г. Саратов |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А06-12692/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" октября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никольского С.В.,
судей Котляровой А.Ф.., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой Т.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Городок" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 июля 2020 года по делу N А06-12692/2019 (судья Богатыренко С.В.)
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Коммунэнерго" (ОГРН: 1023000828861, ИНН: 3018010781) к товариществу собственников жилья "Городок" (ИНН 3018310601, ОГРН 1053002312703) о взыскании основного долга за потребленную тепловую энергию за период январь-декабрь 2017 г, январь-декабрь 2018 г., январь-август 2019 г. в сумме 234 042 руб.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарного предприятия г. Астрахани "Коммунэнерго" (далее - МУП г. Астрахани "Коммунэнерго", истец) обратилось в арбитражный суд с иском товариществу собственников жилья "Городок" (далее - ТСЖ "Городок", ответчик) о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период январь-декабрь 2017 г, январь-декабрь 2018 г., январь-август 2019 г. в сумме 234 042 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 июля 2020 года с ТСЖ "Городок" в пользу МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" взыскана задолженность за потребленную тепловую энергию за период с января 2017 г. по август 2019 г. в сумме 234 042 руб. С ТСЖ "Городок" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 7681 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ "Городок" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26 июня 2017 года между Муниципальным унитарным предприятием г. Астрахани "Коммунэнерго" (Теплоснабжающая организация) и Товариществом собственников жилья "Городок" (Управляющая компания) заключен договор теплоснабжения N 249. Указанный договор подписан с протоколом разногласий.
Согласно условиям договора теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоносителя соответствующего качества для нужд отопления, горячего водоснабжения и содержания имущества многоквартирных домов до границы эксплуатационной ответственности сетей, установленных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491.
Согласно пункту 4.1.2 договора ответчик обязался оплачивать Теплоснаснабжающей оргнизации по утвержденным тарифам: полную стоимость тепловой энергии и теплоносителя, используемых в целях содержания общего имущества многоквартирного дома; полную стоимость тепловой энергии и теплоносителя на основании двухстороннего акта сверхнормативные потери тепла и теплоносителя в системах теплопотребления (утечки, сбор) теплоносителя, составленного в присутствии ТСЖ или в присутствии представителя органа исполнительной власти.
Отказ ТСЖ от подписи в акте не освобождает его от оплаты потребления тепловой энергии и теплоносителя в установленном порядке.
Пунктом 7.2 договора установлено, что расчетным периодом по настоящему договору является календарный месяц.
Расчеты за тепловую энергию и теплоноситель, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирных домов осуществляется Управляющей организацией путем перечисления денежных средств на расчетный счет Теплоснабжающей организации до 15 числа месяца, следующего за расчетным на основании счета фактуры, самостоятельно полученной в Теплоснабжающей организации.
Порядок расчетов за энергию определен разделом 7 договора N 249. Товарищество собственников жилья "Городок" выбрано формой управления собственниками многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д.45/6.
В период январь-декабрь 2017 г, январь-декабрь 2018 г., январь-август 2019 г. истец производил отпуск тепловой энергии (горячая вода) в многоквартирный жилой ул. Хибинская, д.45/6 для содержания мест общего пользования на общую сумму 234 042 руб. С 01.01.2017 по июнь 2017 года истец заявил требования по фактическому потреблению тепловой энергии, а с 26.06 2017 года по август 2019 года по договору N 249.
Поскольку ответчиком не исполнены обязательства по оплате тепловой энергии после направления претензии, истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию в период январь-декабрь 2017 г, январь-декабрь 2018 г., январь-август 2019 г.
Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно руководствовался следубщим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обстоятельства одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передавать имущество, выполнять работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Если подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, то эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 148, 152, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья управляет многоквартирным домом и заключает договоры на управление им, осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе, осуществляет содержание общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в доме N 45/6 по адресу: г. Астрахань, ул. Хибинская, д.45/6 выбрали форму управления Товарищество собственников жилья.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 354 товарищество или кооператив, если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление товариществом или кооперативом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил, с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.
Договор теплоснабжения для содержания общего имущества МКД между сторонами заключен 26.06.2017 года.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
С 01.01.2017 г. в связи с вступлением в силу ч. 9 ст. 12 ФЗ N 176-ФЗ от 29.06.2015 г. в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016 г.
В соответствии с п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
С 01.01.2017 г. плата за коммунальные ресурсы (кроме тепловой энергии, используемой для предоставления коммунальных услуг по отоплению), потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которых в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, товариществом собственников жилья (ТСЖ), жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, включается в плату за содержание жилого помещения.
С изменением действующего законодательства с 01.01.2017 г. коммунальная услуга ОДН переведена в жилищную услугу и выставляется потребителям непосредственно ответчиком.
Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, включены в структуру платы за жилое помещение.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по оплате тепловой энергии в горячей воде на содержание мест общего пользования составила 234 042 руб.
Расчет проверен, признан верным.
Довод жалобы о том, что площадь помещения, входящая в общее имущество многоквартирного дома равна 226,5 кв.м. был предметом рассмотрения и правомерно отклонен в силу следующего.
Согласно приложению N 2 к Правилам N 354 и по смыслу приложения N 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема горячей воды, отопления, предоставленных на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир МКД и предназначенных для обслуживания более одного помещения в МКД (согласно сведениям, указанным в паспорте МКД): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом МКД, не принадлежащих отдельным собственникам.
Из названных норм следует, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в МКД размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, определяется по формуле, которая содержит такой показатель как норматив потребления соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН в МКД, установленный в соответствии с Правилами N 306 и общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества МКД.
Перечень помещений общего пользования применительно к виду ресурсоснабжения, входящих в состав общего домового имущества, перечисленных в названных правилах, носит исчерпывающий характер и произвольному толкованию и применению не подлежит.
Из материалов дела следует, что истец при расчете использует площадь мест общего пользования в размере 2 246, 7 кв.м.
Указанная площадь подтверждается письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с приложением перечня многоквартирных домов с указанием площади мест общего пользования.
Согласно сведениям Астраханского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", указанным в письме N 30/60 от 11.01.2013 г., общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома составляет 2 246,7 кв.м.
Согласно письму государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки (БТИ)" общая площадь всех помещений общего пользования составляет 2 246,7 кв.м. Указанная в техническом паспорте, составленном на 1993 г. общая площадь коридоров и мест общего пользования в размере 226,5 кв.м. составляет площадь только общих коридоров без учета лестничных клеток и площадок.
Кроме того, согласно приложению N 3 к договору общая площадь всех помещений общего пользования составляет 2 246,7 кв.м.
Доказательств обратного заявителем в нарушение статьи 65 Кодекса в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о том, что он является ненадлежащим ответчиком, поскольку оплата потреблённой тепловой энергии производится потребителями на основании прямых договоров, судебной коллегией отклоняются в силу следующих обстоятельств.
Согласно частям 17, 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 64 Правил N 354, допустимым является сохранение прямых расчетов между теплоснабжающей организацией и собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома в том числе, когда управление таким домом осуществляется управляющей организацией.
Волеизъявление собственников помещений, напрямую оплачивать теплоснабжающим организациям за коммунальные услуги, соответствует нормам действующего законодательства, а также не нарушает схему правоотношений между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
В силу части 2.3. статьи 161 ЖК РФ, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и теплоснабжающая организация как поставщик.
Прямые договоры между собственниками (нанимателя) помещений в многоквартирном доме и теплоснабжающими организациями возможны только при непосредственном управлении многоквартирными домами. В указанном случае, теплоснабжающие организации являются исполнителями коммунальных услуг (пункты 17 и 40 Правил N 354).
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
Таким образом, как указано выше, исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых помещений является ТСЖ "Городок"", а МУП г. Астрахани "Коммунэнерго" - теплоснабжающей организацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Подпунктом 4.4. пункта 2 статьи 44 ЖК РФ установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
- принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанные протоколы собственников помещений о желании заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, ответчиком, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлены.
Арбитражное судопроизводство в России строится на основе принципа состязательности (статьи 123 Конституции Российской Федерации, статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), который заключается в обеспечении сторонам дела "паритетной" возможности доказывать свою правовую позицию всеми доступными им согласно закону способами. Этот принцип в силу его прямого закрепления в Конституции Российской Федерации носит универсальный характер и распространяется на все категории судебных споров. Неиспользование стороной возможности представить доказательства в обоснование своих требований (возражений) по делу оставляет риск возникновения для нее негативных последствий такого процессуального поведения. В арбитражном процессе суд согласно Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации не играет активной роли в сборе доказательств, а лишь обеспечивает их надлежащее исследование на началах независимости, объективности и беспристрастности.
На момент рассмотрения спора, ответчиком не представлено доказательств оплаты потребленной теплоэнергии в размере 234 042 руб., а равно, наличия (отсутствия) долга в ином (меньшем) размере. Таким образом, ответчик в одностороннем порядке уклонился от исполнения обязательств оплаты за коммунальный ресурс.
В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что судебный акт постановлен при правильном применении норм права и основан на материалах дела. Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 июля 2020 года по делу N А06-12692/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Никольский |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-12692/2019
Истец: МУП г. Астрахани "Коммунэнерго"
Ответчик: ТСЖ "Городок"
Третье лицо: ФГБУ "Астраханский государственный фонд технических данных и кадастровой оценки" БТИ