынки для дальнейшего преобразования, передачи, распределения и продажи (поставки) потребителям.
Передача электрической энергии (мощности) - оказание коммерческим организациям независимо от организационно-правовой формы - субъектам оптового рынка электроэнергии (мощности) услуг по передаче электроэнергии (мощности) по магистральным линиям электропередачи.
В состав АО "Концерн Росэнергоатом" входят 10 атомных станций России, обеспечивающие деятельность генерирующей компании, в эксплуатации которых находятся 35 энергоблоков с реакторами, доля выработки которых составляет порядка 18 % среди всех станций России.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества является производство электрической и тепловой энергии атомными станциями и выполнение функций эксплуатирующей организации ядерных установок (атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ (том 1 л.д. 97).
В состав атомного энергопромышленного имущественного комплекса (АЭПИК) входит совокупность недвижимого и иного движимого имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный
производственный процесс в области использования атомной энергии.
Указанными нормами Федерального закона закреплены объекты использования (оборудования) атомных станций, в деятельности которых отсутствует
энергопередающее оборудование.
Законодательно закреплена деятельность только на производство электрической (тепловой) энергии.
Таким образом, АО "Концерн Росэнергоатом" является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики, и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
Исходя из сложившихся в судебной практике подходов применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций
распространяется исключительно на сетевые организации.
Генерирующие организации, как и заявитель, в силу определенной направленности не подпадают под критерий лиц, которые могут использовать предусмотренную п. 3 ст. 380, п. 11 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации преференцию.
Из этого следует вывод об отсутствии оснований льготирования имущества, используемого в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса ее выработки с процессом передачи.
Отклоняя довод общества о том, что выводы налогового органа о том, что все спорное имущество, находящееся на территории филиалов общества, используется только для производства электроэнергии и не является энергопередающим, отклоняются.
Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В силу ст. 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
имущественный комплекс в области использования атомной энергии представляет собой совокупность недвижимого и иного имущества, имеющего единое производственно-технологическое назначение и непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и (или) реализации продукции (работ, услуг) и обеспечивающее непрерывный
производственный процесс.
В состав АЭПИК предлагается включать объекты недвижимости имущества: ядерные установки, в том числе атомные станции; пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов; иное движимое имущество, непосредственно используемое организацией атомного энергопромышленного комплекса для производства и реализации продукции, работ, услуг и обеспечивающее непрерывный производственный процесс.
Согласно ГОСТ 21027-75 энергетической системой называется совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.
В соответствии с п. 34 ГОСТ 19431-84 линия электропередачи - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстоянии.
На основании п. 27 ГОСТ 19431-84 электростанция - это энергоустановка или группа электроустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.
Согласно п. 21 ГОСТ 19431-84 потребитель электрической энергии (тепла) - предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приемники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
К энергетическим производственно-технологическим комплексам (в дальнейшем - ЭПТК) относятся: гидроэлектростанции (ГЭС) приливные электростанции; гидроаккумулирующие электростанции; государственные районные электростанции (ГРЭС); тепловые электростанции (ТЭС, ГТЭС); теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).
В соответствии с приказом Госстроя России от 17.11.2000 N 261 "Об утверждении Методических указаний по составлению технической документации энергетических производственно-технологических комплексов ГЭС и ТЭС
(гидроэлектростанций и тепловых электрических станций) для целей государственной регистрации прав на недвижимое имущество", энергетические производственно -технологические комплексы ГЭС и ТЭС являются основной частью имущественного комплекса и означают сложную вещь, состоящую из зданий и сооружений (разнородных вещей), функционально и технологически связанных, образующих единое целое и предназначенных для производства (выработки) электрической энергии за счет использования механической энергии воды или в результате преобразования тепловой энергии, выделяющейся при сжигании органического топлива.
Довод заявителя о том, что ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России", не означают при соблюдении требований этого Закона невозможности владения на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, функциональным назначением которых является обеспечение электрических связей, передача и распределение электрической энергии. Распределение созданных и подключаемых в результате технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства общества и сетевой организации отражены в соответствующих актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности правомерно признан арбитражным судом необоснованным со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ.
Согласно указанной норме атомные станции общества не могут иметь оборудование, осуществляющих передачу электрической (тепловой) энергии, а имеющиеся объекты основных средств, согласно Федеральному закону от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" имеют свой жизненный цикл, который не предусматривает функцию энергопередачи, то есть не являются электросетевыми.
Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России" установлены правила оптового рынка, которыми предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности.
В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих мощностей в отношении: - атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
Поскольку общество является собственником всех атомных станций России, то в Федеральном законе от 04.11.2007 N 250-ФЗ ФЗ от 04.11.2007 содержится непосредственное указание на Правила оптового рынка как для организации - владельца генерирующих мощностей, то есть законодательно закреплена его деятельность только как производителя электрической (тепловой) энергии.
Таким образом, законодательно закреплены объекты использования (оборудование) атомных станций в ходе своей деятельности, среди которых отсутствует энергопередающее оборудование. Учитывая изложенное, общество является субъектом электроэнергетики, осуществляющий производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики, и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
Таким образом, спорные объекты не относятся и не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и,
соответственно, в отношении данных объектов не могут быть применены положения п. 11 ст. 381, п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отклоняя довод общества о недостоверности результатов технической экспертизы, изложенных в экспертном заключении Автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина" N 37-11-17, на которых основаны выводы оспариваемого решения налогового органа, суд правомерно исходил из следующего.
Инспекцией в ходе выездной налоговой проверки использовано заключение эксперта от 21.11.2017 N 27-11-17 Автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина". Необходимость проведения технической экспертизы возникла для проведения детального анализа с целью определения функционального назначения объектов основных средств, в отношении которых применяются положения п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации, для проверки правомерности их отнесения к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов.
В указанном экспертном заключении приведено подробное обоснование вывода о том, что спорные объекты основных средств не относятся к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, либо к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, так как не отвечают критериям относимости.
Экспертами проведен анализ имущества, предназначенного для транспортировки ресурсов (нефти, газа и электроэнергии) с точки зрения первичного
(системообразующего) звена соответствующей инфраструктуры (нефте-и газопроводов, линийний энерго- и электропередачи), а также технологической принадлежности спорного имущества.
Из экспертного заключения следует, что обязательными признаками отнесения объектов имущества к магистральным трубопроводам (согласно Перечню
Постановления N 504) является: начальная точка выхода с места выработки (добычи) преобразованной (при помощи энергоустановок, включающих в себя аппараты, агрегаты для преобразования электрической энергии в другой вид энергии) для передачи электрической энергии с места выработки (по месту разграничения балансовой принадлежности основных средств электростанции или магистральным электросетям с установкой соответствующих приборов учета для последующих взаимных расчетов). Согласно представленным актам счетчики учета поставки электроэнергии, произведенной и преобразованной АО "Концерн Росэнергоатом", расположены на границе балансовой принадлежности с принимающими устройствами ПАО "ФСК ЕЭС".
Таким образом, объекты основных средств для отнесения их к льготируемому имуществу: должны быть неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и участвовать в процессе передачи энергии; должны выходить за пределы электростанции; должны быть предназначены для передачи энергии на расстояние.
Имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не относится к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов.
Оценка выводам экспертов Автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина", изложенным в экспертном заключении от 21.11.2017 N 27-11-17, как соответствующим фактическим обстоятельствам использования спорных объектов, их роли в технологических процессах общества и требованиям законодательства дана в судебных актах по делу N А40-179979/18-20-4277 по заявлению АО "Концерн Росэнергоатом" о признании недействительным решения Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 10.01.2018 N 03-1-29/1/1 по результатам предшествующей выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Возражая против выводов экспертного заключения Автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина" от 21.11.2017 N 27-11-17, заявитель ссылался на экспертные заключение ООО "Первая Объединенная Экспертиза", представленные в материалы дела.
Вместе с тем, представленное заявителем экспертное заключение, не содержит подписки экспертов о предупреждении их об ответственности; привлеченными экспертами в рамках проводимой экспертизы применены нормативные акты, не относящиеся к рассматриваемому вопросу.
Согласно представленным заявителем заключениям экспертов следует, что экспертами проведены осмотры без присутствия налогового органа и без учета мнения налогового органа о выборе экспертной организации.
Отклоняя довод общества о том, что 755 спорных объектов основных средств, предназначены исключительно для передачи электрической энергии, арбитражный суд правомерно исходил из анализа и оценки представленных доказательств, в частности результатов экспертизы.
В обоснование оспариваемого решения налогового органа заявитель указывает, что спорные основные средства могут одновременно являться неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и неотъемлемой технологической частью объектов генерации и о правомерности применения пониженной ставки в отношении спорных объектов.
Вместе с тем, для применения льготы, пониженной ставки по налогу на имущество, налогоплательщиком должны быть одновременно соблюдены следующие условия: присвоение кода ОКОФ к объекту основных средств, в соответствии с Перечнем N 504; объекты основных средств должны соответствовать техническим характеристикам, отраженным в примечании к кодам ОКОФ; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Право на применение льготы связано с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).
Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Общество является субъектом электроэнергетики, осуществляющим производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики, и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии.
В силу ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь).
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи. Все спорные объекты располагаются на электростанциях и являются их неотъемлемой технологической частью.
По своему содержанию положение ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации дает нормативное определение понятия "сложная вещь" и приравнивает сложные вещи к неделимым. Из целей деятельности общества следует, что создаваемая энергия передается в последующем до точек разграничения балансовой принадлежности в адрес иных участников рынка электроэнергии.
Конструктивная связь объектов генерации с линиями энергопередачи не влияет на их функциональную способность вырабатывать энергию (тепловую или электрическую), поскольку при отключении от линий энергопередачи или замене их на другие, способность генерации вырабатывать энергию не будет утрачена.
Таким образом, спорные основные средства не могут одновременно являться неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи и неотъемлемой технологической частью объектов генерации, поскольку это приведет к правовой неопределенности статуса данных объектов.
Между электрической частью электростанций, потребителей электрической энергии и электрическими сетями, между тепломеханической частью ТЭЦ и тепловыми сетями имеется четкое технологическое и организационное разграничение.
Это разграничение устанавливается при технологическом подключении потребителей и производителей электрической и тепловой энергии к сетям и фиксируется в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон - сетевых организаций и производителей и потребителей электрической и тепловой энергии.
На границе балансовой принадлежности осуществляется передача в сети электрической (или тепловой) энергии заданного качества и требуемого количества с необходимым учетом и фиксацией. Таким образом, из анализа действующего законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, а также применения национальных стандартов следует, что все спорное оборудование участвует в генерации энергии и в ее поддержании, а также в регулировании необходимых параметров.
При этом, наличие иных заявленных видов деятельности в Уставе организации не влияет на функциональное назначение предприятия.
Основным направлением деятельности заявителя является именно генерация энергии, что в силу гражданского законодательства связывает имущество, числящееся на балансе налогоплательщика, в единый сложный объект и определяет судьбу косвенных объектов по отношении к основному имущественному объекту.
Из материалов дела, основная часть спорных объектов заявителя оценена в экспертном заключении Автономной некоммерческой организации "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина" от 21.11.2017 N 27-11-17 при рассмотрении дела N А40-179979/18-20-4277, при этом оспариваемым решением произведено доначисление налога по 14 объектам, по которым экспертиза не проводилась (том 8 л.д. 72).
При этом, судом первой инстанции принято во внимание, что указанные объекты идентичны объектам, по которым экспертиза была проведена. Доводов о существенном изменении технических характеристик объектов, которые ранее были предметом налоговой проверки, обществом не заявлено.
Имеющиеся в деле доказательства, в том числе технические паспорта и руководства по эксплуатации, экспертное заключение, подтверждают выводы Инспекции в отношении спорных объектов, что они не относятся и не могут относится к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" (электронный носитель том 8 л.д. 31): Трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ00). Код ОКОФ 143 115 010, инвентарный номер 1501301041; Трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ10). Код ОКОФ 143 115 010 инвентарный номер 1501301042; Трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ20). Код ОКОФ 143 115 010 инвентарный номер 1501301043; Трансформатор АОДЦТН-167000/500 (4АВТ30). Код ОКОФ 143 115 010. инвентарный номер 1501301044.
Вместе с тем, аналогичные трансформаторы на Калининской, Нововоронежской атомных станциях исследованы при проведении экспертизы Автономной
некоммерческой организацией "Центр содействия развитию судебно-экспертной деятельности "Экспертное бюро Истина", выводы в отношении них имеются в заключении от 21.11.2017 N 27-11-17, например, объекты с инвентарными номерами 9 800 704, 9 800 703, 9 800 682, 9 800 556, 9 800 541, 5363.
Правомерность применения пониженной ставки в отношении объектов с инвентарными номерами 1501301041; 1501301042; 1501301043; 1501301044 была предметом судебной оценки по делу N А60-37725/2018, в судебных актах по которому доводы заявителя признаны необоснованными.
Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция" (электронный носитель - том 8 л.д. 31): Устройство испытательное "Ретом-61", аксессуары и стандартный.
Код ОКОФ 143312420, инвентарный номер 109348; Оборудование склада ОРУ. Код ОКОФ 143 149010, инвентарный номер 95599 "ВЛЗ 6 кВ КАЭС -БКТП "г. Лысая". Код ОКОФ 124 521 125, инвентарный номер 112160; Система мониторинга технического состояния изоляции трансфор. Код ОКОФ 143312421, инвентарный номер 112 247.
Объекты с аналогичными техническими характеристиками исследовались экспертами на иных атомных станциях заявителя.
Экспертами исследован объект "Устройство испытательное "Ретом-61".аксессуары и стандартный" с инвентарным номером 109230 на Кольской атомной станции, объекты ОРУ с инвентарными номерами 41050434, 41050444 на Курской атомной станции, с инвентарным номером 4000058 на Ленинградской атомной станции, и других; объекты "Воздушные линии" с инвентарными номерами 30 072, 30 086 на Кольской атомной станции.
Предметом исковых требований общества по делу N А42-1068/2019 являлись объекты "Устройство испытательное "Ретом-6 Г1.аксессуары и стандартный"; Оборудование склада ОРУ; "ВЛЗ 6 кВ КАЭС - БКТП "г. Лысая"; система мониторинга технического состояния изоляции трансфор.
До рассмотрения указанного дела судом по существу, заявитель представил заявление об отказе от требований и прекращении производства по делу.
Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Курская атомная станция" (электронный носитель том 8 л.д. 31): Силовое электротехническое оборудование электролизной. Код ОКОФ 143 120 160; инвентарный номер 41050403. Паспорт сосуда N А-439. Паспорт сосуда N А-507. Заключение по результатам комплексного технического диагностирования N 396-ТУ/2015 на техническое устройство Электролизер, per. N А-4-1273, зав. N2002200 к-т:149
Идентичные объекты с инвентарными номерами 50677, 50678 исследованы в ходе экспертизы на Смоленской атомной станции.
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.05.2020 N А35-1982/2019 признано необоснованным применение заявителем пониженной ставки, в том числе по объекту "Силовое электротехническое оборудование электролизной".
По Филиалу АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция" (электронный носитель том 8 л.д. 31):
ОУТ с путями перекатки. Главная схема (система выдачи электрической мощности). Код ОКОФ 143120010, инвентарный номер 403 389. Паспорт "Трансформатор ТРДЦН-63000/220-У1 ВГЕИ.672638.009 ПС". Паспорт
"Трансформатор (автотрансформатор) типа ТЦ-630000/500-У1 ВБИЕ 672000.001 ПС". Гибкие связи от ГК до ОРУ. Главная схема (система выдачи эл.мощности). Код ОКОФ 143120010, инвентарный номер 404 901. Паспорт N 36 ЮИ-121.00.00 ПС Изолятор линейный тарельчатый стеклянный.
ОРУ - 500 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности). Код ОКОФ 143120010, инвентарный номер 405 901. Паспорт ЗНЭК.670202.096 ПС "Ограничитель перенапряжений нелинейный типа ОПН-500/303/20/1400 УХЛ1 по ТУ 3414-025-52147576-2003". Руководство по эксплуатации ЗНЭК.670205.057 РЭ "Ограничители перенапряжений нелинейные класса напряжения 500 кВ по ТУ 3414-025-52147576-2003". Паспорт "Трансформатор тока типа Current transformes type sas 550/5G". Паспорт "Подставка для высокочастотного заградителя типа DLTC". Паспорт "Реактор ВБИЕ.672000.024 ПС".
ОРУ - 220 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности). Код ОКОФ 143120010. Инвентарный номер 406389. Техническое описание и инструкция по эксплуатации "Ограничители перенапряжения нелинейные типов ОПН-110УХЛ1, ОПН-150У1, ОПН-220УХЛ1, ОГШ-330У1, ОПН-500УХЛ1". Паспорт "Ограничители перенапряжения нелинейные ОПН-110-500УХЛ1". Паспорт "Подставка для
высокочастотного заградителя типа DLTC". Паспорт ИВЕЖ.686243.007 ПС "Опора шинная типа ШО-220.П-1УХЛ1". Руководство по эксплуатации ИВЕЖ.686243.006 РЭ "Опоры шинные типа ШО на напряжение 35, 110, 150 и 220 кВ". Паспорт БШИП.671214.001 ПС "Трансформатор тока типа ТГФ-220-П*".
Кабельная линия связи 220 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности). Код ОКОФ 143120010, инвентарный номер 143120010.
Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ. 143222170. инвентарный номер 31 468. Паспорт устройства комплектного низковольтного БКЖИ.647110.024 ПС ДС 9801419481.01А Заводской номер 15052716001.
Главная схема (система выдачи эл.мощности) - инвентарный номер 407901. -Паспорт "Ограничитель перенапряжений нелинейный ОПН-110-500УХЛ1.
Однако в рамках экспертизы исследованы аналогичные объекты "ОУТ. Главная схема (система выдачи электрической мощности)" инв. номер В340300003, объект "Гибкие связи от главного корпуса до ОРУ" с инвентарным номером В340400002, объект "ОРУ 500 кВ. Главная схема (система выдачи электрической мощности)" с инвентарным номером В340500001, объект "ОРУ - 220 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности)" с инвентарным номером 408389, объект "Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии" с инвентарным номером 107573 на Ростовской атомной станции.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2020 по делу N А53-37167/2019 признано необоснованным применение заявителем пониженной ставки, в том числе по объектам ОУТ с путями перекатки. Главная схема (система выдачи электрической мощности); гибкие связи от ГК до ОРУ. Главная схема (система выдачи эл.мощности), ОРУ - 500 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности), ОРУ - 220 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности), Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии АСКУЭ, кабельная линия связи 220 кВ. Главная схема (система выдачи эл.мощности).
Таким образом, имущество, используемое в производстве электрической энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему налогообложению по льготным ставкам, предусмотренным п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не относится к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов.
Судом учтено, что правомерность применения обществом пониженной ставки по налогу на имущество неоднократно была предметом налоговых споров. В судебных процессах техническая экспертиза не проводилась.
По 4 объектам судом приняты определения о прекращении производства в связи с отказом налогоплательщика от заявленных требований (дело N А42-1068/2019, дело N А42-1068/2019, дело N А42-1068/2019).
По 3 судебным спорам в отношении 11 объектов судом приняты решения, подтверждающие правомерность выводов налогового органа о неправомерном применении пониженной налоговой ставки (дело N А60-37725/18, дело N А35-1982/2019, дело N А60-37725/2018).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2019 по делу N А60-33 86/2019 в удовлетворении требований АО "Концерн Росэнергоатом" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области от 07.09.2018 N 4754 отказано.
Аналогичные выводы подтверждены и в отношении спорного имущества, что сторонами не оспаривается, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-179979/2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-37725/2018 от 23.04.2019 отказано в удовлетворении заявленных АО "Концерн Росэнергоатом" требований.
Судом сделан вывод о том, что все спорные объекты не относятся и не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубо - и газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и,
соответственно, в отношении данных объектов не могут быть применены положения п. 11 ст. 381, п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (том 8 л.д. 95).
В решении Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-40257/2018 от 25.04.2019 по заявлению АО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 29 по Свердловской области о признании недействительным решения от 29.01.2018 N 428 суд сделал вывод, что представленное налоговым органом заключение экспертов от 21.11.2017 N 37-11-17, положенное в основание оспариваемого решения, налогоплательщиком не опровергнуто, доказательств, позволяющих считать соответствующее заключение недостоверным или ошибочным или усомниться в выводах эксперта, в материалы дела не представлено. Вследствие чего спорные объекты не относятся и не могут относиться к линиям энергопередачи, магистральным трубо- и газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, и, соответственно, в отношении данных объектов не могут быть применены положения п. 11 ст. 381, п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.04.2019 по делу N А60-47224/2018 в удовлетворении заявленных АО "Концерн Росэнергоатом" требований отказано. Судом учтены выводы экспертизы от 21.11.2017 N 37-11-17 и сделан вывод о том, что общество является субъектом электроэнергетики, осуществляющий производство электрической, тепловой энергии и мощности с использованием оборудования атомной энергетики, и не является субъектом электроэнергетики (сетевой организацией), осуществляющим оказание услуг по передаче электрической энергии (том 8 л.д. 84).
Решением Арбитражного суда Курской области от 18.05.2020 по делу N А35-1982/2019 по заявлению АО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала "Курская атомная станция" о признании недействительным решения ИФНС Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области от 29.10.2018 от 07-19/18872 в удовлетворении требований отказано.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.03.2020 по делу N А53-37167/19 отказано в признании незаконным решения от 16.04.2019 года N 12547 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения АО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Ростовская атомная станция". Судом указано, что все заявленные доводы связаны с оценкой экспертного заключения АНО "Экспертное бюро "Истина", проведенного по делу NА40-179979/18-20-4277 и указанных в экспертном заключении выводов.
Вместе с тем, указанное экспертное заключение подверглось судебной оценке и не может быть переоценено судом в указанном деле. Указанное решение оставлено без изменения вышестоящими инстанциями.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2019 по делу N А60-19781/2018 АО "Концерн Росэнергоатом" отказано в признании недействительными решений от 25.10.2017 N 2531, от 09.01.2018 N 2624/17.
Вступившим в законную сиду решенмием Арбитражным судом Свердловской области от 14.08.2018 по делу N А60-65826/17 отказано в признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 22.05.2017 N 195.
02.04.2019 Арбитражным судом Курской области по делу N А35-1982/2019 вынесено определение о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по делу А40-179979/18-20-4277.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 10.10.2019 дело N А42-1068/2019 по заявлению АО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Кольская атомная станция", г. Полярные Зори Мурманской области о признании недействительным в части решения от 28.08.2018 N 3468 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области прекращено в связи с представлением обществом заявления об отказе от заявленных требований и прекращении производства по делу.
С учетом изложенного, спорные объекты основных средств, по которым заявителем применены пониженные ставки налога в нарушение п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации не могут быть отнесены к линиям энергопередачи, магистральным трубопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, в связи с чем заявителем в нарушение п. 1 ст. 373, п. 3 ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации обществом неправомерно применены пониженные ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,3 % и 1,6 % в период 2016-2017, что привело к занижению налога на имущество организаций в сумме 155.856.754 руб., в том числе в 2016 - на 126.790.745 руб., в 2017 - на 29.066.009 руб., в связи с чем оспариваемое решение налогового органа в части п. 2.2.1 по доначислению налога на имущество в заявленной сумме и соответствующих сумм пени и штрафа является законным.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.07.2020 по делу N А40-68518/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68518/2020
Истец: АО "РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 4
Третье лицо: ФНС России МИ по крупнейшим налогоплательщикам N6