г. Пермь |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А60-20465/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
при участии от заявителя: Фомецкий С.А. - представитель по доверенности от 31.12.2019, диплом, паспорт;
в судебном заседании в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" присутствуют представители заинтересованного лица Уральского таможенного управления Скурихина Н.В. - по доверенности от 14.01.2020, диплом, паспорт; Бозян А.Э. - по доверенности от 16.12.2019, диплом, паспорт;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Варел НТС"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 23 июля 2020 года
по делу N А60-20465/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Варел НТС" (ИНН 7728736832, ОГРН 1107746428360)
к Уральскому таможенному управлению (ИНН 6662023963, ОГРН 1026602320876)
об оспаривании решения от 31.01.2020 N 41-19/1410,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Варел НТС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральскому таможенному управлению (далее - таможенный орган, Управление) о признании недействительным решения об отказе в возможности изготовить копии документов, изложенного в письме от 31.01.2020 N 41-19/1410.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 июля 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель ссылается на то, что обжалуемое решение Уральского таможенного управления нарушает право заявителя на судебную защиту (части 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации). Указывает, что отсутствие у общества копий запрошенных в таможенном органе документов, лишает заявителя возможности представить суду доказательства в обоснование своей позиции; высказать свое мнение относительно позиции, занимаемой противоположной стороной, и приводимых ею доводов; должным образом аргументировать свою жалобу в суд.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал.
Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы отзыва на жалобу поддержали.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Варел НТО", предметом которой явилось достоверность сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларациях на товары (далее - ДТ), в том числе N N 10504110/030918/0019295, 10504110/060918/0019530, 10504110/051018/0021882, 10511010/050319/0029678, 10511010/150319/0035233, 10511010/100319/0036203, 10511010/020419/0044088.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки оформлен акт камеральной таможенной проверки от 24.01.2020 N 10500000/210/240120/А000014.
Экземпляр акта камеральной таможенной проверки от 24.01.2020 направлен в адрес ООО "ВАРЕЛ НТС" письмом от 24.01.2020 N 41-19/981.
ООО "ВАРЕЛ НТС" направило в Управление письмо от 30.01.2020 N 32 о необходимости ознакомления с материалами таможенной проверки, а также об осуществлении фотографирования материалов проверки с целью реализации права ООО "ВАРЕЛ НТС" на судебную защиту.
Управлением в адрес общества направлен ответ (письмо от 31.01.2020 N 41-19/1410), согласно которому ООО "ВАРЕЛ НТС" уведомлено о возможности ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки, а также о необходимости согласования даты и времени ознакомления с материалами проверки. Дополнительно управлением сообщено о том, что статьей 235 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования.
Полагая, что решение об отказе в возможности изготовить копии документов, изложенное в письме от 31.01.2020 N 41-19/1410, является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое письмо таможенного органа не нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены частями 1 и 3 статьи 335, статьей 336 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 9 пункта 3 статьи 335 ТК ЕАЭС, предусмотрено, что права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки могут устанавливаться законодательством государств - членов ЕАЭС.
Аналогичное положение закреплено в подпункте 6 пункта 1 и подпункте 9 пункта 2 статьи 336 ТК ЕАЭС в отношении прав и обязанностей проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
Статьями 235, 236 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) закреплены права и обязанности проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
Так, в частности, согласно абзацу 3 статьи 235 Закона N 289-ФЗ с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения.
При этом законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не содержит правовых норм, устанавливающих право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки путем их фотографирования, а также соответствующих правовых норм, устанавливающих корреспондирующую обязанность таможенного органа предоставлять проверяемому лицу возможность ознакомления с таможенной проверкой путем фотографирования.
Из материалов дела установлено, что ООО "ВАРЕЛ НТС" направило в Управление письмо от 30.01.2020 N 32 о необходимости ознакомления с материалами таможенной проверки, а также об осуществлении фотографирования материалов проверки с целью реализации права ООО "ВАРЕЛ НТС" на судебную защиту.
Управлением в адрес общества направлен ответ (письмо от 31.01.2020 N 41-19/1410), согласно которому ООО "ВАРЕЛ НТС" уведомлено о возможности ознакомления с материалами камеральной таможенной проверки, а также о необходимости согласования даты и времени ознакомления с материалами проверки. Дополнительно Управлением сообщено о том, что статьей 235 Закона N 289-ФЗ не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования.
Таким образом, Управление не отказало в ознакомлении с материалами таможенной проверки, предварительно согласовав дату и время ознакомления, а лишь уточнило в части отсутствия основания для предоставления заявителю возможности ознакомиться с материалами таможенной проверки путем их фотографирования.
Следовательно, право заявителя на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, не нарушено.
При этом подлежат отклонению доводы заявителя о наличии у него безусловного права на ознакомление с материалами проведенной проверки со ссылкой на положения статьи 24 Конституции Российской Федерации, поскольку исходя из смысла части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации предоставление запрашиваемой информации допустимо лишь в случае, если такая информация непосредственно затрагивает права и законные интересы обратившегося за ее получением лица.
Между тем, по итогам проведения камеральной таможенной проверки таможенным органом были направлены в адрес ООО "ВАРЕЛ НТС" как акт таможенной проверки, так и решения, вынесенные по ее результатам, в связи с чем права и законные интересы общества не были ограничены ни в отношении получения информации об итогах таможенной проверки, ни в отношении реализации права на судебную защиту.
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод суда о соответствии оспариваемого письма закону и отсутствия факта нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что в Арбитражный суд Свердловской области ООО "ВАРЕЛ НТС" поданы заявления об обжаловании решений Управления о классификации товаров от 27.02.2020 N РКТ-10500000-20/000002Д и N РКТ-10500000-20/000003Д, принятые по результатам проведенной камеральной таможенной проверки (дело N А60-26709/2020).
Так, по делу N А60-26709/2020 Управлением приобщены материалы камеральной таможенной проверки, что свидетельствует о возможности общества ознакомиться с указанными материалами в рамках реализации предоставленного заявителю статьей 41 АПК РФ права на ознакомление с представленными доказательствами и с материалами арбитражного дела.
Таким образом, право заявителя на судебную защиту не нарушено, данное право реализовано путем обжалования принятых по результатам камеральной таможенной проверки решений Управления о классификации товаров.
На основании изложенного, заявитель согласно части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал факт нарушения обжалуемым актом своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 июля 2020 года
по делу N А60-20465/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20465/2020
Истец: ООО "ВАРЕЛ НТС"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ