г. Вологда |
|
29 октября 2020 г. |
Дело N А52-110/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 октября 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Владимировой Е.И. по доверенности от 22.04.2020, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Вальцевой О.В. по доверенности от 13.05.2020, Тимофеевой Д.И. по доверенности от 17.06.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Псковской области апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Псковской области от 04 августа 2020 года по делу N А52-110/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536; адрес: 180017, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб., о признании незаконным и отмене представления от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 04 августа 2020 года оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения обществу наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб., размер штрафа изменен на 300 000 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Указывает на то, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства носит однократный характер. Также указывает на то, что объект заявителя располагается на территории садового некоммерческого товарищества "Дорожник-1" (далее - СНТ "Дорожник-1"), имеет действующее технологическое присоединение к электрическим сетям СНТ "Дорожник-1" (опосредованное присоединение), через которое осуществляется энергоснабжение. Считает, что поскольку дом Смирновой Н.В. подключен к электросетевому хозяйству СНТ "Дорожник-1", то увеличение мощности могло быть осуществлено только в данной точке присоединения и только путем перераспределения мощности самим СНТ "Дорожник-1". Полагает, что поскольку дом Смирновой Н.В. непосредственно к сетям общества ранее не подключался, у заявителя нет обязанности произвести увеличение мощности в имеющейся точке присоединения. Также считает, что выводы суда о том, что СНТ "Дорожник-1" не является сетевой организацией и на него не распространяются обязанности, предусмотренные для сетевых организаций, основаны на неверном толковании норм права, регламентирующих правила технологического присоединения. СНТ "Дорожник-1" перераспределив часть своей максимальной мощности в пользу заинтересованного лица, вправе при необходимости обратиться в сетевую организацию за увеличением своей собственной мощности.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, СНТ "Дорожник-1" обратилось в общество с заявкой от 31.10.2019 N 76-03067/19 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указав следующие сведения: щит учета энергоснабжения жилого дома для энергоснабжения участка N 2 Смирновой Н.В., расположенного по адресу: Псковская область, Великолукский район, деревня Кузнецово, участок N 2 СНТ "Дорожник-1".
Запрашиваемая максимальная мощность составляла 10,5 кВт при напряжении 0,4 кВт, максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств составляла 4,5 кВт при напряжении 0,23 кВт. Суммарная максимальная мощность - 15 кВт.
Причиной обращения (пункт 10 заявки) указано - увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
По итогам рассмотрения заявки общество направило СНТ "Дорожник-1" письмо от 05.11.2019 N МР2/7-5/1910-4/2657, по сути, отказав в осуществлении технологического присоединения жилого дома Смирновой Н.В., поскольку объект ранее подключен к сетям СНТ "Дорожник-1", а технологическое присоединение носит однократный характер.
В управление поступило заявление от 15.11.2019 Смирновой Н.В. на действия общества в части отказа в осуществлении технологического присоединении, а именно в увеличении мощности ранее присоединенного устройства.
Должностным лицом управления вынесено определение от 13.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования управление пришло к выводу о нарушении обществом пунктов 2(2), 3, 6, 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В указанном факте управление усмотрело признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Кроме того, управление установило, что ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за аналогичное правонарушение (постановление от 05.07.2019 N 060/04/9.21-44/2019).
По данному факту должностным лицом управления в отношении общества составлен протокол от 25.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением управления от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена названной нормой Кодекса, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Одновременно управлением обществу выдано представление от 30.12.2019 N 060/04/9.21-427/2019 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, установив наличие правовых оснований для вынесения оспариваемых постановления и представления, изменил постановление в части суммы штрафа, уменьшив его размер в два раза.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований указанных нормативных актов.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом N 35-ФЗ.
Статьей 3 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе оказание услуг по передаче электрической энергии потребителями электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; территориальной сетевой организацией - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Общество является субъектом естественной монополии и на него распространяются положения об административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В силу пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации) (пункт 8 Правил N 861).
Содержание заявки и перечень документов, прилагаемых к ней, определены пунктами 9, 10 Правил.
Сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 11 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 15 Правил в адрес заявителей, указанных в пунктах 12 (1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 8 и направляется заявителю - физическому лицу (пункт 14 Правил).
В силу пункта 2(2) Правил N 861, их действие распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.
Согласно пункту 8(5) Правил N 861 в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
Положения пункта 8(5) Правил N 861 согласуются с положениями статьи 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение заявки об увеличении максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств в таком случае регулируется разделом 2 Правил N 861, то есть по правилам, установленным к подаче заявки на технологическое присоединение.
В материалах дела видно, что на момент обращения СНТ "Дорожник-1" в общество Смирнова Н.В. являлась членом данного товарищества, жилой дом, принадлежащий Смирновой Н.В., расположен на территории СНТ "Дорожник-1", имеет действующее подключение к его электрическим сетям.
СНТ "Дорожник-1", в свою очередь, имеет технологическое подключение к объекту сетевого хозяйства общества, разграничение балансовой принадлежности проходит по опоре 149 ВЛ-10 кВ л.136-01 (акт об осуществлении технологического присоединения от 02.06.2011 N 1509). Максимальная мощность, закрепленная за СНТ "Дорожник-1", составила 70 кВт.
Таким образом, технологическое присоединение объекта Смирновой Н.В. осуществлено в составе энергопринимающих устройств СНТ "Дорожник-1" от электрических сетей общества.
Поскольку СНТ "Дорожник-1" действует в интересах всех членов некоммерческого объединения, то при обращении Смирновой Н.В. с просьбой осуществить увеличение мощности энергопринимающих устройств, оно 31.10.2019 обратилось в сетевую организацию с заявлением на технологическое присоединение жилого дома.
Учитывая, что технологическое присоединение объекта Смирновой Н.В. осуществлено с использованием электрических сетей общего имущества СНТ "Дорожник-1", в отношении энергопринимающих устройств Смирновой Н.В. возможно только увеличение мощности по существующей схеме электроснабжения.
Вместе с тем, присоединенная мощность СНТ "Дорожник-1" составляет всего 70 кВт на общее количество участков - 42, то есть в среднем 1,66 кВт на один участок (письмо СНТ "Дорожник-1" от 24.12.2019).
С учетом положений пункта 34 и 34(3) Правил N 861, снижение объема максимальной мощности с устройств одних потребителей - граждан с одновременным перераспределением объема снижения максимальной мощности от объема максимальной мощности в пользу иных граждан недопустимо.
Таким образом, довод общества о том, что увеличить мощность на участке Смирновой Н.В. должно было само СНТ "Дорожник-1" путем перераспределения мощности между иными членами садоводства, то есть в соответствии с разделом 4 Правил N 861, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельным.
Общество в установленный срок проект договора на технологическое подключение заявителю не направило, письмом от 05.11.2019 фактически отказало СНТ "Дорожник-1" в осуществлении технологического присоединения в части запрашиваемого увеличения мощности, указав, что технологическое присоединение допускается только один раз.
Таким образом, обществом в нарушение подпунктов 2 (2), 3, 6, 15, абзаца тринадцатого пункта 15 Правил N 861 не осуществлено технологическое присоединение с учетом увеличения мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Следовательно, в действиях общества имеется событие правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод заявителя о том, что сетевая организация увеличение мощности может осуществить исключительно в точке технологического присоединения, которая определена актом от 02.06.2011 N 1509 с СНТ "Дорожник-1", а товарищество в последующем уже увеличенную мощность может перераспределять с учетом пожеланий членов садоводства, правомерно не принят судом ввиду следующего.
В силу абзаца тринадцатого пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В данном случае общество запрос в СНТ "Дорожник-1" не направляло, его мнение на предмет желания увеличить мощность энергопринимающих устройств в точке непосредственного присоединения к энергоустройствам не уточняло.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено.
Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил N 861. Неустранимых сомнений в виновности заявителя не имеется.
Повторное совершение обществом административного правонарушения подтверждается постановлением от 05.07.2019 N 060/04/9.21-44/2019.
Ввиду изложенного, рассматриваемое деяние общества обоснованно квалифицировано управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в деянии общества состава вмененного ему в виду административного правонарушения.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
В рассматриваемой ситуации определенный судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа в сумме 300 000 руб. соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерен его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированным КоАП РФ.
Таким административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Рассматривая требование заявителя о признании незаконным представления от 30.12.2019, суд первой инстанции правомерно принял во внимание положения статьи 29.13 КоАП РФ, пункта 20.1 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и установил обоснованность вынесенного представления, поскольку содержащиеся в нем требования полностью соотносится с характером выявленного правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают. Несогласие общества с толкованием судом правовых норм, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не свидетельствуют о наличии оснований отмены обжалуемого судебного акта
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 04 августа 2020 года по делу N А52-110/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-110/2020
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", ПАО Псковский филиал "МРСК Северо-Запада"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области