г. Саратов |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А57-9879/2020 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Волковой Т.В., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2020 года по делу N А57-9879/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства по правилам 226-229 АПК РФ, по иску Акционерного общества "ГОРТОП", г. Волгоград (ОГРН 1023402974209, ИНН 3443017506),
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), в лице Приволжского территориального Центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения ЦФТО - филиала ОАО "РЖД",
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области 05.06.2020 г. обратилось Акционерное общество "ГОРТОП", г. Волгоград (ОГРН 1023402974209, ИНН 3443017506) с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании пени за просрочку доставки груза по транспортным ж/д накладным N ЭХ626410, ЭХ001803, ЭХ103925, ЭХ114966, ЭХ287725, ЭХ101419, ЭФ425432, ЭУ923039 в размере 370480,08 руб.; расходов по оплате государственной пошлины в размере 10410,00 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам статей 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2020 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба заявителя рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" дела в порядке упрощенного производства рассматриваются по правилам искового производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ, в частности, судебные заседания по указанным делам не назначаются, в связи с чем лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте судебного заседания, протоколирование в письменной форме и с использованием средств аудиозаписи не осуществляется, правила об отложении разбирательства дела (судебного разбирательства), о перерыве в судебном заседании, об объявлении судебного решения не применяются (статья 226 АПК РФ).
Определение о принятии апелляционной жалобы, выполненное в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, "20" декабря 2019 г. были отправлены 5 вагонов с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 626410 со сроком доставки 29.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 30.12.2019 г.
"09" декабря 2019 г. были отправлены 7 вагонов с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 001803 со сроком доставки 17.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 20.12.2019 г.
"11" декабря 2019 г. были отправлены 2 вагона с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 103925 со сроком доставки 18.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 22.12.2019 г.
"11" декабря 2019 г. был отправлен 1 вагон с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 103895 со сроком доставки 18.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 22.12.2019 г.
"11" декабря 2019 г. были отправлены 9 вагонов с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 114966 со сроком доставки 18.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 22.12.2019 г.
"14" декабря 2019 г. были отправлены 8 вагонов с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 287725 со сроком доставки 23.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 24.12.2019 г.
"11" декабря 2019 г. были отправлены 7 вагонов с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭХ 101419 со сроком доставки 20.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 21.12.2019 г.
"28" ноября 2019 г. были отправлены 4 вагона с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭФ 425432 со сроком доставки 09.12.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 14.12.2019 г.
"19" ноября 2019 г. был отправлен 1 вагон с товаром по Транспортной железнодорожной накладной N ЭУ 923039 со сроком доставки 30.11.2019 г. Однако фактически вагоны прибыли на станцию назначения 06.12.2019 г.
Данное обстоятельство подтверждается соответствующими отметками, проставленными железной дорогой в прилагаемых к исковому заявлению спорных железнодорожных транспортных накладных.
За просрочку доставки груза истец рассчитал пени в соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и направил в адрес ответчика претензию с предложением о добровольной уплате пени, в ответ на которую поступила просьба об отзыве претензии.
Поскольку ответчик в добровольном порядке не выплатил сумму неустойки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В силу статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ РФ) за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В статье 33 УЖТ РФ предусмотрено, что грузы считаются доставленными в срок, если: до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки вагоны с грузами поданы для выгрузки владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесена плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчиком нарушены сроки доставки вагонов от 1 до 6 суток, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Расчет истца произведен с учетом указанных требований по представленным в материалы дела железнодорожным накладным, пени составили 370480,08 руб.
По смыслу статьи 120 УЖТ, претензия предъявляется перевозчику.
Как следует из материалов дела, по указанной накладной перевозчиком выступало ОАО "РЖД".
Истец, действуя в рамках действующего законодательства, правомерно обратился с требованиями о взыскании пени с ОАО "РЖД".
Кроме того, арбитражный суд верно отметил, что просрочка в доставке груза произошла в пределах инфраструктуры ОАО "РЖД".
Из материалов дела усматривается, что претензия была направлена в адрес перевозчика, которую ОАО "РЖД" оставило без удовлетворения.
Таким образом, претензионный порядок, предусмотренный Уставом, истцом соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующие в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Бремя доказывания обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за задержку вагонов, возлагается на перевозчика.
Исходя из общих принципов распределения бремени доказывания, установленных статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, именно ответчик должен доказать, что просрочка в доставке грузов произошла по независящим от перевозчика обстоятельствам и возникла не по его вине.
В свою очередь, ответчик не оспаривает задержку доставки грузов, однако ссылается на несоразмерность размера пени.
Доказательства невозможности подачи вагона грузополучателю в срок, предусмотренный транспортной железнодорожной, обществом "РЖД" не представлено.
Довод ответчика о необходимости применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации обоснованно отклонен судом первой инстанции как недоказанный.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе уменьшить неустойку, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшение неустойки, определенной договором и подлежащей уплате лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, допускается в исключительных случаях, если будет доказано, что взыскание неустойки в предусмотренном договором размере может привести к получению кредитором необоснованной выгоды.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", действовавшем на момент принятия обжалуемого решения, соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается, ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
Данная правовая позиция не противоречит разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, в пункте 73 постановления от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно которым бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Более того, согласно пункту 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Принимая во внимание отсутствие доказательств несоразмерности последствиям нарушения обязательств неустойки, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика.
Таким образом, оснований для снижения размера неустойки у суда первой инстанции не было.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении исковых требований в сумме 370480,08 руб. является правомерным.
Доводы апеллянта относительно того, что п. 6.3 "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245, предусмотрено что срок доставки по транспортной железнодорожной накладной ЭХ 001803 (вагон N 52951811) увеличивается на все время задержки, в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражными судами надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
На основании пункта 2 "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.
Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений данных Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
В пункте 14 "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 содержится норма, аналогичная норме статьи 33 Устава железнодорожного транспорта о том, при каких условиях грузы считаются доставленными в срок.
В пункте 6 "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом", утв. Приказом Минтранса России от 07.08.2015 г. N 245 перечислены случаи увеличения сроков доставки грузов на все время задержки. Так, в силу пункта 6.3 данных Правил срок доставки грузов может быть увеличен перевозчиком для оформления и исправления обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В соответствии со статьей 20 УЖТ предусмотрена обязанность перевозчика и грузоотправителя определять техническую и коммерческую пригодность подаваемых под погрузку вагонов. По правилам пункта 2 указанной статьи техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Перевозчик обязан подавать под погрузку исправные, внутри и снаружи очищенные от остатков ранее перевозимых грузов, в необходимых случаях промытые и продезинфицированные, годные для перевозки.
С момента принятия груза и заключения договора перевозки у ответчика возникли обязательства по доставке груза в сроки, указанные в транспортных железнодорожных накладных. Факт принятия груза ответчиком подтверждает отсутствие претензий ответчика к погрузке и исключает вину грузоотправителя в возникновении указанных неисправностей.
Правовая позиция, согласно которой железная дорога несет ответственность за сохранность перевозки с момента принятия вагона к перевозке и до момента выдачи грузополучателю, если не докажет отсутствие своей вины в несохранной перевозке сформирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 3585/10, от 11.09.2012 года N 3659/12, от 29.01.2013 года N11637/12.
Согласно статье 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза (по настоящему спору вагоны, перевозимые на своих осях), происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Статьей 118 УЖТ предусмотрены основания, по которым перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого к перевозке груза, в частности, если перевозка груза осуществлялась с сопровождением и охраной. При этом согласно пункту 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик должен доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Однако представленные документы сами по себе не могут служить доказательством того, что выявленная техническая неисправность допущена грузоотправителем, поскольку данные документы только констатируют факт обнаружения технической неисправности и не свидетельствуют о том, что неисправность вагона возникла по вине грузоотправителя.
В случаях обнаружения перевозчиком обстоятельств, свидетельствующих о технической, коммерческой неисправности вагонов, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственном простое грузоотправителя. При этом грузоотправитель обязан устранить выявленные перевозчиком неисправности и вновь предъявить вагоны с грузами перевозчику.
Согласно разделу 4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей и сообщений России от 18.06.2003 N 45, в случаях обнаружения технической неисправности вагона в день обнаружения неисправности составляется акт (форма ГУ-106) о техническом состоянии вагона, контейнера. В акте обязательно указываются характер неисправности, ее происхождение, причины.
Следовательно, неисправности, возникшие в результате несоблюдения ответчиком своих обязанностей, не могут считаться возникшими по независящим от перевозчика обстоятельствам.
В подтверждение выявленной технической неисправности ответчик ссылается на железнодорожные накладные.
Однако представленные документы сами по себе не могут служить доказательством того, что выявленная техническая неисправность допущена грузоотправителем, поскольку данные документы только констатируют факт обнаружения технической неисправности и не свидетельствуют о том, что неисправность вагона возникла по вине грузоотправителя.
Согласно статье 20 УЖТ РФ техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.
Поскольку именно ответчиком допущена просрочка согласованных сроков доставки груза, следовательно, именно на ответчике лежит бремя доказывания отсутствия своей вины в нарушении принятого обязательства.
До опровержения такого обстоятельства вина должника в просрочке предполагается.
Таким образом, исходя из специфики спорных правоотношений перевозчик обязан доказать, что им осуществлены все обязательные, необходимые и разумные меры по установлению технической пригодности (исправности) вагонов на момент их принятия к перевозке, что выявленные в пути следования неисправности возникли не по вине перевозчика (его виновных действий или бездействия), имели скрытый характер и не могли быть обнаружены и установлены при обычной приемке вагонов.
Только при наличии указанных обстоятельств увеличение срока доставки груза не будет являться просрочкой доставки груза, а увеличением срока доставки груза в порядке пункта 6.3 Правил N 245.
Данный вывод суда согласуется с судебной практикой по аналогичным спорам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2018 N Ф05-1031/2018 по делу N А40-63280/2017).
Таким образом, аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом результатов рассмотрения настоящего спора расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 августа 2020 года по делу N А57-9879/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), в лице Приволжского территориального Центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения ЦФТО - филиала ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Т.В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9879/2020
Истец: АО ГОРТОП
Ответчик: ОАО Приволжский территориальный Центр фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения ЦФТО-фил. РЖД, ОАО "РЖД