город Омск |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А46-10920/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Воронова Т.А., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9853/2020 индивидуального предпринимателя Ермилова Михаила Владимировича на решение Арбитражного суда Омской области от 03.08.2020 по делу N А46-10920/2020, принятое по иску индивидуального предпринимателя Ермилова Михаила Владимировича (ИНН 550401052805, ОГРН 304550112700038) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) о признании односторонней сделки по расторжению договора недействительной и применении последствий ее недействительности,
при участии в судебном заседании представителя от Администрации Октябрьского административного округа города Омска - Кофановой Ю.Т. (по доверенности от 11.08.2020);
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ермилов Михаил Владимирович (далее - заявитель, ИП Ермилов М.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Администрации Октябрьского Административного округа города Омска (далее - заинтересованного лица, Администрация), в котором просил:
- признать одностороннюю сделку ответчика по расторжению договора N ОАО-НТО-1-049 от 11.01.2016 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, выраженную в распоряжении главы Администрации Октябрьского административного округа г. Омска N 238 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" от 22.04.2020 - недействительной;
- применить последствия недействительности сделки - признать договор от 11.01.2016 N ОАО-НТО-1-049 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска - действующим.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.08.2020 по делу N А46-10920/2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Ермилов М.В. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта.
Мотивов несогласия с вынесенным судебным актом апелляционная жалоба не содержит.
В письменном отзыве Администрация просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившегося в судебное заседание представителя истца, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Ермилов Михаил Владимирович в 2006 году приобрёл у Косихина М.В. торговый павильон площадью 29 кв.м., расположенный по адресу: г. Омск, ул. Кирова - 4 Рабочая в Октябрьском административном округе, в связи с чем вступил на права арендатора по договору аренды земельного участка от 01.10.1998 N Д-О-1-63-1625.
11.01.2016 между ИП Ермиловым М.В. и администрацией Октябрьского административного округа города Омска был заключен договор N ОАО-НТО-1-049 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в соответствии с которым истцу предоставлено на 1 год место на размещение нестационарного торгового объекта площадью 29 кв. м.
Срок действия договорных отношений истёк 11.01.2017.
В соответствии с постановлением N 1812-п и условиями заключённого с предпринимателем договора (пункт 3.2.10 договора) по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения собственник НТО обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трёх рабочих дней Уполномоченному органу по акту приёма-передачи.
Как указывает истец, оплата по вышеназванному договору производилась регулярно по настоящее время, уведомлений о расторжении договора и требований об освобождении земельного участка, на котором расположен принадлежащий спорный павильон, в адрес истца от ответчика не поступало.
22.04.2020 издано распоряжение главы Администрации Октябрьского административного округа г. Омска N 238 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с которым принадлежащий истцу павильон, расположенный в 70 м. восточнее относительно девятиэтажного жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: город Омск, улица Кирова, дом 10, в Октябрьском административном округе города Омска (дефис 15 пункта 1 распоряжения), определен самовольно размещенным объектом.
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до 03.05.2020, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 04.05.2020 по 16.06.2020.
Полагая, что данным распоряжением Администрация Октябрьского административного округа г. Омска в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора от 11.01.2016 N ОАО-НТО-1-049 на размещение нестационарного торгового объекта посредством вынесения незаконного распоряжения, предприниматель обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем выразил несогласие истец.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Следовательно, расторжение договора арендодателем в одностороннем порядке является сделкой, поскольку направлено на прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Администрация в порядке исполнения своих полномочий согласно Положению об Администрации Октябрьского административного округа города Омска и постановлению Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" является уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения, а также осуществляет контроль за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов.
Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 1, статьи 421, пункта 1 статьи 445 ГК РФ заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом Российской Федерации или иным законом установлена обязанность по его заключению в силу публичности такого договора, либо если такая сторона приняла на себя добровольное обязательство по заключению соответствующего договора.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок включения в схему размещения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона N 381-ФЗ). Следовательно, схема размещения НТО утверждается в целях необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута регламентировано главой V.6 ЗК РФ.
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" принято постановление Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
В силу Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, утверждённого приведённым постановлением, этот правовой акт определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в неё изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Согласно пункту 3 Порядка размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утверждённой Администрацией города Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения нестационарных торговых объектов).
Схема размещения нестационарных торговых объектов - совокупность систематизированных материалов в форме текста, таблиц на электронном и бумажном носителях, основывается на результатах инвентаризации существующих нестационарных торговых объектов и мест их размещения, анализе и характеристике текущего состояния развития инфраструктуры розничной торговли, а также оценке обеспечения территориальной доступности торговых объектов для населения.
Схема размещения нестационарных торговых объектов отражает количественные и качественные показатели сети нестационарных торговых объектов и параметры их использования в целях, определенных настоящим Порядком.
Нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное (мобильное) сооружение.
Право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, определяется по результатам торгов, проводимых в форме аукциона.
Органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - уполномоченный орган), являются администрации административных округов города Омска.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов устанавливаются, в том числе: 1) адресные ориентиры нестационарного торгового объекта; 2) площадь нестационарного торгового объекта; 3) вид торговли; 4) специализация торговли на нестационарном торговом объекте: специализированная (с указанием реализуемой группы товаров) или универсальная (продовольственные и (или) непродовольственные товары); 5) период размещения нестационарного торгового объекта (для сезонных объектов торговли); 6) общее количество нестационарных торговых объектов; 7) общее количество нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
Самовольно установленный нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения настоящего Порядка.
Незаконно размещённый нестационарный торговый объект - нестационарный торговый объект, не демонтированный владельцем нестационарного торгового объекта по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством.
Владелец нестационарного торгового объекта - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником нестационарного торгового объекта или владеющее нестационарным торговым объектом на иных законных основаниях.
Павильоны и киоски относятся к временным сооружениям, которые являются типами НТО (пункт 7 Порядка).
Требования к архитектурному облику нестационарного торгового объекта указываются в паспорте нестационарного торгового объекта.
Паспорт НТО - документ, представляющий собой совокупность материалов в текстовой и графической форме, устанавливающий требования к типу, назначению, габаритам, внешнему виду НТО, а также требования по благоустройству прилегающей к нему территории с обозначением её границ (пункт 8 Порядка).
Названный Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска вступил в силу с 01.01.2015.
Согласно пункту 9 Порядка органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - уполномоченный орган), являются администрации административных округов города Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением настоящего Порядка при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
При осуществлении контроля за соблюдением настоящего Порядка уполномоченный орган, в том числе: 1) осуществляет учёт нестационарных торговых объектов и контроль за их размещением; 2) осуществляет контроль за исполнением условий договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе за целевым использованием места размещения нестационарного торгового объекта; 3) принимает меры по недопущению самовольного переоборудования нестационарного торгового объекта, влекущего придание ему статуса объекта капитального строительства; 4) выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; 5) осуществляет вынос незаконно размещённых и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске; 6) осуществляет сбор, подготовку и направление материалов в суд (в том числе по взысканию задолженности по плате за размещение нестационарного торгового объекта) и иные органы и организации в связи с нарушением настоящего Порядка; 7) осуществляет учет и контроль за правильностью, полнотой и своевременностью осуществления платы за размещение нестационарного торгового объекта (пункт 50).
Из материалов дела следует, что договор, заключённый с предпринимателем, прекратил своё действие еще 11.01.2017, на новый срок не перезаключался.
При данных обстоятельствах правовых оснований для размещения НТО у истца на момент рассмотрения дела не имелось.
Принимая во внимание прекращение действия договора от 11.01.2016 N ОАО-НТО-1-049 и отсутствие у предпринимателя законных оснований для размещения спорного НТО, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности распоряжения администрации Октябрьского административного округа города Омска от 22.04.2020 N 238 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества" в части спорного НТО.
Каких-либо доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба истца не содержит, конкретные нарушения, допущенные, судом первой инстанции, не названы и не мотивированы применительно к нормам материального и процессуального права.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, отказав в удовлетворении исковых требований ИП Ермилова М.В., суд первой инстанции принял правомерное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ермилова Михаила Владимировича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.08.2020 по делу N А46-10920/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Т.А. Воронов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10920/2020
Истец: ИП ЕРМИЛОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА ГОРОДА ОМСКА